Главные вкладки

    Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Швайко Светлана Петровна

    Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наверное, только в этом возрасте ничего не стоит переписать великого русского прозаика, чтобы финал щемящей истории оказался совсем иным, и мальчик, согретый милосердием окружающих, остался жив...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dostoevskiy-_urok.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литература в 5-м классе по теме:

    Проблема милосердия в святочном  рассказе Ф. М. Достоевского

     «Мальчик у Христа на ёлке»

    Цель урока:  продолжить работу по анализу прозаического произведения, познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков Иисуса Христа.

    Задачи урока:

    • обучающие – познакомить обучающихся  с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;
    • развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;
    • воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся  через приобщение к классической литературе, классической музыке.

    Тип урока:

    Вид урока: урок милосердия

    Технология: личностно – ориентированная   (групповая форма работы)

    Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; Бетховен «Лунная соната»; иллюстрации к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками.

    Ход урока:

    1.   Орг. момент

    2. Знакомство

    - Здравствуйте, меня зовут Светлана Петровна. Этот урок проведу у вас я.        30 сек

    (интрига)                                                                        

    - СВЕРКАЕТ ЕЛКА.  (ЗАХОДЯТ ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ О Рождестве  - звезда)        3мин                        

    1. Беседа  о сути Рождественских праздников.                                5 мин

    Учитель:

    - Атрибуты, какого христианского праздника мы с вами увидели?   (Рождество)

    - Что это за праздник?        (Родился Христос)

    -Кто такой Христос?            (сын Бога)                                слайд (ребенок в люльке)

    - А зачем он явился?            (чтобы спасать людей, делать их добрее)

    Учитель:

    - Он спаситель, образ Христа воплощает идеальное представление о поведении людей, в обществе и называется нравственным идеалом.                                         Слайд

    Нравственность – это правила уважительного и достойного поведения людей в обществе.  

    -- Рождение Спасителя…Христа….Рождество.

    -   А кто знает, что такое Святки?  Чем запоминаются эти дни?        (колядки, гадания)  

         

    Святки – это время от Рождества до Крещения празднование  длится 12 дней. Эти дни называются Святыми, или Святками.

    Это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.        

                                                                    Чарльз Диккенс.

    - Какие произведения о Рождестве и Святках вы знаете?

    • Куприн А.И.  «Чудесный доктор»
    • Андреев Л « Ангелочек»
    • Белов «Даня»
    • Гоголь  «Ночь перед Рождеством»).                        Слайд

    Этому времени писатели посвящали и посвящают рассказы, которые получили название святочных, потому что действие в них происходит на Святках.

    В основе любого Святочного рассказа лежит опора на Христианские Духовные Традиции.

    - Как вы думаете, что это такое?

    Традиция  -  это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.  ( национальные традиции, воинские традиции, в быту встреча Нового года)

    Духовная  -  

    Христианская  - заповеданные Христом, его учения.

    - Что заповедовал нам Христос?                                        Слайд

    1. Бог для всех один.
    2. Не повторяй имя Бога напрасно.
    3. Не сотвори себе идола для слепого поколения.
    4. Люби отца и мать.
    5. Шесть дней работай, седьмой – отдыхай.
    6. Не изменяй, люби верно.
    7. Не укради.
    8. Не лги.
    9. Не убий.
    10. Прощай врагов своих.

    - Самое главное : каким должен быть человек?       (милосердным)

    - Что такое милосердие?         ( Готовность помочь кому – нибудь из сострадания, человеколюбия)

                                    

    3. Сообщение темы и цели урока.

    Учитель:

    На прошлом уроке вы познакомились с одним таким рассказом.  

    - Как он называется?  Кто автор?

    -Сегодня мы поговорим о проблеме милосердия в рассказе. Ф.М.Достоевского  «Мальчик у Христа на елке».

    4. Работа по содержанию рассказа.

    - Из скольких частей состоит рассказ?    (из двух)

    - Что объединяет обе части?     (тема – детская доля в России 19 века)

    Работа в группах.

    - Давайте попробуем восстановить сюжет. Создадим диафильм.

    - Что такое диафильм?             (сюжетные картинки складываются по порядку)                

    У каждого на парте лежат сюжетные картинки, восстановите события, происходящие в данном рассказе по порядку. Озаглавьте их………..

    Для этого каждая группа  выбирает картинки, и вывешивает на доске.          Время-5мин.

    Взаимопроверка.

    -Рассмотрите работы, кто не согласен, докажите текстом.

    Работа по теории литературы

    - Чем, кроме сюжета отличаются картинки?

    - Как называется такой художественный прием?          ( антитеза   - противопоставление) слайд

    Учитель:

    На этом приеме строится рассказ «Мальчик у Христа на елке».

    Вопрос:    

    - Какие противопоставления вы увидели в рассказе? Найдите в тексте, прочитайте.

    (город – там, откуда он приехал

    Жизнь на земле – у Христа на елке

    Мальчик – злой большой мальчик       (сопоставление)

    - Для чего автор использует в рассказе антитезу?

    Работа в группах и с текстом.  ( по алгоритму)                слайд

    -Давайте посмотрим, как ведут себя люди при встрече с мальчиком.

    - Как ведут себя люди при встрече с мальчиком

                                                                            - Почему?

    -Кто из героев был милосердным?

    1 группа – полицейский

    2 группа – барыня

    3 группа  - большой злой мальчик

    - Давайте проверим задание.

    - Был ли в рассказе герой, которого мы могли бы назвать милосердным?               (Христос)

    - Кого увидел мальчик на елке у Христа?                    (детей и плачущих мам)

    - Почему плакали матери?                                        (они не смогли  спасти своих детей от голода и бедности)

    - Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду?                 (дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)

    - Почему дети простили своих матерей?                                (потому что они поняли, что матери их  бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)

    - Чем заканчивается рассказ?  Прочитайте.               (А на утро дворники……..)

    А почему умер?                                                (никто не помог, не проявил милосердия)

    Учитель:

    - В какое время умер мальчик?

    - Мальчик умер во время святок. А мы с вами говорили о том, что люди должны помогать друг другу.

    Вывод:

    - Чему учит рассказ Достоевского?                   (милосердию)

    Работа в группах

    - У вас лежат картинки, вы только что рассказали, как и почему себя вели герои. Теперь перепишите этот сюжет, наделив героев милосердием. 

    1 группа – полицейский

    2 группа – барыня

    3 группа  - большой злой мальчик

    ( Что могло ли быть если бы каждый из героев был милосердным)

    - Зачитываем             ( по2-3 человека из группы)

    - И чем бы тогда закончился рассказ?

    Оценки

    Домашнее задание.

    Хочу, чтобы вы были милосердными ко всем.

    Милосердие

    Ведь есть же милосердие-

    Сердечное усердие.

    И есть же сострадание-

    Души переживание.

    Не за себя,

    А за другого,

    Всегда любя

    В беде больного.

                    

    Божественный дар

    Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-

    К ним взываем в минуты несчастья.

    И о них вспоминаем мы вновь и вновь,

    Когда сердце ликует от счастья.

    Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-

    Это Бог, что носит имя Отца.

    Ошибка! Ошибка связи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Мальчик у Христа на елке"

    Цели 1.   познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;2.   формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полу...

    Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

    На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

    Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

    Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...

    Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

    Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

    УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

    Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

    урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

    урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....