Главные вкладки

    Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».
    план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

    Клемина Рамия Галиевна

    Цели урока:

    1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;

    2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений, понимая при этом их взаимосвязь и единство;

    3) через исследовательско-экспериментальную работу установить зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости и от площади свободной поверхности;

    4)использовать жизненный опыт учащихся при изучении темы;

    5)развивать навыки диалоговой культуры, навыки коммуникативного общения;

    6)развивать у учащихся чувство симпатии ;

    7)формировать и развивать «самос-ти» ребёнка (самим ставить цели, вопросы, обобщать, планировать, подводить итоги);

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon isparenie_i_kondensatsiya_urok_8_kl.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  физики.            8 класс

    Учитель физики  Клемина Рамия Галиевна

    Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

            

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Вид урока: Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу.

    Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, парная.

    Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

    Цели урока:

    1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;

    2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений, понимая при этом их взаимосвязь и единство;

    3) через исследовательско-экспериментальную работу установить зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости и от площади свободной поверхности;

    4)использовать жизненный опыт учащихся при изучении темы;

    5)развивать навыки диалоговой культуры, навыки коммуникативного общения;

    6)развивать у учащихся чувство симпатии ;

    7)формировать и развивать «самос-ти» ребёнка (самим ставить цели, вопросы, обобщать, планировать, подводить итоги);

    Оборудование к уроку: цифровой проектор, экран, LabQuest, датчик температуры, оборудование для проведения опытов (вата, бумажный веер, спирт, листы бумаги , карточки с алгоритмом выполнения экспериментов и самостоятельной работы)

    План урока

    1.Организационный этап (быстрое включение в работу).

    2.Актуализация знаний и проверка д/з.

    3.Введение в тему. Формулирование темы урока. Работа над определением процесса испарения.

    4. Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу.

    5. Фиминутка

    6. Закрепление.

    7.Подведение итогов урока.

    8. Постановка Д/з.

    Ход урока

    1.Организационный этап.

    Встанем, дети! Приумолкнем!

    На мгновение замрем

    Здравствуйте! Садимся тихо

    Наш урок сейчас начнем!

    Почему торжественность вокруг?

    Слышите – стихают ваши речи.

    Физика – наука всех  наук,

    Снова позвала к себе на встречу!

    Из романа А.С. «Евгений Онегин»

    …Смеркалось; на столе, блистая,

    Шипел вечерний самовар.

    Китайский чайник нагревая,

    Под ним клубился лёгкий пар

    О каких тепловых явлениях идёт речь в этом четверостишии?

    (нагревание и парообразование)

    А вот другой отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Анчар». О каких тепловых явлениях идёт речь в нём?

    …Яд каплет сквозь его кору,

    К полудню растопясь от зноя

    И застывает ввечеру

    Густой прозрачною смолою…

    (плавление и кристаллизация)

    2.Актуализация знаний и проверка д/з.

    Ребята! Мы с вами изучаем агрегатные состояния вещества и виды перехода из одного состояния в другое. Итак, в каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

    Сейчас вам предлагается небольшая самостоятельная работа, с использованием обучающей структуры «Конерс», в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта ответа. ( 3 мин)

    • Какое количество теплоты отдаст стакан кипятка массой 50 грамм, остывая до температуры 20 оС, если удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг оС ? (Ответ: 84 к Дж).
    • Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании керосина массой 200 г, если удельная теплота сгорания керосина 4,6 10 Дж/кг. (Ответ: 9,2 10 6 Дж).
    • На сколько увеличится внутренняя энергия 4 т железа при плавлении, если удельная теплота плавления железа 2,7 10 5 Дж/кг?  (Ответ: 1,08 10 Дж).
    • Сколько энергии потребуется для плавления куска свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 27 оС? Температура плавления свинца 327 оС, удельная теплота плавления 0,25 10 5 Дж/кг, удельная теплоёмкость свинца 140 Дж/кг оС.

    -Повторение ранее изученного материала.

    Фронтальная беседа проводиться с использованием обучающей структуры «Сингл Раунд Робин», в котором учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

    1. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?
    2. Каковы основные положения молекулярно-кинетической теории?
    4. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения ? Как называется эта энергия?
    5. Какой еще вид механической энергии вы знаете?
    6. Что собой представляет внутренняя энергия?

    3.Введение в тему. Формулирование темы урока. Работа над определением процесса испарения.

     «Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью» - советовал нам Аристотель. Прислушаемся  к его совету.

     Предлагаю вам рассмотреть  природные явления. Демонстрация слайда с круговоротом воды в природе.

