Конспект урока по ФГОС. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. (8класс)
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Чернова Елена Николаевна

Конспект урока в свете требований ФГОС с использованием материалов Единой коллекции ЦОР в 8 классе по теме ""Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости  и выделение её при конденсации пара."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isparenie_i_kondensatsiya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Радость видеть и понимать

                                                                есть величайший дар природы»

                                                                                А. Эйнштейн

Тема: Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

Цель  урока: Способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач.

 Задачи:

Предметные

  • формировать понятия о явлениях испарения, конденсации
  • Формировать умение наблюдать и объяснять физические явления
  • Экспериментально установить зависимость поглощения энергии при испарении жидкости и  выделение ее при конденсации пара.
  • Выяснять зависимость скорости испарения от внешних факторов, на основе единства и взаимосвязи явлений природы.

Метапредметные

  • развивать абстрактное мышление;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • осуществлять самостоятельный поиск информации по изучаемой теме с использованием учебных текстов, компьютерных баз данных ресурсов сети Интернет.
  • Развивать познавательные интересы и способности школьников при выявлении сути процессов. Формировать представление о процессе научного познания
  • Развивать познавательный интерес уч-ся через межпредметные связи курсов физики и географии, биологии, ОБЖ.

личностные

  • расширить кругозор;
  • выработать уважительное отношение друг к другу.
  • воспитывать культуру умственного труда
  • сформировать умение применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.

 

Тип урока:  урок изучения нового материал.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, эксперимент,  компьютерное тестирование,

Необходимое  техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор,   спиртовка, термометры, вата, спирт, вода.

Структура и ход  урока: организационный момент, актуализация знаний и умений учащихся, формирование новых знаний, первичное закрепление материала, применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях, диагностика процесса усвоения учебного материала, домашнее задание.

Этап урока

Конспект урока

Результаты обучения

I.Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой  учащихся в начале урока.

  1. мин.

I.Организационный  этап   (Самоопределение   к деятельности).

Цели этапа:

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • определить содержательные рамки урока.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

     Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок.  Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». А теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать  изменения главу «Изменение агрегатных состояний вещества . Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова А. Эйнштейна: “ Радость видеть и понимать        есть величайший дар природы ”.

   

   В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания и оценивать свою работу.

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Цели этапа:

  • проверить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках;
  • определить содержательные рамки урока.

Вариант 1.

Вставьте пропущенные слова.

  1. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется (плавлением).
  2. Температура, при которой вещество плавится, называется (температурой плавления).
  3. Переход вещества из жидкого состояния в твердое  называется (кристаллизацией).
  4. Внутренняя энергия вещества при плавлении (увеличивается).
  5. Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют  (внутреннюю энергию) тела

Вариант 2.

Вставьте пропущенные слова.

  1. Процесс перехода вещества из (твердого) состояния в (жидкое) называется  плавлением.
  2. Температура, при которой вещество плавится называется (температурой плавления).
  3. Переход вещества из (жидкого) состояния в (твердое) называется  кристаллизацией.
  4. Внутренняя энергия вещества при кристаллизации (уменьшается)
  5. (Кинетическая) энергия всех молекул, из которых состоит тело, и (потенциальная) энергия их взаимодействия составляют  внутреннюю энергию тела

Предметные:

Проверить степень усвоения знаний.

 

III. Этап постановки целей и задач урока

5 мин.

III. Этап постановки  целей и задач урока  (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется  и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение  в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/? В ходе урока используем слайды из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. ( см. ссылку)

Над сосудом с кипящей водой поместили прохладное тело,

и процесс, вроде, как бы, простой, но вообще-то не в этом ведь дело …

 тут покрылось прохладное тело Каплями мелкими вдруг!

Да, по-моему, оно «пропотело»-С удивленьем ответил мой друг.

Учитель:

- Ребята, о каком явлении идет речь в данном стихотворении?

Ученик:–  (Могут быть разные ответы).

Учитель:- Где в жизни вы сталкивались с  явлением испарения ?

Ученик: –  Ученики дают ответы.

Учитель:

–Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы.

–Для того, чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста…

Ученик:  ставит цели

Учитель: Поставьте для себя личностную цель.

1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;

3) научиться решать задачи и проблемы по теме.

Метапредметные:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Предметные:   

   - умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу

Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1)Изучить понятие испарение, насыщенный и ненасыщенный пар.

4) Научиться применять полученные знания  на практике.

– Молодцы! Запишем тему урока: « Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

IV. Этап изучения новых знаний

и способов деятельности.

10 мин.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель .

Вспомните, чем мы закончили прошлый урок?

Ученик:  (опыт: уравновешенные весы с двумя сосудами, наполненными водой до определенной отметки. Один сосуд открытый, а другой - закрытый)

Учитель: Давайте посмотрим, что  с ними произошло?

Ученик:  нарушилось равновесие

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик:  Жидкость испарилась

Учитель . - Что значит испарилась?  Попытайтесь сформулировать в группах определение процесса испарения.

(Каждая группа высказывается, учитель дает точное определение)

Учитель .

