Главные вкладки

    Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".
    методическая разработка по географии (7 класс) по теме

    Чибисова Валентина Евгеньевна

      Разработка урока географии в 7 классе по теме:  "Физико – географическое положение Африки".

    Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.

    Задачи: - Познакомить с физико–географическим положением Африки.

    - Развивать умение комплексного использования карт атласа и контурных карт.

    - Прививать чувство любви и гордости за свою Родину.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_7_klasse.docx29.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в 7 классе.                                                 Чибисова Валентина Евгеньевна

                                                                          учитель географии Нестиарской ООШ

    Тема: «Австралия. Природные зоны. Органический мир».

    Цель:

    Познакомить учащихся с особенностями природы и органического                         мира материка-заповедника Австралии.

    Задачи:

    1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.

    1. Развивающая: Развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

    1. Воспитательная: Воспитывать любознательность, внимательность, экологическую культуру и бережное отношение к природе.

    Оборудование: 

    -атласы для 7 класса;

    -физическая карта мира;

    -природные зоны Австралии;

    -компьютер;

    -мультимедийный проектор;

    -экран;

    - мультимедийная презентация;

    -рабочие тетради;

    -экспедиционные дневники;

    -карточки с новыми словами;

    -растения из гербария.

    Подготовительная работа: 

    Ученики получают задание подготовить сообщения о деревьях и животных Австралии.

    Ход урока.

    1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

    Оргмомент: /Готовность учащихся к уроку, приветствие учителя/.

    СЛАЙД 1.      «…путешествие – это проникновение

                            в область значительного и прекрасного».

                                            (К.П.Паустовский)

    2.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ:

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний:

    Учитель:  /Читает слайд 1/. Как вы догадались, ребята, сегодня мы совершим путешествие. Для этого  потребуются экскурсионные дневники,  в которых вы будете вести записи и две ручки с разными пастами. /Учитель раздает  экскурсионные дневники/.

    А сейчас посмотрим на экран и прочитаем стихотворение – задание:

    Учитель:  /Читает слайд 2/.        СЛАЙД 2. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

    ОНА РАСПОЛАГАЕТСЯ ПОД НАМИ –
    ТАМ, ОЧЕВИДНО ХОДЯТ ВВЕРХ НОГАМИ –
    ТАМ НАИЗНАНКУ ВЫВЕРНУТЫЙ ГОД –
    ТАМ, В ОКТЯБРЕ РАСЦВЕТАЮТ САДЫ –
    ТАМ ПРОТЕКАЮТ РЕКИ БЕЗ ВОДЫ –
    ТАМ, В ЗАРОСЛЯХ СЛЕДЫ БЕСКРЫЛЫХ ПТИЦ –
    ТАМ КОШКАМ В ПИЩУ ДОСТАЮТСЯ ЗМЕИ –
    РОЖДАЮТСЯ ЗВЕРЯТА ИЗ ЯИЦ –
    И ТАМ СОБАКИ ЛАЯТЬ НЕ УМЕЮТ –
    ДЕРЕВЬЯ САМИ ЛЕЗУТ ИЗ КОРЫ –
    ТАМ КРОЛИКИ СТРАШНЕЙ, ЧЕМ НАВОДНЕНИЕ –

    Учитель:  Против каждой строки стихотворения напишите, что она означает, где есть затруднения  можно пока не заполнять, заполните в конце урока.

    /учащиеся заполняют и выясняют, что речь идет о материке Австралия, учитель читает 3 слайд/.

    СЛАЙД 3.

      «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит…. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших!», так описал Австралию, один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта».

       

     Сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными. Вам также необходимо обратить внимание на слова и их правописание и правильно без ошибок записать их в тетради. 

    Учитель:   

    Учитель: Запишите дату и тему сегодняшней экспедиции./Учащиеся записывают в экспедиционные дневники дату и тему урока/. 

    СЛАЙД 4. /тема урока/.

    Учитель:  Мы устремились к берегам Австралии. По пути вспомним и повторим изученные темы. Знатоки карты, покажите свои знания.  

    СЛАЙД 5. /индивидуальное задание – тренажер (карта Австралии с цифрами)/.

                     

     ЗАДАНИЕ: Нужно вместо цифр написать географические объекты.

    СЛАЙД 6. /индивидуальное задание – тренажер (карта Австралии с геогр. объектами)/.

    Учитель:  Верно, ли вы выполнили это задание? Проверьте свои работы и оцените себя, оценки занесите в экспедиционные дневники.

    Учитель:  А сейчас мы с вами проведем блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть краткими и точными и постарайтесь цепочку не прерывать.

     СЛАЙД 7.

     

    3.ОРГАНИЗАЦИОННО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ:

    Этап усвоения  нового материала:

    Учитель:  Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Откройте атласы на стр. 17, карта природных зон. (На ознакомление 1 минута).

