«Твори добро» (по святочным рассказам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Б. Екимова «За тёплым хлебом»).
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цель урока: 

  1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;                                                                                         
  2. Анализ рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
  3. Знакомство с рассказом современного писателя Б. Екимова «За тёплым хлебом», проследить в тексте традиции святочного рассказа и обозначить параллели с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
  4. Выявить художественное мастерство и нравственную проблематику рассказов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatochnyy_urok.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

«Твори добро» (По святочным рассказам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и  Б. Екимова «За тёплым хлебом»).

 Звучит песня Шуры «Твори добро»

Цель урока:

Обучающие:

  1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;                                                                                          
  2. Анализ рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
  3. Знакомство с рассказом современного писателя Б. Екимова «За тёплым хлебом», проследить в тексте традиции святочного рассказа и обозначить параллели с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
  4. Выявить художественное мастерство и нравственную проблематику рассказов.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) совершенствовать навыки самостоятельной работы исследовательского характера;

5) формировать умения целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры;

6) вырабатывать навык аргументированного выражения своей точки зрения;

7) расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.

 Воспитывающие:

1) продемонстрировать учащимся образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям;

2) воспитывать эмоциональную культуру, милосердие, сочувствие, другими словами, духовно-нравственное воспитание старшеклассников;

3) воспитывать интерес к предмету.

Методы: «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, игровая методика, эвристическая беседа.

Оборудование: столы выстроены в 5 групп, по цвету шляп: на каждом столе лежит шляпа определённого цвета (белая, красная, жёлтая, чёрная, зелёная, синяя), учитель-модератор тоже находится в синей шляпе. Компьютерная презентация, тексты рассказов на столах, листочки ручки, карточки с заданиями, бумажные ёлочные игрушки, на которых ученики будут писать свои пожелания, на стенах класса плакаты с высказываниями о милосердии, сострадании, доброте, на столах могут находиться подсказки, шаблоны.

                                                                                       Эпиграф.            

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

    Библейская заповедь.

Ход урока.

  1. Урок начинается с игры, которая настраивает ребят на работу: «Молекулы объединяйтесь».
  2. Распределяются по группам (5 столов по 4 человека)
  3. Учитель сообщает тему и цели урока.

Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М. Достоевского — одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор.

  1. Вопрос. Прочитайте эпиграф и подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. Чему мы сегодня будем учиться?

Группы всегда будут отвечать в таком порядке:

  1. «Белая шляпа»
  2. «Чёрная шляпа»
  3. «Жёлтая Шляпа»
  4. «Красная шляпа»
  5. «Зелёная шляпа»
  6. «Синяя шляпа»

  1. Представление рассказа (даём время на подготовку группам)

Рассказ от 1 лица.

Мне шесть лет. Помню, что проснулся утром в грязном подвале от жуткого холода. Звал маму, но она не отвечала, попытался её разбудить, но она не просыпалась и была очень холодной. Я очень хотел есть и пить и потихоньку, ощупью пошёл из подвала. Хорошо что на лестнице не оказалось большой собаки, которую я так боялся.

Господи, какой город, какая красота! Я никогда ещё ничего подобного не видел. Огни, столько света. А вот огромное стекло, а за стеклом комната, а там большая ёлка, а на ней столько разноцветных игрушек, а по комнате бегают дети, чистенькие, смеются, играют. А у меня так болят пальчики на ручках и ножках, картузик совсем не греет и так кушать хочется. Я увидел, что много людей заходит в большой красивый дом, там пироги дают, и тоже зашёл, но на меня замахали руками, закричали и я испугался, оторопел. Какя-то тётенька сунула мне копеечку, но она выпала из моих ручек и зазвенела. Я испугался и побежал. А вот куколки за стеклом двигаются. Весело стало. Но тут я почувствовал, что кто-то меня толкнул, ударил  ногой. Я упал, какой-то взрослый пацан сорвал с меня картузик. Тут все закричали, я вскочил и побежал, спрятался в какую-то подворотню, за дровами.

А потом мне стало очень хорошо, тепло и сытно. О какая елка, здесь мальчики, девочки, все такие светленькие, все любят меня, все меня целуют, и мама улыбается, и я всех люблю…

Работа в группах.

Стол №1

 «Белая шляпа». УЧЁНЫЕ.

Задание 1.

  1. Рассказать о жанре святочного рассказа.
  2. Почему рассказ Достоевского можно назвать святочным?
  3. Можно ли рассказ назвать по- настоящему назвать святочным?
  4. Написать аннотацию к рассказу (короткое описание рассказа)
  5. Расскажите о жизни мальчика, в каких  условиях он живёт. Найдите описание пейзажа, описание интерьера, где живёт герой. С какой целью автор использует эти описания.
  6. Какой приём использует автор, сопоставляя описание мальчика и города, и для чего?

 Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа.

(Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.

Смена шляпы.

Задание 2. «Чёрная шляпа».   Отвечают вторыми.

1.Кого можно назвать чёрствым человеком в рассказе?

2.Напишите небольшой обвинительный текст в адрес чёрствых людей, которые встретились на пути деда Архипа.

 Стол №2.

 «Чёрная шляпа». КРИТИК.

1. Какие отрицательные чувства испытывает мальчик?

2. Какую боль он терпит? Найдите подтверждающие слова в тексте, зачитайте, выпишите их.

3.Какие отрицательные звуки слышит мальчик?

4. Попробуйте описать запах бедности.

5.Как в реальной жизни сложилась бы жизнь мальчика, если бы он выжил?

 Напишите небольшое продолжение рассказа.

("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

УЧИТЕЛЬ. А в самом деле, могло ли чудо случиться или нет? Над  вопросом, оставленным нам Достоевским, помогает задуматься рассказ «За тёплым хлебом».

Смена шляпы.

 Задание 2. «БЕЛАЯ ШЛЯПА»     Отвечают первыми.

  1. Является этот рассказ святочным? Докажите это.
  2. Кто является главным героем  рассказа?
  3. Что объединяет рассказы? (погодные условия: холод-тепло; холод-тепло в душах людей)
  4. Как называется прием сопоставления тепла и стужи? Приведите примеры (Антитеза)
  5. Составьте небольшой план рассказа, выделяя главные части.

 Стол №3. « Желтая шляпа». Оптимист.

1. Какие положительные эмоции испытывал мальчик?

2.  Что он видел, что его радовало? Выписать из текста слова, подтверждающие это.

3. Попробуйте описать запах сытости.

4.Напишите небольшое  оптимистическое письмо мальчику.

"Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)

(Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)

       Смена шляп.

Задание 2. «Красная шляпа».     Отвечают четвёртыми.

  1. Что значит творить добро?

Стол №4.

 «Красная шляпа». Художник.

Продолжите фразу:

1.Читая рассказ, я…

2. Мне было больно…

3. Слёзы наворачивались на глаза…

4. Очень жаль, что..

5. Я думаю, что после прочтения этого рассказа…

6. Я считаю конец рассказа…. (трагическим или счастливым и почему?)

Подсказки: (Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

- А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)

- Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

Смена шляп.

Задание 2. «Жёлтая шляпа»                        Отвечают третьими.

  1. Когда к деду Архипу приходит спасение? Найдите в тексте эпизоды и зачитайте
  2. Что происходит с дедом Архипом с каждым куском съеденного хлеба? Как вы понимаете этот эпизод.
  3.  Какое чудо произошло в душе  деда Архипа?

(Главную мысль рассказа раскрывают самые последние эпизоды: описание того, как с каждым куском тёплого хлеба, съеденного стариком, у него прибавляются словно по волшебству силы. Рассказ Екимова, написанный в традиции святочного повествования, посвящён чуду воскрешения человека)

Стол №5. «Зелёная Шляпа». Креативщик.

1.Найдите пути решения этой ситуации. Чем бы вы могли помочь мальчику?

         2.Что нужно сделать в современной жизни, чтобы дети были счастливыми.

3.Если бы вы били президентом, депутатом,  как бы вы решали проблемы сиротства, обездоленности, неблагополучных семей. Какие законы вы бы внедряли в жизнь.

Напишите ПРИЗЫВ, ОБРАЩЕНИЕ к людям быть добрыми, милосердными, сострадательными, человечными, неравнодушными.  Человек должен творить добро.

ТЕАТР – ЭКСПРОМТ. Звучит песня Макаревича «Куклы»

Весь класс выходит из-за парт.

Я читаю текст - ребята изображают.

Маленький одинокий мальчик, дрожа от холода, увидел куколок, стоящих по кругу. Мальчик улыбнулся, потянул ручки, но куколки, делая злобные гримасы, не замечали мальчика. Мальчик тянет к ним ручки, но куколки повернулись к нему спиной и отодвинулись от мальчика. Мальчик заплакал, и произошло чудо. В куколках ожили человеческие сердца, они повернулись к мальчику, улыбаются ему, протягивают ему руки помощи. Они подошли к мальчику и согрели его своим теплом. Это и есть ЧУДО.

Смена шляп.

Задание 2. «Синяя шляпа». Отвечают пятыми.

Составить  ДАЙМОНД по примеру (противопоставить всё,  о чём мы говорили) : Холод - тепло или  Жестокость - милосердие.

Даймонд – творческая работа, по форме представляет  7стишие.                                              

 Алгоритм составления:

Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.

Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.

5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.

Пример даймонда:

Жестокость.

Грубая, бесчеловечная

Ранит, унижает, калечит

Жестокость – гибель. Милосердие – жизнь.

Вдохновляет, окрыляет, спасает

Жертвенное, безграничное

Милосердие. 

Учитель. Надеваем все синюю шляпу. О чём же мы сегодня говорили?  И к чему пришли?  

Что значит творить добро? ЭТО И ЕСТЬ СОВЕРШАТЬ ЧУДО.

Закончите, пожалуйста, фразу:

Я понял…

Мне захотелось….

Я никогда не буду…

Я буду стараться…

Милосердие это…

Мне понравилось…

Я считаю такой урок…

Жестокость…

Творить добро…

Я понял…

Я рад….

Если я стану депутатом или президентом…

Я научился…

Я постараюсь…

Я хочу научиться…

Я никогда не пройду…

У вас на столах лежат бумажные елочные игрушки.

Напишите, пожалуйста, слово - чувство, с которым вы пойдёте на Рождественскую ёлку. Давайте украсим этими игрушками новогоднюю ёлочку

Каждый ученик крепит игрушку на ёлку, говорит пожелание и спасибо за урок.

Учитель благодарит детей за урок, говорит пожелание, повторяет тему урока, возвращается к эпиграфу, угощает конфетами.

Звучит песня Шуры «Твори добро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....

Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

Урок по развитию навыков  анализа  художественного произведения и читательского вкуса....