Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_afriki_.rar16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  урока  по теме:

Климат Африки и определяющие его факторы.

                                                                          Разработчик : Берлюбская Т.В.

                               учитель географии

            МКОУ «Варгашинская СОШ № 1»

Цель: Создание  условий для усвоения обучающимися климата Африки и определяющих его факторов.

Задачи:

1. Обучающие:

- закрепить знания обучающихся о характерных чертах климата Африки;
- объяснить обучающимся причины разнообразия климата;

-  показать обучающимся роль каждого фактора в формировании климата и их взаимосвязь.

- научить обучающихся работать с климатограммами.

2. Развивающие:

- развивать навыки анализа и объяснения причинно-следственных связей у обучающихся;

-развивать творчество учащихся, мыслительные способности;

- содействовать развитию у школьников умений формулировать определения понятий и терминов, устанавливать причинно-следственные связи.  

3. Воспитательные:
- воспитывать  умение   анализировать и   систематизировать   информацию;  - воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое    восприятие географических объектов.    

- воспитывать бережное отношение к природе.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Содержание темы предполагает:

  1. Усвоение  содержания понятий и терминов: климат, пассаты, климатические пояса, типы климата;
  2. Выявление особенностей климата Африки и определяющих его факторов.

Планируемые результаты.

Личностные:

  1.  эмоционально-ценностное отношение к особенностям климата Африки, .
  2. осознание значимости климата для жизни население .
  3. стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

  1. Познавательные:  умение устанавливать причинно-следственные связи,  формулировать выводы,  сравнивать объекты;
  2. Регулятивные:  умение выполнять учебное действие в соответствии  с  заданием, вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из различных источников;
  3. Коммуникативные:  умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе выполнения учебной задачи, работать  индивидуально, в группе и фронтально;

Предметные:

  1. В познавательной сфере – знание понятий и терминов , особенностей  климата Африки;
  2. В ценностно-ориентационной сфере – понимание значения климата  в жизни населения и развитии хозяйства Африки;
  3. В сфере географической деятельности – умения находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата Африки.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ПК на двух обучающихся, выход в Интернет на сайт.

Ресурсы, в том числе электронные:

Учебник географии, атлас по географии для  7 класса, стенная физическая карта  Африки.

Межпредметные связи

Экология,  7 класс/Тема «Природа вокруг нас», физика.

Формы работы: фронтальная ,   групповая ,  индивидуальная  .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

- актуализировать имеющие знания у обучающихся по теме , мотивировать обучающихся к изучению темы.

Планируемые результаты

Личностные

- проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные

Умение:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

- работать в паре.

Предметные

Знание:

- понятия «климат, климатические пояса, климатические факторы, пассаты;

- умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.

Формы работы: фронтальная

Актуализация субъектного опыта учащихся

Учитель сообщает тему урока, раскрывает цели учебного занятия. Учитель организует беседу таким образом, что бы сами семиклассники назвали сведения, необходимые для определения климата любого материка. В этом им поможет анализ сводок погоды, сообщаемом по радио или телевизору. В процессе их обсуждения  делается отбор и вывод: для определения климата достаточно знать температуры  января, июля, количество осадков и их режим, а также господствующие ветры.

 -Что мы изучили по материку Африки.

-Что сегодня надо будет узнать?

Учитель: Запишите тему в тетрадь.

Прежде, чем говорить о климате Африки, давайте вспомним все что знаем о климате вообще?

-А теперь, подумайте каждый сам, обговорите друг с другом, какие вопросы по нашей теме мы вынесем в образовательные задачи урока?

Задачи учитель записывает на доске.

Знать:

1.Какой климат Африки? Почему он такой?

2.Особенности климата материка.

3.Климатические пояса и типы погоды, характерные для климатических поясов Африки.

Учитель подводить учащегося к определению  развивающей цели, предлагая им подумать над тем какие умения мы будем развивать.

Сознание положительного психологического настроя на предстоящую работу.

Учитель спрашивает учащегося: «Зачем необходимо знать данную тему?»

Обсуждение в парах коллективный диалог в ходе которого выявляется практическая значимость изучаемого материала, возможность использования его при изучении последующих тем.

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель: Создать условия для усвоения учащимися знаний о особенностях климата Африки, и климатообразующих факторов его определяющих.

Личностные:

- Эмоционально-ценностное отношение к особенностям климата Африки.

 Регулятивные:

- Организовать свою деятельность, определять свои цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике , оценивать достигнутые результаты.

- Вести самостоятельный поиск информации из географических источников.

- Коммуникативные:

- умение организовать учебное сотрудничество, работать в парах и группе;

- умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

- знание содержание понятий связанных с климатом.

- умение работать с разными источниками географической информации, выделять климатические пояса, климатообразующие факторы

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Планирование учебной деятельности

Учитель ставит вопрос: «Как мы будем решать поставленные задачи и что для этого необходимо?»

Учитель организует обсуждение вопроса:- «Что мы будем контролировать?»

В ходе коллективного диалога определяем:

1.Овладение знаниями по изученным вопросам.

2.Сформированность основных способов мышления (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

3.Сформированность общеучебных умений.

Определяем формы контроля: взаимоконтроль, во время диалога в паре; самоконтроль, контроль со стороны класса, контроль учителя (поэтапный и итоговый).

Реализация плана.

Проблемный вопрос: Какой тип климата Африки наиболее благоприятный для жизни человека?»

