Конспект урока "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Подколзина Светлана Викторовна

Конспект урока физики в 8 классе на тему "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар»

Цель урока: создать условия для приобретения учащимися знаний о процессе испарения, развития их познавательного интереса к физике и технике и формирования общеучебных умений.

Задачи урока.

Общеобразовательные: углубить и дополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процесса испарения, рассмотрев его на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения, выяснить, какой пар называют насыщенным, какой – ненасыщенным.

Воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; воспитывать товарищество и взаимопомощь.

Развивающие: развивать познавательный интерес к физике и технике; производить наблюдения, делать выводы, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Оснащение урока: Компьютер, фрагмент песни «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника», опорный конспект, карточки с заданиями;

Оборудование: 4 штатива с муфтами, бельевая веревка, 2 носовых платка, 2 салфетки, фен электрический, тазик, полоска газетной бумаги, спирт, вода, растительное масло, стакан с горячей водой.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

Этап мотивации учащихся.

Дидактическая задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, подготовить их к осознанному изучению нового учебного материала.

Содержание этапа.

У.: Здравствуйте, ребята. Мне нравятся старые детские фильмы. А вы любите их смотреть? (Да).

У.: А какой ваш любимый фильм? (перечисляют дети)

У.: А мне нравится музыкально – фантастический фильм «Приключение Электроника».  Песня из этого фильма «До чего дошел прогресс», с точки зрения современной физики, рассказывает уже не о фантастических событиях, а о реальных. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни.

Кто из вас знает, в каком году вышел этот фильм на телеэкраны? (ответы детей)

У.: Евгений Велтистов снял этот фильм в 1979 году на Одесской киностудии. А в мае 1980г. он вышел в телеэфир. А ведь автор фильма и автор слов этой песни Юрий Энтин смотрели далеко в будущее. Жанр фильма фантастический, но, возвращаясь к нему более чем через 25 лет, понимаешь, что технический прогресс полностью охватит нашу жизнь. Мы уже не представляем жизнь без техники. Перечислите, пожалуйста, какая современная техника помогает вам и вашим близким в жизни? (приводят примеры).

Этап усвоения новых знаний.

Подготовительный этап: заранее на уроке даю индивидуальное задание двум ученикам - экспертам (на карточках):

Задание: проделать опыт по исследованию зависимости скорости процесса испарения от рода жидкости: на газетную бумажку капните в разные места по одной капле воды, спирта и растительного масла. Проследите, какая из капель испарится первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и обоснуйте его.

А всему классу раздаю опорные конспекты.

Содержание этапа.

У.: Автор песни был прав в том, что технический прогресс очень расслабляет людей. Чтобы постирать белье в современной стиральной машине, достаточно его закинуть в машину и подождать 2-3 часа. И оно чистое, сухое готово. Современные люди забыли физические основы некоторых технологических процессов разного рода деятельности, особенно при стирке. А если постирать белье руками, то, как повысить эффективность сушки, чтобы быстрее достичь результата? Ребята, может быть, вы мне поможете, скажите, что необходимо сделать, чтобы выстиранное белье быстрее высохло? (Сначала нужно развесить белье)

У.: А теперь помогите мне, пожалуйста.(два ученика помогают. Рядом с каждой натянутой веревкой лежат таблички:

1. Развесьте белье не расправляя.

2. Развесьте белье, используя прищепки и тщательно расправив его.)

У.: Скажите, что вы сделали, развесив белье, в сравнении с моим бельем, которое было в тазике, с физической точки зрения? (И в том и в другом случае увеличили площадь поверхности)

У.: Ребята, у кого из моих помощников быстрее высохнет белье? (У того, кто повесил белье, расправив его, т.к. площадь поверхности там больше).

У.: Следовательно, белье быстрее высохнет, если увеличить площадь поверхности? (Да).

У.: Давайте возьмем опорный конспект и отметим в нем этот вывод. В пункте 1 запишем «зависит от площади поверхности». Ребята, а как можно значительно увеличить скорость высыхания белья? (Например, использовать фен).

У.: Кто желает с помощью фена просушить платок? (На другой веревке висит такой же платок для сравнения). (Сушат).

У.: Почему платок высыхает быстрее? (Фен создает ветер, который уносит молекулы воды).

У.: Вот мы  и выяснили второе условие: от чего зависит скорость высыхания белья. Предложите, что мы запишем в пункте 2? (Зависит от ветра).

У.: Правильнее – зависит от движения воздуха (Пишут).

У.: А при каких еще погодных условиях  белье высыхает быстрее? (В жаркую погоду).

У.: Значит, от чего зависит скорость испарения? ( От температуры окружающей среды).

У.: Отметим в пункте 3 «зависит от температуры». А может ли белье высыхать при любой температуре или есть определенная температура испарения жидкости? Приведите примеры. (Высыхает белье и летом и осенью и зимой, значит, испарение происходит при любой температуре).

У.: А знаете, что я думаю, было бы здорово постирать белье в спирте. У вас возник вопрос «Почему?» А скажите, пожалуйста, при одинаковых условиях, вода или спирт быстрее высыхает? (Высказывают свои мнения).

У.: А давайте спросим наших экспертов, которые уже постарались экспериментально доказать или опровергнуть ваши предположения. (Кратко описывают опыт и делают вывод).

У.: Ребята, мы правильно вас поняли? Испарение зависит от рода жидкости? (Подтверждают свой вывод). В пункте 4 запишем «от рода жидкости».

У.: Вот мы с вами рассмотрели процесс высыхания белья. А скажите, где еще мы наблюдаем аналогичные явления? (Приводят примеры).

У.: Запишите в конспекте один пример.(Пишут). А что происходит в данных явлениях? (Испарение, жидкость переходит в газообразное состояние, молекулы воды покидают поверхность).

У.: Мы рассмотрели один из способов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Какие же это агрегатные состояния? (Жидкость и газообразное состояние).

У.: Давайте отметим  в опорных конспектах эти агрегатные состояния. Стрелочка должна подсказать: какой переходный процесс происходит? (Испарение).

У.: Подпишите над стрелочкой «испарение». Теперь мы готовы дать определение процессу испарения. Кто попробует? (Испарение – это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное).

У.: А как происходит переход из жидкости в пар при испарении? (ответы).

У.: Давайте отметим на рисунке ту модель молекулы, которая быстрее покинет жидкость. Почему вы так решили? (Все молекулы движутся. Если достаточно «быстрая» молекула окажется на поверхности жидкости, то она может преодолеть силы притяжения соседних молекул и вылетит из жидкости. Если достаточно «быстрая» молекула окажется внутри жидкости, то для этого ей необходимо затратить энергию на преодоление сил притяжения соседних молекул и на движение на поверхность жидкости. Поэтому у нее останется недостаточно энергии для вылета из жидкости)

У.:  Из всего сказанного можно более полно сформулировать определение процесса испарения. Испарение – это явление превращения жидкости в пар, происходящее с поверхности жидкости. Запишем это определение в вашем конспекте. (пишут).

 У.: Итак, в процессе испарения поверхность жидкости покидают некоторые молекулы Какова их дальнейшая судьба? (отвечают)

У.: А давайте посмотрим, что происходит с такими молекулами после испарения./ Опыт: в холодный стакан наливаю немного горячей воды и закрываю его крышкой./

У.: Что мы видим? (Пар осаждается на стенках стакана и превращается в капли воды)

У.: Значит, одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. А почему так происходит? Кто может объяснить это? (Молекул становится много над поверхностью жидкости и часть из них возвращается обратно в воду).

У.: Верно. В процессе испарения плотность пара над жидкостью постепенно увеличивается и скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно. С этого момента число молекул пара над жидкостью будет постоянным. В таких случаях говорят, что наступило динамическое равновесие между паром и жидкостью. А пар при этом равновесии называют насыщенным. Теперь мы можем сформулировать определение насыщенного пара. Кто попробует? (Насыщенный пар – это пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью).

У.:  Запишем его в конспект. (пишут).

У.: Но часто можно столкнуться с такими ситуациями, когда число испаряющихся молекул больше, чем число возвращающихся обратно в жидкость. И конечно динамического равновесия в таких случаях не может быть между жидкостью и паром. А будет ли пар насыщенным? (Нет).

У.:  А как его можно назвать? (Ненасыщенный).

У.: Верно. Давайте дадим определение ненасыщенного пара. (Ненасыщенный пар – это пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью).

У.:  Запишите его в конспект. (пишут). Можете ли вы привести примеры ненасыщенного пара? (примеры).

У.: Примером ненасыщенного пара может служить пар над открытым сосудом. В открытом сосуде масса жидкости из-за испарения постепенно уменьшается. Почему? (Молекулы пара рассеиваются в воздухе, не возвращаясь в жидкость, и динамического равновесия не наступает).

 У.: Правильно. Конечно, не все молекулы улетают от исходной жидкости, часть из них возвращается обратно. Поэтому при ветре, который уносит молекулы пара, белье быстрее высыхает, как мы сегодня наблюдали. Зная, от каких причин зависит скорость испарения, можно объяснить, зачем переливают горячий чай из стакана в стакан, дуют на горячий суп, обмахиваются веером. (Объяснения).

Закрепление

У.: Обратимся к опорным конспектам. Скажите, пожалуйста, как называется явление, которое мы сегодня рассмотрели на уроке? (Испарение)

У.: А как называется пар над жидкостью при испарении, если между жидкостью и паром установилось динамическое равновесие? (Насыщенный).

У.: А если динамическое равновесие не достигнуто? (Ненасыщенный).

У.: Верно. Как бы вы назвали тему нашего урока? («Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар»)

У.: Замечательно, запишите эту тему урока в свои опорные конспекты. (Пишут).

У.: Скажите, от чего зависит скорость испарения? (Отвечают с опорой на свои конспекты).

У.: Приведите примеры испарения. (Примеры).

У.: Приведите примеры динамических систем, над которыми пар насыщенный (Горячий чайник с закрытой крышкой и др.)

Домашнее задание

  1. Прочитать опорный конспект.
  2. П. 16 – учебника.
  3. Вопросы в конце параграфа.
  4. Домашний эксперимент.

Итог урока

Выставление отметок.

1. Развесьте белье не расправляя.

2. Развесьте белье, используя прищепки и тщательно расправив его.

 

Задание: проделать опыт по исследованию зависимости скорости процесса испарения от рода жидкости: на газетную бумажку капните в разные места по одной капле воды, спирта и растительного масла. Проследите, какая из капель испарится первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и обоснуйте его.

Задание: проделать опыт по исследованию зависимости скорости процесса испарения от рода жидкости: на газетную бумажку капните в разные места по одной капле воды, спирта и растительного масла. Проследите, какая из капель испарится первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и обоснуйте его.

Домашний эксперимент

  1. Капнув, на две чистые стеклянные пластинки по капле спирта (или одеколона), поместите одну из них над нагретой плиткой. Заметьте время, в течение которого испарится одеколон с этой пластинки и с той, которая не подогревается. Сделайте вывод из этого опыта о зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.
  2. На две чистые стеклянные пластинки поместите по капле одеколона. Помашите над одной из них веером так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из этого опыта о зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.
  3. Поместите на чистую стеклянную пластинку каплю спирта и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу. Рядом нанесите еще одну каплю спирта. Пронаблюдайте за их испарением. Сравните скорости испарения этих капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.
  4. Смочите ватку спиртом. Оберните ею шарик термометра. Заметьте значение температуры в начале опыта и спустя 2-4 минуты. Сделайте вывод из этого опыта об изменении температуры во время испарения, обоснуйте его. Вы можете привести примеры из жизни?

Примечание.

Вывод по каждому опыту запишите в тетрадь. И давайте попробуем шире использовать достижения научно-технического прогресса: если у вас есть сотовый телефон или цифровой фотоаппарат, то зафиксируйте ваши опыты и на любом носителе принесите фотографии в класс. Мы их посмотрим и обсудим. И, может быть, мы сделаем из них небольшое слайдшоу для следующих поколений юных физиков.

Опорный конспект

Тема:________________________________________________________________________

Условия, от которых зависит скорость высыхания белья:

1)____________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________________

4)____________________________________________________________________________

Пример_______________________________________________________________________

Агрегатные состояния:

Как происходит данное явление?

Испарение______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Насыщенный пар____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ненасыщенный пар____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОКУ «Любачанская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок физики в 8 классе

Тема урока: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар».

Учитель физики

Подколзина Светлана

Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией А.В.Перышкин. 8 класс "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Методическая разработка урока с презентацией к учебнику А.В.Перышкина 8 класс по теме "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии и выделение ее при конденсации"...

Испарение и конденсация. Кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары

Испарение и конденсация. Кипение.   Насыщенные и ненасыщенные пары...

Презентация на тему "Испарение жидкости. Насыщенный и ненасыщенный пар" 8 класс

Презентация к уроку физики 8 класс "Испарение жидкости. Насыщенный и ненасыщенный пар"....

Презентация по физике "ИСПАРЕНИЕ. НАСЫЩЕННЫЙ И НЕНАСЫЩЕННЫЙ ПАР" 8 класс

ИСПАРЕНИЕ. НАСЫЩЕННЫЙ И НЕНАСЫЩЕННЫЙ ПАРПрезентацию удобно использовать на уроках физики в 8 классе при изучении процессов испарения и конденсации....

Конспект урока по ФГОС. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. (8класс)

Конспект урока в свете требований ФГОС с использованием материалов Единой коллекции ЦОР в 8 классе по теме ""Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости  и...

Рабочий лист ученика по теме "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Применение на уроках рабочих листов является эффективным методом его ведения, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке. Использование различных приемов обучения по...

Урок физики в 8 классе "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Разработка открытого урока по физике в 8 классе "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"...