     СЛАЙД 8. /карта природных зон Австралии/.

    Учитель: 

    Вопросы: Скажите,  какие природные зоны встречаются в Австралии?

                       Знакомы ли вам эти природные зоны?

                       На каком материке они встречались?

                       С каким регионом Африки можно сравнить Австралию?

    СЛАЙДЫ  9. /Учитель читает слайд 9/.   /саванны и редколесья (слова)/.

    Учитель: Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии.

    Вопрос: Какому климатическому поясу он соответствует?

     Учитель:  Преобладают здесь красные ферраллитные и коричнево-красные почвы.

                       Среди травы растут эвкалипты, акации, бутылочные и другие деревья. СЛАЙДЫ  10, 11, 12. /саванны и редколесья/.

    СЛАЙДЫ  13. /пустыни (слова)/.

    Учитель: Южнее распространены пустыни.

    Вопрос: Вспомните и сравните пустыни Австралии и Африки? Что вы можете сказать? 

    Учитель:  В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом. (Запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.

     СЛАЙДЫ 14, 15. /скрэб, оазис/

    Учащиеся записывают в рабочие тетради новые слова: СКРЭБ и ОАЗИС.

    СЛАЙДЫ  16, 17, 18. /пустыни/.

    СЛАЙДЫ  19. /влажные тропические леса (слова)/.

    Учитель: 

    Вопрос: Где в Австралии встречаются леса? Почему?

     Учитель: Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветов круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья; в более засушливых районах – эвкалипты и акации. На острове Тасмания распространены леса умеренного пояса.

    СЛАЙДЫ  20, 21, 22. / влажные тропические леса/.

    СЛАЙДЫ  23. /эндемики/.

    Учащиеся записывают в рабочие тетради новое слово: эндемики. 

    СЛАЙДЫ  24.

    75% видов растений встречаются только в Австралии и на близлежащих островах. Познакомимся поближе с некоторыми видами.

    Не забывайте вести записи в дневниках нашей экспедиции.

    Краткие сообщения учащихся : (Баньян, эвкалипты, бутылочное дерево, казуарина). Используют образцы гербария.

    СЛАЙДЫ 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. /растительный мир Австралии/.

    Учитель: Уникален и животный мир материка. Запишите названия животных

    СЛАЙД 32. 

    Краткие сообщения учащихся : (кенгуру, коала, дикая собака динго, ехидна и утконос).

    СЛАЙДЫ   33, 34, 35, 36, 37.

    Физкультминутка.

    Учитель: Посмотрим, как вы внимательно смотрели и слушали сегодня на уроке? Сейчас я читаю предложение и вы, если согласны со мной, хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. Проверим?! 

    СЛАЙД 38.

    Учитель: А сейчас поставьте в свои экспедиционные дневники по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    4.РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ:

    Проверка понимания новых знаний и их закрепление:

    СЛАЙД 39. /вопросы/.

    Вопросы:

    Учитель: В чем же заключается уникальность животных?

    А почему эти животные встречаются только на этом материке?

    Учитель:  Австралия самый уникальный материк!

    Но с освоением материка особенно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса заняты полями и виноградниками. Быстро расселились и заняли место в пищевой цепи кролики и овцы, размножаются тополь, дуб и другие растения.

    СЛАЙД  40.

    Учитель:  А сейчас посмотрим экологическую карту материка.

    Вопросы: Какие проблемы характерны? Можно ли их решить?

    Существуют природоохранные законы, создаются национальные парки, но несмотря на эти мероприятия, многое еще предстоит сделать.

    СЛАЙД  41.

    Вопрос: Сравните долю охраняемых территорий Австралии с другими регионами и государствами.

     СЛАЙД  42.

    Учитель: Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост. 

    СЛАЙД  43. /герб Австралии/.

    ВОЗВРАЩЕНИЕ КО 2 СЛАЙДУ:  Учащиеся смотрят свои записи и дополняют записи экспедиционного дневника

    Учитель: Задание: СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ «АВСТРАЛИЯ»./Время 3 минуты/.

    Учащиеся зачитывают свои работы.  /При наличии времени/.

    Учитель: Что вы узнали на уроке? Как вы поработали на уроке? Оцените себя.

    5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:

    Учитель: Задание для творческой работы. Написать призыв, просьбу, воззвание или лозунг на тему: «СОХРАНИМ ПРИРОДУ МАТЕРИКА».

    Или

    Составить кроссворды: «Растения Австралии» или «Животные Австралии».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Африка географическое положение. История исследования" МБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

    Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"

    Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....

    Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

    Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

    Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

    Урок раработан в соответствии с ФГОС...

    Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

    Урок разработан в соответствии с ФГОС...

    Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

    Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...