Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

 Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эстетическое воспитание учащихся Развить навыки сочувствия и милосердия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

Тема: «Из зерна добра – цветок доброты!»

Учитель русского языка и литературы:

Демченко Анастасия Геннадьевна

Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;

2. Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихся;

3. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся;

4. Развить навыки сочувствия и милосердия.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

           Слайд 1

 Ученик читает:

             Звезды зажглись в таинственной мгле…

            Ангелы сходят с небес.

             Дети, Младенец-Христос на земле-

             Чудо свершилось чудес!

             Будет конец преступленью и злу,

             Верой зажгитесь сердца!

             Бог, среди нас, поклоняйтесь Ему,

             Славьте Младенца-Христа!

Учитель: 

 Каждый год, после новогодних каникул, у нас проходит рождественская неделя.

 7 января мы встретили самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Этот праздник особенно любим нами.  А сейчас идет святочная неделя, люди славят Христа песнями, ходят в гости, дарят подарки, веселятся.

Слово учителя

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время совершения добрых дел.

Слайд 2

В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню

Учитель:

Рождество – это дни всеобщей любви и добра.

Слайд 3

Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.

«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».

Ученики: Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.

 Слайд 4

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать. 

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

В жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказа, с которым вы знакомились дома. Назовите его.

Ученики: Федор Михайлович Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

Учитель: Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса? Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять? И вместе сформулируем тему урока.

Слайд 5

Ученики: Тема: проблема доброты и милосердия (по рассказу Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов.

Слайд 6 Учитель: В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит как раз в дни, когда под Новый год и Рождество, всем хочется верить в добрые чудеса. Это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей.

Слайд 7 В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”.

Запишем в тетрадях:

Слайд 8

Жанровые особенности святочного рассказа.

– хронологическая приуроченность;
– наличие элемента чудесного;
– наличие рассказчика;
– наличие среди героев ребёнка;
– наличие нравственного урока, морали;
– у рассказа счастливый финал.

Запишем определение.
Слайд 9 

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

2. Анализ рассказа, групповая форма работы

2. Слово учителя перед чтением рассказа.

Рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, написанный в 1876 году, стал классическим рождественским рассказом, он не раз переиздавался в сборниках святочных рассказов и породил множество подражаний. Ф.М.Достоевский – взрослый писатель, но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Автор с болью в сердце писал о детских страданиях, он хотел разбудить совесть каждого человека, призвать нас к состраданию униженным и обездоленным.

Пересказ.

Учитель: 1.Когда происходят действия в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке»?

Ученик: (События происходят на кануне Рождества)

Слайд 10 Пересказ учениками  по плану

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик в городе.

Учитель: В начале нашего рассказа мы видим подвал, где на тонкой подстилке покоится мертвая мать мальчика. Все куда-то разбрелись, остались мертвые, умирающие. В центре города, готовящегося праздновать Рождество, -грязный подвал. Мертвая мать, ребенок, которому холодно и голодно. И для всех празднующих Рождество, а мальчик лишний- мешающий празднику.
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.
10."Христова ёлка".

Работа с тестом:

Учитель: Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
Учитель: А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

УЧЕНИК: Я думаю, автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.
  
УЧЕНИК: Достоевскому важно, как мне кажется, дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
  
УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.
Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе. (Анализ композиции, ее изобразительно)

Учитель: В данном рассказе обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.
  
Учитель:  Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
  
УЧЕНИК: Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.
  
УЧИТЕЛЬ: Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…
УЧЕНИК: Знакомство с героем рассказа
УЧИТЕЛЬ: Развитие действия…
УЧЕНИК: Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.
УЧИТЕЛЬ: Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод…
УЧЕНИК: Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.
УЧИТЕЛЬ: Это кульминация рассказа. А развязка?
УЧЕНИК: Мальчик умирает.

Слайд 11Учитель: Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя

Ученики: 

 ( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
"маленького" роста, и возраст- "лет семь", и одежда — "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать".

 Учитель: Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид.

По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

УЧЕНИК: В моем представлении этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен. 

Слайд 12 Учитель: И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой.

Ученики: ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

Учитель:  Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?
  
УЧЕНИК: Чувство брезгливости, безысходности, тупика.
  
УЧИТЕЛЬ: В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…

 Слайд 13( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то"). 

( после описания детского праздника автор воспроизводит  восхищение увиденными куклами, которые были совсем «как живые», маленькие разодетые в красные платьица нарядные. ) Зачем???

Куклы в рассказе противопоставляются мертвым душам людей.


  

????Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
  
УЧЕНИК: Мне кажется, чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. 

Но он, остается по ту сторону праздника.

Он способен радоваться счастью другого человека, несмотря на барьеры (стекло) и социальное положение.
  
УЧЕНИК: Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.
  
УЧИТЕЛЬ: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".
   Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? (запись)
  
Слайд 14 УЧЕНИК: "Вспомнил, заплакал, побежал".
  
УЧИТЕЛЬ: Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

Отчуждение ребенка от того, что ложно наполнять его жизнь: радость, счастье, - мы видим ненормальное, бесчеловечное, преступное отношение людей.

 Слайд 15  Учитель:  Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.
  
УЧЕНИК: "Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.
  
УЧЕНИК: "Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.
  

Учитель: Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные? 
  
УЧЕНИК: Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.
  

  
Учитель:  на протяжении всего рассказа мы встречаем слово «Вдруг»» ? как вы думаете, зачем автор использует такие повторы? Найдите эпизоды,  с чем связанно?

Это слово – «неожиданность, внезапность, катастрофа», встречается очень много раза, около 18. Это знак и физической боли, и душевной, сердечной. Он не плакал, когда прощался с мамой, . Малыш начинает понимать «Вдруг» свою отчужденность и чужеродность, ( он лишний в мире людей). Вдруг удар по голове, подножка. А когда он «вдруг» услышал песню, которую запела мама – здесь это слово символизирует избавление от страданий, обретение душевного комфорта.

Последнее «Вдруг» - переход в лучший из миров – « он протянул ему руки, и вдруг какой свет..»!

В части, где описывается Христова ёлка нет никаких «вдруг» - это не случайно.  Неровному ритму земной жизни противостоит вечная гармония мира небесного.

Учитель:  Вспомните, во что был одет мальчик?
  
УЧЕНИК: В халатик.
  
УЧИТЕЛЬ: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

  Учитель:  Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
  
УЧЕНИК: Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы.
  
УЧЕНИК: А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.
  
УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел.

Слайд 16 запись И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

Учитель: Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту, учимся исследовать, находить детали.

Учитель: Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как

Относятся люди?

Слайд 18 Ученики: (зачитывают цитаты из текста)

Мальчика встречает равнодушие горожан. «Все бегут, едут». Ребёнок одинок в праздничные толпе, спешащей к себе домой.

- Полицмейстер отвернулись (безразличие);

- Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

- Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

Учитель: Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться?

Слайд 19

Ученики: Нет, он еще больше замерзает. ХОЛОДНО!

- Не мог согнуть красные пальчики

- На ручки дует

- ОДИНОКО, ЖУТКО.

Учитель: Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

Мальчик остался в этом мире?

Ученики: Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.

Учитель: Что происходит потом?

Ученики: Засыпает на улице.

Учитель: Что он видит? Какой эпизод является самым ярким в рассказе?

Слайд 20 Христова ёлка – это кульминация рассказа.

Учитель:  Зачем Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает праздник для умерших детей?

(Если на Земной ёлке мальчик встречается с бездушием эгоизмом, то на ёлке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле.- семью, дом, где его любят. «О, какой свет! Какая ёлка!! Нигде еще, он не видел таких деревьев!. Все сияет кругом все куколки – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все кружатся около него, все целует го..

На ёлке собраны дети, которые покинули наш мир, не успев вырасти. Автор говорит о том, что они замёрзли или задохнулись, погибли от голода. Тут же находятся и их матери.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

 Никто не оказал помощи не проявил сострадания даже в дни Рождества , в дни милосердия, доброты и всепрощения. В этом мире страдают даже дети- а виной всему равнодушие общества.

  
Учитель:  Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
  


УЧЕНИК: Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.


УЧИТЕЛЬ:.  Писатель наглядно показывает – мы в своей повседневной жизни оказываемся так же жестоки и неотзывчивы. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы он никогда не забывал, что рядом с его сытой и благополучной жизнью есть другая- голод, страдания, унижения.  

Учитель:  Можно ли финал рассказа назвать счастливым?

Слайд 22Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа – счастливый, а если нет – другое дело.. Веришь или нет — вот что главное. 
  
Учитель Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?
  
УЧЕНИК: По-моему, милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу ("тихому голосу").
  
Итог урока:

(Запись) Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.
Слайд  Актуален ли рассказ в наше время?

Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
С праздником Рождества!!

УЧИТЕЛЬ: Бог никогда не исчезает, но если человек что-то неправильно делает, грешит, он сам как бы отдаляется от Бога, перестает чувствовать Его присутствие. Может мы перестали видеть Его, потому, что сделали что-нибудь дурное? Заглянем в себя, постараемся найти конкретный поступок, за который нам было стыдно. Не будем говорить о этом вслух, но каждый пусть даст обещание больше не делать этого. Когда мы совершаем какой-нибудь поступок добрый или отказываемся принять участие в плохом поступке, мы приближаемся к Господу.

-А какие поступки мы отнесем к хорошим?

- Какие добрые поступки вы уже совершили?  Примеры детей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....

Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

Урок по развитию навыков  анализа  художественного произведения и читательского вкуса....