    А теперь  ответим  на вопросы. Какие процессы,происходящие в  природе здесь наблюдаются? (парообразование, испарение, обратный процесс испарению, кристаллизация)

    А как вы думаете, какие процессы мы будем изучать сегодня? Какая тема нашего урока?

     (Испарение и конденсация)

     Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы не возможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным.

    А теперь запишем тему урока «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара». 

    Ребята! Какие  вопросы мы можем себе задать при изучении новой темы?

    1) По каким внешним признакам можно узнать процесс испарения?

    (постепенное уменьшение количества вещества)

            2)Что такое испарение? Дать определение процесса.

                  Поисково-исследовательский этап урока.

    А сейчас я предлагаю вам побыть в роли исследователей! Нарисуйте в тетради сосуд. Предположите, что внутри находится жидкость. Изобразите молекулы жидкости, а стрелочками покажите направление скорости движения каждой молекулы. Выделите две молекулы у поверхности жидкости, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Испарение происходит преимущественно из верхних слоев вещества посредством молекул с большими скоростями, так как им легче покинуть жидкость. Они непрерывно движутся и, оказавшись у поверхности, могут вылететь из воды, превратившись, таким образом, в пар

    Вывод:  жидкость могут покинуть молекулы поверхностного слоя, у которых кинетическая энергия больше чем их потенциальная энергия взаимодействия с соседними молекулами воды.

    Таким же исследованием занимались и ученые до нас с вами. Они сделали свои выводы.

    Попробуйте  дать свою формулировку процессу испарения и конденсации.

    Определение, сформулированное в учебнике:

    Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящее с поверхности жидкости, называют испарением.

               Определение, сформулированное учениками:

     Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

    4. Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу.

     И вновь обратимся к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

            … Но чай несут девицы чинно

                 Едва за блюдечки взялись …

    Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек?

            (Так как охлаждение происходит быстрее, когда площадь поверхности испарения больше. А чем быстрее происходит испарение, тем быстрее понижается температура.)

            Как вы думаете, какая перед нами возникает задача?

    (Выяснить от чего зависит скорость испарения!)

            Итак, цель поставлена. Какой следующий шаг в исследовании процесса? (выдвижение гипотезы)

    А чтобы их сформулировать, обратитесь к жизненному опыту:

    1) Вспомните высыхание луж летом и осенью.

    2) Испарение воды, духов

    3) Испарение из бутылки, блюдца…

    4)Для чего дуют люди на горячий чай

    Теперь ваши гипотезы:

    1) От жидкости

    2) От температуры

    3) От площади поверхности

    4) От скорости удаления паров с поверхности жидкости

            Проверяем первую гипотезу: Прошу двух ассистентов.

    1 ассистент – у тебя кусочек ваты, смоченный водой, и ты пишешь заглавную букву В.

    2 ассистент – у тебя ватка со спиртом. Ты пишешь заглавную букву С.

            Всему классу: Обратите внимание на то, что будет происходить с написанными буквами.

    Выводы:

    - Спирт испаряется быстрее

    -Скорость испарения жидкостей при равных внешних условиях в общем случае различна.

            Эксперимент №1. (от температуры жидкости)

    Вывод: Жидкость, имеющая более высокую температуру, испаряется быстрее.

            Эксперимент №2. (от площади свободной поверхности)

    Вывод: Чем больше свободная поверхность жидкости, тем быстрее происходит испарение.  

            Эксперимент №3. (от наличия ветра над поверхностью)

    Вывод: Скорость испарения больше, если над поверхностью есть ветер.

    Итак, обобщаем наши выводы и записываем в тетрадь:

            Скорость испарения жидкости зависит:

    1) От рода жидкости

    2) От температуры жидкости

    3) От размера свободной поверхности жидкости

    4) От скорости удаления паров с поверхности жидкости.

     Физминутка.

     Микс-фриз – групп. Учащиеся смешиваются под музыку. Замирают когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество учеников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.

    (график на слайде ) назовите точку начала процесса плавления , точку окончания процесса отвердевания, количество физических величин входящих в формулу для вычисления процесса нагревания и охлаждения, сколько видов теплопередач вы знаете, сколькими путями можно изменить внутреннюю энергию тела.

     Вновь А.С.Пушкин.

    Татьяна пред окном стояла,
    На стекла «хладные дыша»,
    Задумавшись, моя душа,
    Прелестным пальчиком писала 
    На отуманенном стекле
    Заветный вензель О да Е.

    Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала на «стекла хладные»? Почему стекло стало «отуманенным»?

     (  Действия учителя. Снимаю очки. Выдыхаю теплый воздух на прохладные стекла. )

     Ребята! Какой процесс я только что вам продемонстрировала? Дайте определение.