У Вас на  на столах лежат карточки с заданиями. Выполнив которые вы определите от чего зависит скорость испарения жидкости.

Работа в группах.

Группа 1  Капните на фильтровальную бумагу, спирт  и воду. Пронаблюдайте происходящее явление, сделайте вывод.

Группа 2. Капните на каждый лист фильтровальной бумаги  воду. Над одним листом помашите веером, а другой лист высыхает свободно. Сделайте вывод.

Группа 3 Налейте в один сосуд холодную воду, в другой теплую. В каком сосуде вода испарится быстрее. Сделайте вывод. ( зависимость от температуры жидкости).

Группа 4 Проведите опыт. Одну каплю капните на стекло, вторую на фильтрованную бумагу. Сделать выводы. (от площади свободной поверхности).

Заслушиваем отчеты  групп и учащиеся записывают выводы в тетради.

Учитель .  

Демонстрация

Проведем опыт: откройте бутылку с минеральной водой, и отлейте один стакан. Затем сразу же бутылку плотно закройте и сильно встряхните. Откройте быстро бутылку. Что вы видите?  Объясните опыт

 (В случае затруднения обратитесь к объяснению опыта изображенного на рисунке 5 учебника)

Ученики:  объясняют опыт, делают выводы.

Учитель:

Учитель  объясняет  явление конденсации. Конденсация сопровождается выделением энергии.

Ученики: 

Учитель .

Давайте представим, что происходило  на молекулярном уровне с водой  в закрытой банке.

Ученики:  Высказывают свои предположения. Например, молекулы сначала испарялись, потом перестали испаряться.

Учитель .

Почему? Что произошло?

Ученики: Возможно произошло насыщение.

Учитель .

А что такое насыщение? Какой пар называется насыщенным? Ненасыщенным? Найдите ответ в учебнике.

Ученики:  Изучают  самостоятельно § 16 в учебнике и находят понятия насыщенный и ненасыщенный пар, используя стратегию инсерт. Дают ответы на поставленные вопросы и записывают определения в тетрадь.

Метапредметные:

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Предметные:

- овладеть опытом решения проблем;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,  измерение,  опыт,  эксперимент).

V. Этап первичного закрепления.

12 мин

V.Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание

 во внешней речи 

Учитель: Объясните, пожалуйста, зачем, для того, чтобы сбить температуру у ребенка, его обтирают уксусом, разбавленным водой или обматывают влажной тканью.

Ученики:  отвечают на поставленный вопрос.

Учитель:  (работа в группах) Применим на уроке технологию «карусель»

Каждая группа получает карточку с заданием. Задание  одинаковое. В течение 5 минут обсуждают вопросы в группах. Затем отвечают по группам, начиная с первого вопроса и первой группы.

Карточка

-Что такое испарение?

- Посмотрите на рисунки и вспомните, от каких факторов зависит испарение?

-что такое конденсация?

- объясни

-Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

-Что остынет при одинаковых условиях: жирный суп или чай?

-Почему в открытых водоемах в летнюю пору температура воды всегда ниже температуры окружающего воздуха?

-Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?

-Почему зимой стекла очков запотевают, когда вы входите в помещение?

Метапредметные:

отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной  формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

Предметные:

- понять процесс испарения.

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,  измерение,  опыт,  эксперимент).

VI. Этап закрепления нового материала

10 мин

VI. Этап закрепления нового материала

Учитель:  Используем метод «Фантастическая добавка». Решим задачу.

 Вы попали на другую планету, где есть атмосфера. Как изменится скорость испарения, если температура окружающей среды отлична от земной.

Ученики. Отвечают, обсуждают ответы в классе.

Предметные:

 -овладеть опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

- уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач.

Метапредметные:

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

VII. Рефлексия.

3 мин

VII. Рефлексия.

Цели этапа:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • поблагодарить одноклассников, которые помогли  получить результат урока;
  • зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание

Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

Оценить собственную деятельность на уроке;

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Учитель:  Что ж, наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги урока.

  • Что нового вы узнали, поняли?
  • Что научились делать?
  • Оцените собственные достижения  Отметка «5» - 4-5 правильно выполненных задания, отметка «4» - 2-3 задания.
  • А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками №2, лежащими перед вами   P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке.
  • Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?
  • Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей)
  • Как изменилось Ваше настроение?

Метапредметные:

- самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива

VIII. Д.З.

 2 мин

VIII. Подведение итогов. Д.З.  

Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Выставление оценок в журнал.

Д.з. §16,17, упр. 9, задание 3.

Творческое: нарисовать  для малышей рисунки, отражающие процессы испарения и конденсации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией А.В.Перышкин. 8 класс "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Методическая разработка урока с презентацией к учебнику А.В.Перышкина 8 класс по теме "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии и выделение ее при конденсации"...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Урок физики в 8 классе "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Разработка открытого урока по физике в 8 классе "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"...

Конспект урока "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Конспект урока физики в 8 классе на тему "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"....

Технологическая карта урока с использованием ЦЛ. Тема "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар" 8 класс

Технологическая карта урока (c использованием цифровой лаборатории PASCO)....

Презентация. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглащение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглащение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации...