Главные вкладки

    План-конспект урока по физике (11 класс) на тему:
    Урок физики в 11 классе Тема урока: строение атомного ядра. Энергия связи атомного ядра.

    В процессе выполнения модульной программы учащиеся должны запомнить определения понятий «нейтрон», «нуклон», «массовое число», «энергия связи», «дефект масс», «удельная энергия связи», формулы для определения массового числа, энергии связи, дефекта масс, удельной энергии связи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_11_klasse_stroenie_atomnogo_yadra.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок физики в 11 классе

    Тема урока: строение атомного ядра. Энергия связи атомного ядра.

    Цели урока: 1. В процессе выполнения модульной программы учащиеся должны запомнить определения понятий «нейтрон», «нуклон», «массовое число», «энергия связи», «дефект масс», «удельная энергия связи», формулы для определения массового числа, энергии связи, дефекта масс, удельной энергии связи.

    2. Развивать у учащихся умение пересказывать и анализировать учебный материал, выделять главное, основное; сравнивать, отвечать на вопросы, решать задачи.

    3. Воспитывать коммуникативные умения: умение работать в коллективе и самостоятельно, умение говорить самому и слушать других.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Форма проведения урока: выполнение модульной программы.

    Продолжительность занятия: два академических часа.

    Домашнее задание: §82 – 83

    Ход урока:

    УЭ - 0 Интег-риру-

    щая цель

    В процессе учебной работы над заданием ты должен:

    1. Узнать, что такое нуклон, массовое число, энергия связи, дефект масс, удельная энергия связи;

    2. Научиться решать задачи на определение массового числа, энергии связи, дефекта масс, удельной энергии связи.

    2 мин.

    УЭ – 1 Про-

    верка изучен-ного матери-ала

    Входной контроль (15 баллов).

    Цель: проверить себя, как усвоил материал по предыдущей теме и убедиться, что готов изучать новый материал.

    Задание №1 (4 балла).

    Покажи развитие учения о веществе в виде схемы:

    Задание №2 (5 баллов).

    1. Напиши формулу Эйнштейна для определения энергии.

    2. Чему равна скорость света?

    3. Как можно определить количество протонов в ядре? Сколько их в ядре атома железа?

    Задание №3 (6 баллов).

    1. Напиши, что образуется в результате α – распада 27 60  Со.

    2. Напиши, что образуется в результате β– распада 92 238  U.

    Выполняй задания в любом порядке. За 10 минут постарайся выполнить все три задания и набрать не менее 9 баллов.

    Набрал 9 и более баллов, переходи к следующему УЭ.

    УЭ – 2

    Изуче-ние но-

    вого

    мате-

    риала

    Цель: познакомиться с историей открытия нейтрона, с протонно-нейтронной моделью ядра, уметь дать характеристику ядерным силам.

    Задание №1.

    1. Кто и когда впервые осуществил искусственное превращение атомных ядер?

    2. С помощью какого устройства удалось пронаблюдать превращение азота?

    3. Записать уравнение реакции данного превращения.

    4. Когда и кем был открыт нейтрон?

    5. Характеристика нейтрона (обозначение, заряд, масса).

    6. Что такое массовое число?

    7. Как одним словом назвать протоны и нейтроны?

    8. Характеристика ядерных сил.

    Задание №2 (6 баллов).

    1. Заряды протона и электрона:

    А. Приблизительно равны. Б. Равны по модулю. В. Заряд электрона по модулю больше заряда протона.

    2. Массы протона и нейтрона:

    А. Равны. Б.Относятся как mp : mn = 1: 836.

    В. Масса нейтрона незначительно больше массы протона.

    3. Массы протона и электрона:

    А. Равны. Б. Масса протона незначительно больше массы электрона. В. Относятся как mp : mе = 836 :1.

    4. В состав ядра входят:

    А. Протоны, нейтроны, электроны. Б. Протоны и  нейтроны. В. Протоны и  электроны.

    5. Чему равно число протонов в ядре?

    А. Массовому числу А. Б.  Числу электронов в оболочке атома Z. В. А- Z. Г. А+ Z.

    6. Чему равно число нейтронов в ядре?

    А. А- Z. Б.  А+ Z. В. Числу электронов в оболочке атома Z. Г. Массовому числу А.

    Прочитать §82 – 83 (15мин)

    Работа учеников с учителем. За каждый правильный ответ на вопрос получаешь 1 балл (5мин.).

    Обмениваемся в парах решениями, ответы сверяем по листу учителя. За каждый правильный ответ 1 балл (8мин.).

    УЭ – 3 Изуче-ние нового матери-ала

    Цель: познакомиться с понятиями: энергия связи, дефект масс, удельная энергия связи.

    Задание №1.

    Запиши формулы для определения:

    1. дефекта масс,
    2. энергии связи,
    3. удельной энергии связи.

    Объяснение учителя (12мин.).

    УЭ – 4

    Закреп-ление изучен-ного матери-ала

    Цель: научиться рассчитывать массовое число, дефект масс, энергию связи, удельную энергию связи.

    Выходной контроль.

    Решаем задачи из сборника задач Рымкевича А.П.: №1172, 1176 (1в -1,3,5; 2в – 2,4,6), 1177;

    из учебника упр.10 (с.221) №1,2,3.

    Сравниваем полученный результат с ответами. За каждую правильно и самостоя-тельно решенную задачу – 2 балла. Обсуждение вопросов в группах (или с учителем) (25мин.).

    УЭ – 5

    Подве-дение итогов

    Резюме.

    Цель: определи, усвоил ли ты (смотри интегрированную цель УЭ - 0) материал урока.

    Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий. Лист учет отдай учителю (1-2мин.).

    УЭ – 6

    Рефлексия.

    • Что нового я узнал (а) на уроке?
    • Чем мне понравился урок?
    • Чем не понравился?
    • Всё, что я узнал (а) на уроке, смогу ли применить на последующих занятиях?

    (2мин.)

    Лист проверки учителя.

    УЭ – 1.

    Задание №1 (4 балла).

    Покажи развитие учения о веществе в виде схемы:

    Задание №2 (5 баллов).

    1. Напиши формулу Эйнштейна для определения энергии   Е=mс2

    2. Чему равна скорость света?   с = 3· 108 м/с

    3. Как можно определить количество протонов в ядре? Сколько их в ядре атома железа?   По порядковому номеру, 26.

    Задание №3 (6 баллов).

    1. Напиши, что образуется в результате α – распада 27 60  Со.

    27 60  Со         25 56Mn + 2 4 He

    2. Напиши, что образуется в результате β– распада 92 238  U.

    92 238  U                  93 238  Np + -1 0 e

    УЭ – 2.

    Задание №2.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Б

    В

    В

    Б

    Б

    А


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».

    Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...

    Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

    Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...

    Урок физики в 11 класс. Тема " Фотоэффект. Применение фотоэффекта" с последующим самоанализом

    Урок по теме «Фотоэффект. Применение фотоэффекта»   из раздела «Квантовая физика»( 24ч) и в главе «Световые кванты» (6ч) в 11 классе, где обучение проводится по учебникам Г.Я Мякишева, Б.Б. ...

    Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

    Открытый урок физики в 9 классе.                Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ....

    Урок физики в 9 классе. Тема урока: «Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»

    Урок физики в 9 классе.                              Тема урока:«Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики зв...