Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Швайко Светлана Петровна

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наверное, только в этом возрасте ничего не стоит переписать великого русского прозаика, чтобы финал щемящей истории оказался совсем иным, и мальчик, согретый милосердием окружающих, остался жив...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoevskiy-_urok.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература в 5-м классе по теме:

Проблема милосердия в святочном  рассказе Ф. М. Достоевского

 «Мальчик у Христа на ёлке»

Цель урока:  продолжить работу по анализу прозаического произведения, познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков Иисуса Христа.

Задачи урока:

  • обучающие – познакомить обучающихся  с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;
  • развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;
  • воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся  через приобщение к классической литературе, классической музыке.

Тип урока:

Вид урока: урок милосердия

Технология: личностно – ориентированная   (групповая форма работы)

Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; Бетховен «Лунная соната»; иллюстрации к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками.

Ход урока:

1.   Орг. момент

2. Знакомство

- Здравствуйте, меня зовут Светлана Петровна. Этот урок проведу у вас я.        30 сек

(интрига)                                                                        

- СВЕРКАЕТ ЕЛКА.  (ЗАХОДЯТ ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ О Рождестве  - звезда)        3мин                        

  1. Беседа  о сути Рождественских праздников.                                5 мин

Учитель:

- Атрибуты, какого христианского праздника мы с вами увидели?   (Рождество)

- Что это за праздник?        (Родился Христос)

-Кто такой Христос?            (сын Бога)                                слайд (ребенок в люльке)

- А зачем он явился?            (чтобы спасать людей, делать их добрее)

Учитель:

- Он спаситель, образ Христа воплощает идеальное представление о поведении людей, в обществе и называется нравственным идеалом.                                         Слайд

Нравственность – это правила уважительного и достойного поведения людей в обществе.  

-- Рождение Спасителя…Христа….Рождество.

-   А кто знает, что такое Святки?  Чем запоминаются эти дни?        (колядки, гадания)  

     

Святки – это время от Рождества до Крещения празднование  длится 12 дней. Эти дни называются Святыми, или Святками.

Это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.        

                                                                Чарльз Диккенс.

- Какие произведения о Рождестве и Святках вы знаете?

  • Куприн А.И.  «Чудесный доктор»
  • Андреев Л « Ангелочек»
  • Белов «Даня»
  • Гоголь  «Ночь перед Рождеством»).                        Слайд

Этому времени писатели посвящали и посвящают рассказы, которые получили название святочных, потому что действие в них происходит на Святках.

В основе любого Святочного рассказа лежит опора на Христианские Духовные Традиции.

- Как вы думаете, что это такое?

Традиция  -  это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.  ( национальные традиции, воинские традиции, в быту встреча Нового года)

Духовная  -  

Христианская  - заповеданные Христом, его учения.

- Что заповедовал нам Христос?                                        Слайд

  1. Бог для всех один.
  2. Не повторяй имя Бога напрасно.
  3. Не сотвори себе идола для слепого поколения.
  4. Люби отца и мать.
  5. Шесть дней работай, седьмой – отдыхай.
  6. Не изменяй, люби верно.
  7. Не укради.
  8. Не лги.
  9. Не убий.
  10. Прощай врагов своих.

- Самое главное : каким должен быть человек?       (милосердным)

- Что такое милосердие?         ( Готовность помочь кому – нибудь из сострадания, человеколюбия)

                                

3. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

На прошлом уроке вы познакомились с одним таким рассказом.  

- Как он называется?  Кто автор?

-Сегодня мы поговорим о проблеме милосердия в рассказе. Ф.М.Достоевского  «Мальчик у Христа на елке».

4. Работа по содержанию рассказа.

- Из скольких частей состоит рассказ?    (из двух)

- Что объединяет обе части?     (тема – детская доля в России 19 века)

Работа в группах.

- Давайте попробуем восстановить сюжет. Создадим диафильм.

- Что такое диафильм?             (сюжетные картинки складываются по порядку)                

У каждого на парте лежат сюжетные картинки, восстановите события, происходящие в данном рассказе по порядку. Озаглавьте их………..

Для этого каждая группа  выбирает картинки, и вывешивает на доске.          Время-5мин.

Взаимопроверка.

-Рассмотрите работы, кто не согласен, докажите текстом.

Работа по теории литературы

- Чем, кроме сюжета отличаются картинки?

- Как называется такой художественный прием?          ( антитеза   - противопоставление) слайд

Учитель:

На этом приеме строится рассказ «Мальчик у Христа на елке».

Вопрос:    

- Какие противопоставления вы увидели в рассказе? Найдите в тексте, прочитайте.

(город – там, откуда он приехал

Жизнь на земле – у Христа на елке

Мальчик – злой большой мальчик       (сопоставление)

- Для чего автор использует в рассказе антитезу?

Работа в группах и с текстом.  ( по алгоритму)                слайд

-Давайте посмотрим, как ведут себя люди при встрече с мальчиком.

- Как ведут себя люди при встрече с мальчиком

                                                                        - Почему?

-Кто из героев был милосердным?

1 группа – полицейский

2 группа – барыня

3 группа  - большой злой мальчик

- Давайте проверим задание.

- Был ли в рассказе герой, которого мы могли бы назвать милосердным?               (Христос)

- Кого увидел мальчик на елке у Христа?                    (детей и плачущих мам)

- Почему плакали матери?                                        (они не смогли  спасти своих детей от голода и бедности)

- Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду?                 (дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)

- Почему дети простили своих матерей?                                (потому что они поняли, что матери их  бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)

- Чем заканчивается рассказ?  Прочитайте.               (А на утро дворники……..)

А почему умер?                                                (никто не помог, не проявил милосердия)

Учитель:

- В какое время умер мальчик?

- Мальчик умер во время святок. А мы с вами говорили о том, что люди должны помогать друг другу.

Вывод:

- Чему учит рассказ Достоевского?                   (милосердию)

Работа в группах

- У вас лежат картинки, вы только что рассказали, как и почему себя вели герои. Теперь перепишите этот сюжет, наделив героев милосердием. 

1 группа – полицейский

2 группа – барыня

3 группа  - большой злой мальчик

( Что могло ли быть если бы каждый из героев был милосердным)

- Зачитываем             ( по2-3 человека из группы)

- И чем бы тогда закончился рассказ?

Оценки

Домашнее задание.

Хочу, чтобы вы были милосердными ко всем.

Милосердие

Ведь есть же милосердие-

Сердечное усердие.

И есть же сострадание-

Души переживание.

Не за себя,

А за другого,

Всегда любя

В беде больного.

                

Божественный дар

Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-

К ним взываем в минуты несчастья.

И о них вспоминаем мы вновь и вновь,

Когда сердце ликует от счастья.

Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-

Это Бог, что носит имя Отца.

Ошибка! Ошибка связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....