Урок географии по теме "Климат Владимирской области", 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Урок географии в курсе "Физическая география Владимирской области". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с тестами и материалами к уроку. Урок с использованием современных технологий, практикоориентированный, с использованием дополнительного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya___k_uroku.doc45.5 КБ
Office presentation icon urok_klimat_vo.ppt853 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии , 8 класс

Учитель- Филимонова  И.А.

МБОУ Ставровская СОШ Собинского района

Тема: « Климат Владимирской области»

Цели урока: Выявить особенности климата ВО, закономерности формирования

                     и распределения его элементов по территории.

                     Развивать умение самостоятельно добывать знания, пользуясь

                     различными источниками информации.

                     Воспитание чувства толерантности, умение работать

                     индивидуально и в группе, любви к родной природе

Оборудование: Физическая карта ВО, климатическая карта Владимирской

                          области, Климатическая карта России, тесты по темам «Рельеф

                          и ПИ», «Климат», тексты для характеристики сезонов года с

                          пропусками(задания для групп) ,презентация к уроку, фрагмент

                          презентации «Циклоны и антициклоны»,  Учебное пособие по  

                          географии Владимирской области, учебник «География

                      Владимирской области» И.А. Карлович, В.В. Кузнецов      и  др.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний :  Вопрос  учащимся: Какие компоненты природы Владимирской области мы изучили на прошлых уроках? (ГП, рельеф, ПИ)

3. Проверка д/з

  1. Общая характеристика рельефа ВО (ответ у доски)
  2. Характеристика объектов рельефа на территории области. (по карте)
  3. Тестирование учащихся
  1. Изучение новой темы

   ? Какой компонент природы изучаем после рельефа?

    Следовательно тема нашего урока – КЛИМАТ ВО. (слайд 1)

Целеполагание:

Перед Вами на парте листы с тесовыми вопросами по данной теме. Просмотрите их и ответьте на вопрос: Что Вы уже знаете о климате ВО (знаком «+»), в чем сомневаетесь (знаком «?»), чего не знаете (знаком « -  »)

  1. Озвучить цель урока: конкретизировать знания о климате ВО

                                           объяснить особенности формирования  климата ВО,

                                           влияние климата на жизнь и деятельность человека.

К вопросам теста вернемся в  конце урока.

Изучение темы:

? Что называют климатом?

Чтобы характеризовать климат на территории области уже в течение 90 лет ведутся систематические наблюдения за погодой на метеостанции. Данные таких наблюдений за много лет позволяет характеризовать климат.

? Давайте вспомним: От чего зависит климат любой территории?

Слайд 2    Климатообразующие факторы

Циркуляция ВМ

   Подстилающая

пов-ть

ГШ

        

Рассмотрим их влияние на климат ВО: слайд 3,4,5

  1. Солнечная радиация, умеренные широты
  2. Равнинность территории (Восточно-Европейская равнина)
  3. ВМ-              тип погод: мУВМ- осадки, зимой потепление, летом похолодание

                                               кУВМ- сухо, зимой похолодание, летом потепление

                                                 АВМ- холодную и сухую погоду

                                                 ТВМ- теплую  и сухую погоду.

Смена ВМ– атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Вспомним, какую погоду они приносят?

(Фрагмент презентации «Циклоны и антициклоны»)

Вывод: т.о. формируется   умеренно- континентальный климат

 ЗАДАНИЕ : по рис. 12,14 и справочным материалам дайте характеристику умеренно-континентального  климата ВО.   (Т января- - 11 С, умеренно-холодная, Т июля -+16 С, лето умеренно-теплое, осадков -610 мм, преимущественно летом, зимой-снег, преобладающие ветры – Ю-З, Ю, С-З, С направлений). Слайд 6,7

ЗАДАНИЕ: Используя рисунок 15 на с.12. выясним различия в климате по территории области. Для этого заполним таблицу – Слайд 8

  Заполняем  подходя к компьютеру и впечатывая ответ..

Александров

Владимир

Муром

Годовое кол-во осадков

600 мм

600 мм

550 мм

Средняя температура января

-11

-11

-11,5

Средняя температура июля

+17,5

+18

+18,5

Делаем вывод: Различия в климате невелики, но климат изменяется с севера запада на юго-восток, увеличивается его континентальность - холоднее зимой, теплее летом, осадков меньше.

Ребята, нам  с вами  повезло. Живя в умеренно-континентальном климате, мы имеем четко выраженные 4 сезона года, поэтому можем радоваться и снегу и теплу. Сейчас вам предстоит охарактеризовать сезоны года, работая в группах. Для работы вам понадобится учебник (с.  30-31), заполните пропуски в тексте . Время работы -5 минут. Работа в группах .

 См. Приложение

 Ответы групп, слайд 9,10,11, 12

Одной группе было дано секретное задание. Они определяли влияние природных условий области на жизнь и хоз. деятельность человека. Ответ группы.

  1. Закрепление. Обратимся к тестам. Какие вопросы еще остались ?. Подведение итогов
  2. Выводы слайд13.
  3. Д-З: с.11, выпишите климатические рекорды ВО.


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тест: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Владимирской области.

1. Территория Владимирской земли располагается на: а) платформе,           б) щите,

                                                                                             в) складчатой области.

2. Поверхность нашего края представляет собой равнину: а)всхолмленную,       б) плоскую.

3. На формирование рельефа области оказали влияние: а) тектоника,      б) деятельность ледника,

                                                                                               в) реки.

4. Наиболее высокая часть области расположена на: а) Окско - Цнинском валу,

                                                                                          б) Клинско  - Дмитровской гряде,

                                                                                           в) Ковровском поднятии.

 5. Самая низкая точка Владимирской области имеет высоту над уровнем моря:

                                                                                            А) 100 м,   б) 164 м,   в) 68 м,     г) 35 м.

6. Закончите фразу: «Низменная, сложенная ледниковыми образованиями равнина с широким распространением сосновых боров, кустарников, лугов и болот  это ……»

7. Город Владимир расположен: а) Евразийской литосферной плите,       б) на платформе,

                                                      в) на щите,                                                г) на плите,

                                                      д) на Среднерусской возвышенности,   е) на моренной равнине,

                                                      ж) в пойме реки Клязьма..

8. Правильны ли утверждения: а) да,    б)  нет.

    1-на территории Владимирской области никогда не было складчатых горообразовательных

       процессов;

    2- в области есть ледниковые формы рельефа;

    3- Владимирская область находится в зоне активной вулканической деятельности.

9. Область располагает следующими топливными ресурсами: а) нефть, б) уголь,  в) торф,  г) газ.

10. Какими полезными ископаемыми  не богат Собинский район?

                                                                 а) глины,  б) торф,  в)  минеральные краски,  г) известняки.

Приложение 2

Справочные материалы:

Месяц

Температура, в градусах С

Количество осадков

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Cр. Год.

-11,4

-10,6

-5,1

3,8

11,6

15,8

18,1

16,2

10,4

3,4

-3,1

-8,8

3,4

38

30

33

37

46

70

81

67

60

56

47

45

610

Направления ветров в течении года : С =14,  С - В=9,  В=5,  Ю-В=9,

                                                                Ю = 16, Ю - З = 22, З=11, С-З=14, штиль = 7.

Приложение 3

Сезоны года (задания для групп)

Зима

Самый длительный и  ……… период года. Н а нашей территории зима длится ……. месяцев. Обычно зимой стоит …………погода с температурой …..  градусов. Сильные морозы бывают нечасто. Температура воздуха ниже 30 градусов наблюдается при вторжении  ………… а также при восточных антициклонах. В годы, когда циклоны повторяются часто, бывают ………..зимы.  Теплый влажный воздух приносят циклоны с …… . Самые холодные месяцы года - ……… Почва  зимой промерзает на глубину ….м.

Весна.

Это переходный от зимы к ……. период с неустойчивой погодой. Снег сходит с полей в первой декаде ….. ., начинают журчать ручьи, вскрываются и освобождаются ото льда реки, начинается -………. Средняя температура воздуха весной от …… до …..   градусов. Нагретый воздух поднимается вверх, образует ……………облака, идут первые после зимы дожди и ………..

Иногда вторжение холодных ВМ с севера приводит к возврату холодов - ……….

Лето.

За начало лета можно принять дату перехода средней суточной температуры воздуха через … градусов к  более высоким температурам, которая приходится на конец мая - начало июня. Летом преобладает …………..погода. температура воздуха ночью -   …., днем -   …… Летом наблюдается    ……… количество осадков.  Отдельные годы часто приходят циклоны, что делает лето ………..и ……………..  В годы со слабой циклонической  деятельностью        лето отличается      

          ……..и………… погодой.

Осень.

        Осенью часто происходит смена ВМ, что вызывает ……………..погоду. Увеличивается число пасмурных дней с ……………   и    туманами.

В конце августа - начале сентября начинается -………… В некоторые годы в начале осени устанавливается солнечные  ,теплые дни, так называемое -………….лето., что связано с приходом -………………..ВМ умеренных широт. Средняя дата выпадения первого снега приходится на начало ……….. . Устойчивый снежный покров устанавливается в ……..  Начинается зима.

Спец задание.

Выясните, какое влияние («+» и «-») оказывает климат нашей области на хозяйственную деятельность человека.

Приложение 4.

Тест по теме «Климат Владимирской области»

  1. Климат – это…..

     А) многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности

     Б) состояние тропосферы в данном месте и в данное время

     В) погода

2. В каком климатическом поясе располагается Владимирская область?

     А) Арктическом

     Б) Умеренном

     В) Субарктическом

3. Средняя температура самого теплого месяца?

    А) +25◦ С                       Б) +18◦С                     В) +16◦ С

4. Средняя температура самого холодного месяца?

    А) -20◦ С                         Б) -11◦ С                       В) -15◦С

5. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат ВО?

 А) Тихий                        Б) Атлантический             В) Северный-Ледовитый

6. Сколько осадков, в среднем, выпадает в области за год?

    А) 610мм                        Б) 780 мм                          В) 500мм

7. В каком направлении усиливается континентальность климата на

    территории области?

    А)  с севера на юг

    Б)  с северо-запада на юго-восток

    В) с востока на запад

8. Напишите  положительные (4) и отрицательные (4) черты климата области.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Климат Владимирской области

Слайд 2

Климатообразующие факторы Солнечная радиация Циркуляция атмосферы Характер Подстилающей поверхности

Слайд 3

Солнечная радиация ЗАВИСИТ ОТ: Высоты Солнца над горизонтом Продолжительности дня Облачности ГШ◦

Слайд 4

Характер подстилающей поверхности Равнинность рельефа

Слайд 5

Циркуляция воздушных масс ТИПЫ ВМ УВМ Мор. и Конт. АВМ ТВМ

Слайд 6

Задание Используя рисунок 12, 14 учебника и справочные материалы из практической работы №3 выпишите в тетрадь: Ср. температура июля -? Ср. температура января -? Годовая амплитуда температуры-? Годовое количество осадков -? Режим выпадения осадков-? Преобладающие направления ветров-?

Слайд 7

Показатели климата Ср. температура июля = + 18,1 ◦ Ср. температура января =-11,4 ◦ Годовая амплитуда температуры =+6,7 ◦ Годовое количество осадков 610 мм, летний максимум Ветры - Ю-З, Ю, С, С-З направления

Слайд 8

Задание: используя рисунок 15 заполните таблицу: город Кл. показатель Александров Владимир Муром Ср. Т января Ср. Т июля Годовое кол-во осадков

Слайд 9

Зима

Слайд 10

Весна

Слайд 11

Лето

Слайд 12

Осень

Слайд 13

ВЫВОДЫ: Климат умеренно-континентальный, благоприятный для жизни и хозяйственной деятельности человека. Неблагоприятные погодные условия осложняют ведение сельского хозяйства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс

Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...

Урок биологии "Лекарственные растения Владимирской области"

Работа будет интересной не только учителям биологии, но и обучающимся. материал может использоваться не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности...

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...

Интегрированный урок географии и экономики в 8 классе. Тема урока: "Интеллектуальный бизнес".

Интегрированный урок по географии и экономике в 8  классе.         Тема урока: Интеллектуальный бизнес.Цель: Выявление интеллектуального потенциала, уровня знаний по осно...