-Ребята, мы знаем, что Африка – самый жаркий материк. Скажите, это следствие или причина?

Учащиеся делают запись в тетради.

Следствие    Причина

Африка -          ?          

Самый                      

Жаркий

Материк.

Работа с текстом учебника.

Используя учебник стр. 102, карты, работая в паре друг с другом определите причину.

Учащиеся устанавливают причину.

1.Географическое положение (большая часть в тропических широтах).

2.Преобладание высоких t.

-А теперь, используя климатического карту Африки определите средние t января и средние t мая в северной, центральной и южной части материка. Запишите в тетрадь.

-Какая t повторяется чаще всего?

-Чаще всего на материке Африка повторяется t +24˚ С.

Вывод: преобладают t +24˚.

-Определите где на территории Африки наблюдается абсолютный max t.

Работая к климатической картой, дети устанавливают, что абсолютный max t наблюдается в г. Трипполи (+58 С).

-Какие части материка являются самыми жаркими?

Ответ: север и юго – запад.

-Сопоставьте  климатическую и физическую карты Африки, что располагается в самых жарких частях?

Ответ: пустыни.

Учитель: Ребята, как вы считаете почему на севере Африки располагается самая крупная пустыня мира?

Обсуждение в парах, коллективный диалог, в процессе которого устанавливается причина: большая протяженность севера Африки в тропических широтах; ветры пассаты дуют с материка Евразии.

-Ребята, какие мы здесь можем выделить климатообразующие факторы?

Ответ: географическое положение и господствующие ветры.

-Итак, какую главную особенность климата Африки мы можем выделить?

-Климат на большей части материка – жаркий.

Запишите эту особенность в тетрадь.

-Зная климатообразующие факторы, подумайте, обговорите в паре: «Почему на берегу океана образовалась пустыня Намиб?».

Причиной является холодное океаническое течение.

Итак, мы уже определили влияние 3 факторов: г.п. господствующие ветры, течения.

-Посмотрите на карту и назовите самую влажную часть материка? Почему здесь много осадков?

Учащиеся выполняют задания.

На карту наносят знаки:

НД (низкое давление) ☼ (восходящие токи воздуха) ЭВМ, осадки.

http://fcior.edu.ru/card/9319/afrika-samyy-zharkiy-materik-priroda-afriki-p2.html

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009ee-1000-4ddd-dbcd-330047fe0a7e/?from=000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3&interface=themcol

3 этап: Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель:

- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений , полученных в процессе изучения темы.

- Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений .

  1. Практическая работа. (не оценивается)

«Построение сравнительных климатических диаграмм».

Далее учащимся представляется несколько климатических диаграмм. Необходимо выбрать какая из них соответствует к этой территории. Ответ обосновать.

-Какой вывод можно сделать о распределении осадков по материку?

-Почему восточные склоны Драконовых гор получают осадков больше, чем западные?

-Какие ещё климатообразующие факторы мы можем назвать?

Задание:

-По карте определите в каких климатических поясах располагается материк Африка?

-Какую особенность в расположении климатических поясов вы увидели?

-Используя текст учебника стр. 103-104, свои знания дайте характеристику климатических поясов и типов погод в этих климатических поясах.

-Ребята, так какой тип климата Африки наиболее благоприятный для человека?

Подведение итогов урока.

-Ответили мы на проблемный вопрос?

-Решили задачи урока.

-Непонятные вопросы есть?

Учащиеся указывают меру своего продвижения к цели по пяти бальной шкале.

Высказывают свои пожелания.

       

4 этап: Диагностика качества усвоения темы

Цель:

- установить степень усвоения темы обучающимися

Задание : 

Тест

Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.

А) экваториальный

Б) субэкваториальный

В) тропический

Г) субтропический

А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.

5 этап: Рефлексивная деятельность

Цель деятельности: научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью

- оценивать результат своей деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

 Закончите предложения:

- Я доволен (довольна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)…..

- Я не доволен(льна) тем, что сегодня……

6 этап:  Домашнее задание.

Используемая литература и сайты

  1. Рабочая программа по географии 6-9 класс.
  2. ФГОС общего образования. География.
  3. http://school–collection.edu.ru.

4. http://fcior.edu.ru/card/9319/afrika-samyy-zharkiy-materik-priroda-afriki-p2.html

  1. ecosystema.ruКлимат 

6.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009ee-1000-4ddd-dbcd-330047fe0a7e/?from=000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3&interface=themcol


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку географии по теме "Климат Калининградской области"

В презентации дается описание клмиата самой западной области нашей страны....

Урок географии по теме "Климат Владимирской области", 8 класс

Урок географии в курсе "Физическая география Владимирской области". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с тестами и материалами к уроку. Урок с использованием современных...

Урок географии на тему «Климат Южной Америки» с использованием интерактивной доски. 7 класс

Разработка  урока в 7 классе по географии «Климат Южной Америки» с использованием интреактивной дрски и презентации к уроку. Презентация прилагается....

Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"

Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок раработан в соответствии с ФГОС...

Проверочная работа по географии по теме: " Климат Африки" 7 класс

Климат Африки.1. Климатический пояс ,лежит вдоль экватора в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива.2. Климатический пояс лежит между 20 с.ш и 20 ю.ш3. Климатический пояс лежит на крайне...

Урок географии в 7 классе Тема: Климат Африки

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы....