Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Пронин Дмитрий Михайлович

Урок по развитию навыков  анализа  художественного произведения и читательского вкуса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_dost.docx18.83 КБ
Файл urok_po_dost.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса

(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

Господи, что это за мир такой,

если решил он обойтись без добрых людей?

В.Распутин

Цели урока:

- развитие навыков  анализа  художественного произведения и читательского вкуса ;

- пробуждение сочувствия к слабым;

- знакомство с произведением М.П.Мусоргского.

Задачи урока:

- познакомить ребят с рассказом ;

- рассмотреть жанровое своеобразие и особенности композиции;

- проследить, как раскрывается  тема «маленького человека» и образ Петербурга ;

 - углубить понятие о реализме.

Слово учителя. Сегодня  мы продолжим знакомство с творчеством всемирно известного русского писателя Ф.М. Достоевского.

-  Какие произведения вы знаете?

- Что вы помните о жизни писателя?

 Вот  ещё некоторые  факты биографии.  Жестоким ударом для мальчика стала ранняя смерть  горячо любимой матери. Все последующие годы семья жила в бедности. Нелёгкие испытания пришлось ему вынести и во взрослой жизни. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни - голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.

 Вспомнив  об этом, давайте послушаем   музыку известного  русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

1 часть «Слеза»  (1,29 мин.)

- Какое настроение создаёт музыка? Попробуйте подобрать название.

- Что общего у этой пьесы и рассказа Ф.М.Достоевского?

(Варианты уч-ся). Пьеса называется «Слеза». Прозвучала её 1 часть.

Вы, наверное, обиделись на нас с Достоевским за такое мрачное произведение, которое он написал, а я задал?

Зачем детский рассказ такой грустный?  (Жизнь - это не только праздники, спокойные будни, но и беда, горе, лишения.  Потому и в искусстве есть печальные произведения.  Это и есть суть реализма: отражать то, что происходит  на самом деле).

Поговорим  о художественных особенностях рассказа.

- Как вы понимаете смысл названия? С первой строки засияла надежда – горе кончится.

- В чём особенность композиции?  Реальные события без всякого перехода продолжаются  на небесах после смерти героя.

- Для чего автор использует этот приём? От этого сюжет  воспринимается убедительнее, достовернее.

    Главный герой…  Это не просто «маленький человек» вроде Акакия Акакиевича или Самсона Вырина, это в прямом смысле маленький  «маленький человек»: он тоже одинок, беден, беззащитен, и  ему меньше 6 лет.

- Какими приёмами создан его образ? Портреты окружающих его людей, его душевное и физическое состояние. Найдите в тексте.

- В чём особенность  речи героя?  Всего 1 фраза в конце рассказа. Прочитайте её.

Особенность пейзажа в том, что это - городской пейзаж.- Найдите в тексте описание города.  «И какой здесь стук и гром…»

 - Почему такое скупое описание? (Он умирает, и ему не до красоты, дворцов, мостов.)

 Не сказано, что это Петербург – но, скорее всего, так и есть. Это враждебная герою сила: холодный, сырой, равнодушный город.  

Рассказ очень короткий, но в нём есть несколько важных эпизодических персонажей. Это  вторая после города  враждебная сила – люди.

Прочитайте, кто  они? «мёртво пьяный халатник-сосед, ворчливая старуха, равнодушный «блюститель порядка», четыре богатые барыни, постаравшиеся не заметить, что мальчик замёрз до полусмерти.

В чём вы видите смысл эпизода с механическими куклами? Это весело и красиво, но помочь ребёнку они не могут – они куклы – а люди не хотят – это омрачит их праздник.

Как писатель изобразил рай? Какие реальные детали он включил в его описание? Для чего он это сделал?

 А теперь обратимся к эпиграфу.  Может ли кто-то спасти маленького героя от смерти?

Вспомните другие книги о бедных детях. («Дети подземелья» В.Г.Короленко, « Белый пудель»  А.И.Куприна, «Спать хочется», «Ванька» А.П.Чехова. Что общего у этих произведений с нашим сегодняшним рассказом? В чём отличие?  Нет мистического мотива.

Послушаем 2 и 3 части «Слезы».

Как звучит 2 её часть? Откуда берётся светлый мотив? Это воспоминание о счастливом прошлом.

Объясните смысл печали последней части. Это то, что есть сейчас – какая-то утрата. Последние аккорды – это выражение надежды на лучшее будущее. Горе уйдёт.

Рефлексия.

Понравился ли вам рассказ? Какой завет даёт автор своим читателям – вам?

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на

защиту «маленького человека», их произведения проникнуты беспредельной

любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели,

чувствуем сострадание к ним, вспоминая слова внутреннего монолога Акакия  Акакиевича: « Я брат твой!»

Оценки.  Домашнее задание: сочинить счастливый финал рассказа.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса

(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

Господи, что это за мир такой,

если решил он обойтись без добрых людей?

В.Распутин

Цели урока:

- развитие навыков  анализа  художественного произведения и читательского вкуса ;

- пробуждение сочувствия к слабым;

- знакомство с произведением М.П.Мусоргского.

Задачи урока:

- познакомить ребят с рассказом ;

- рассмотреть жанровое своеобразие и особенности композиции;

- проследить, как раскрывается  тема «маленького человека» и образ Петербурга ;

 - углубить понятие о реализме.

Слово учителя. Сегодня  мы продолжим знакомство с творчеством всемирно известного русского писателя Ф.М. Достоевского.

-  Какие произведения вы знаете?

- Что вы помните о жизни писателя?

 Вот  ещё некоторые  факты биографии.  Жестоким ударом для мальчика стала ранняя смерть  горячо любимой матери. Все последующие годы семья жила в бедности. Нелёгкие испытания пришлось ему вынести и во взрослой жизни. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни - голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.

 Вспомнив  об этом, давайте послушаем   музыку известного  русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

1 часть «Слеза»  (1,29 мин.)

- Какое настроение создаёт музыка? Попробуйте подобрать название.

- Что общего у этой пьесы и рассказа Ф.М.Достоевского?

(Варианты уч-ся). Пьеса называется «Слеза». Прозвучала её 1 часть.

Вы, наверное, обиделись на нас с Достоевским за такое мрачное произведение, которое он написал, а я задал?

Зачем детский рассказ такой грустный?  (Жизнь - это не только праздники, спокойные будни, но и беда, горе, лишения.  Потому и в искусстве есть печальные произведения.  Это и есть суть реализма: отражать то, что происходит  на самом деле).

Поговорим  о художественных особенностях рассказа.

- Как вы понимаете смысл названия? С первой строки засияла надежда – горе кончится.

- В чём особенность композиции?  Реальные события без всякого перехода продолжаются  на небесах после смерти героя.

- Для чего автор использует этот приём? От этого сюжет  воспринимается убедительнее, достовернее.

    Главный герой…  Это не просто «маленький человек» вроде Акакия Акакиевича или Самсона Вырина, это в прямом смысле маленький  «маленький человек»: он тоже одинок, беден, беззащитен, и  ему меньше 6 лет.

- Какими приёмами создан его образ? Портреты окружающих его людей, его душевное и физическое состояние. Найдите в тексте.

- В чём особенность  речи героя?  Всего 1 фраза в конце рассказа. Прочитайте её.

Особенность пейзажа в том, что это - городской пейзаж.- Найдите в тексте описание города.  «И какой здесь стук и гром…»

 - Почему такое скупое описание? (Он умирает, и ему не до красоты, дворцов, мостов.)

 Не сказано, что это Петербург – но, скорее всего, так и есть. Это враждебная герою сила: холодный, сырой, равнодушный город.  

Рассказ очень короткий, но в нём есть несколько важных эпизодических персонажей. Это  вторая после города  враждебная сила – люди.

Прочитайте, кто  они? «мёртво пьяный халатник-сосед, ворчливая старуха, равнодушный «блюститель порядка», четыре богатые барыни, постаравшиеся не заметить, что мальчик замёрз до полусмерти.

В чём вы видите смысл эпизода с механическими куклами? Это весело и красиво, но помочь ребёнку они не могут – они куклы – а люди не хотят – это омрачит их праздник.

Как писатель изобразил рай? Какие реальные детали он включил в его описание? Для чего он это сделал?

 А теперь обратимся к эпиграфу.  Может ли кто-то спасти маленького героя от смерти?

Вспомните другие книги о бедных детях. («Дети подземелья» В.Г.Короленко, « Белый пудель»  А.И.Куприна, «Спать хочется», «Ванька» А.П.Чехова. Что общего у этих произведений с нашим сегодняшним рассказом? В чём отличие?  Нет мистического мотива.

Послушаем 2 и 3 части «Слезы».

Как звучит 2 её часть? Откуда берётся светлый мотив? Это воспоминание о счастливом прошлом.

Объясните смысл печали последней части. Это то, что есть сейчас – какая-то утрата. Последние аккорды – это выражение надежды на лучшее будущее. Горе уйдёт.

Рефлексия.

Понравился ли вам рассказ? Какой завет даёт автор своим читателям – вам?

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на

защиту «маленького человека», их произведения проникнуты беспредельной

любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели,

чувствуем сострадание к ним, вспоминая слова внутреннего монолога Акакия  Акакиевича: « Я брат твой!»

Оценки.  Домашнее задание: сочинить счастливый финал рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....

"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Урок по рассказу  Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как  важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...