            Опр.: Конденсация – процесс превращения пара в жидкость.

    Приведите примеры из явлений природы:

    - Роса летним вечером, когда воздух охлаждается.

    - Запотевание окна.

    - Образование облаков

    А как вы думаете, что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении (……)

    А свою гипотезу вы можете проверить, выполнив эксперимент №4.

            Возьмите инструкцию по его выполнению и, соблюдая технику безопасности, проверьте своё предположение. Сделайте вывод.

    Эксперимент №4.

     Вывод: Температура испаряющейся жидкости понижается. 

    Испарение твердых тел

    Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

            Подчеркните существенные признаки процесса. Что является несущественным?

    (Идёт обсуждение, почему жидкость является несущественным признаком.)

    Испаряются ли твердые тела?  

    Приведите примеры:

    - Испарение нафталина (мы чувствуем запах)

    - Испарение льда. (Поэтому даже на морозе мокрые вещи высыхают)

            

    Испаряются и твердые тела, данный процесс называется сублимацией.

    6. Закрепление .

    Задание  выполняем  с использованием обучающей структуры

    «Релли робин», в котором два участника обмениваются короткими ответами.

    1.Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему?

    2.Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы быстрее высохло бельё?

    3.Чтобы охладиться в жаркий день, мальчик надел мокрую футболку. Выберите правильное утверждение.

    А.Охлаждение происходит за счет конденсации водяного пара.
    Б. Охлаждение происходит за счет испарения воды.
    В. Если подует ветерок, испарение воды замедлится.

    4. При кипении чайника окно на кухне « запотели». Выберите правильное утверждение.

    А. «Запотевание» окон - это пример испарения воды.
    Б. При кипении температура воды увеличивается.
    В. «Запотевание» окон - это пример конденсации воды.
    5. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод?

    7. Подведение итогов урока.

    Тэйк оф—тач даун (встать- сесть),  обучающая структура для получения информации об изученной теме

    1. С какими процессами мы познакомились сегодня на уроке?

    2. Что такое испарение?

    3. От чего зависит скорость испарения?

    4. Что такое конденсация?

    Постановка Д/з. Изучить §16, 17

    Дополнительно по желанию: приготовить сообщение или презентацию

    «Испарение в природе, быту и на производстве» 

    Роль процессов испарения для животных организмов

    Испарение в жизни растений

    Роль испарения в жизни человека

    Эксперимент №1. (зависимость испарения от температуры жидкости)

    1. Нанести пипеткой каплю спирта на лист бумаги.

    2. Нанести пипеткой каплю спирта на ладонь.

    3. Сравнить скорость испарения.

    4. Сделать вывод о зависимости испарения от температуры жидкости.

    Эксперимент №2. (зависимость испарения от площади свободной поверхности)

    1. Нанести пипеткой каплю спирта на первый лист бумаги.

    2. Нанести пипеткой каплю спирта на второй лист бумаги и расположить его вертикально, чтобы капля растеклась по нему, увеличив свободную поверхность.

    3. Сравнить скорость испарения.

    4. Сделать вывод о зависимости испарения от площади свободной поверхности.

    Эксперимент №3. (зависимость скорости испарения от скорости удаления паров с поверхности жидкости)

    1. Нанести пипеткой каплю спирта на первый лист бумаги и отодвинуть его в сторону.

    2. Нанести пипеткой каплю спирта на второй лист бумаги и возле него создать движение воздуха с помощью бумажного веера.

    3. Сравнить скорость испарения.

    4. Сделать вывод о зависимости скорости испарения от скорости удаления паров с поверхности жидкости.

    Эксперимент №4.  

    1. Снять показания термометра.

    2. Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной спиртом.

    3. Помашите веером на ватку.

    4. Снимите показания термометра.

    5. Сделайте вывод об изменении температуры жидкости при испарении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок в 8 классе "Роль испарения и конденсации в природе, в жизни человека и животных"

    Урок с использование проектно-исследовательской деятельности учащихся. Содержит презентацию....

    Урок в 8-м классе "Испарение и конденсация в природе, в жизни животных и человека"

    Основной целью данного урока является раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека. Задачи урока: ознакомление обучающихся с элементами э...

    Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

    Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

    Презентация к уроку "Испарение и конденсация" 8 класс

    Презентация создана к уроку "Испарение и кондесация" 8 класс (Тема "Изменение агрегатных состояний вещества"). Материал, представленный в ней, обращает внимание учащихся на изучение очень распростране...

    Конспект урока "Решение задач на тему "Кипение, испарение и конденсация"

    После изучения темы "Кипение, испарение и конденсация" провожу урок решения задач, урок обобщения и подготовки к контрольной работе....