Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Гудкова Анастасия Николаевна
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение информационного процесса.У учащихся формируются умения обрабатывать материал календаря наблюдений за погодой, умения и навыки по построению таблиц и графиков в EXCEL. Развивается интерес к родному краю, умение работать в коллективе, происходит формирование эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия. Урок эффективен, так как повышает мотивацию у учащихся к получению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Белогорская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок

  географии и информатики

(Открытый урок)

в 6 классе

Физическая география – тема: «Годовой ход температуры воздуха»  ( практическая работа № 16 «Установление особенностей  годового хода температуры воздуха на основе построенного графика»).

Информатика – тема: «Построение таблицы и графика».

                                            Учитель  географии:

                                             Гудкова А.Н.

                                            Учитель информатики:

                                             Воробьева М.П.

Интегрированный урок в 6 классе.

Физическая география – тема: «Годовой ход температуры воздуха»  ( практическая работа № 16 «Установление особенностей  годового хода температуры воздуха на основе построенного графика»).

Информатика – тема: «Построение таблицы и графика».

Цель урока:   формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графической) и использование компьютера как технического обеспечения информационного процесса.

Задачи урока.

Обучающая:

- отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха в различных городах;  

-отработка умений и навыков по построению графиков EXCEL.

Развивающая:

-формирования умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур;

-развитие умений и навыков применения программы EXCEL на практике.

Воспитательная:

-воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе;

-развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.

Методы обучения: беседа, устный опрос, практическая работа.

Методическое использование ИТ на уроке: Программа EXCEL ( построение таблицы и графика годового хода температур)

Оборудование: физическая карта России, атласы,  таблица «Строение атмосферы», календари наблюдения за погодой,  персональные компьютеры (ПК), CD- мультимедиаучебник «Начальный курс географии»

6 класс.

 

Ход урока

I.  Организационный момент.

II.  Основная часть.

Учитель географии.

( На ПК окно из мультимедиаучебника с изображением облаков)

     В 1862г. два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и чем выше он поднимался, тем становилось все холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

   Когда шар  летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. Как вы думаете, почему? (Облака – это густой, холодный туман, в котором ничего не видно)

    И вот показались голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы в них кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море. На этой высоте было еще холоднее, замерзла вода ( на высоте 5 км) . Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Они высыпали весь песок из корзинки, и шар стал стремительно подниматься вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость и упал без памяти. Как вы думаете, почему? ( Недостаточно воздуха для дыхания).

    А шар все поднимался. Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км температура была -240С. А на земле в это время зеленела трава и цвели цветы.

    Потерявший сознание исследователь посинел. Его товарищ, едва дыша, собрал последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он схватил его зубами и потянул. Клапан открылся – и шар начал спускаться на землю.

Вопросы для беседы:

1. Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?

2.Насколько изменяются температура воздуха и давления с высотой?

3. Какие изменения температуры происходят на суше?

4.Почему отмечаются разные температуры воздуха в разных частях Земли?

От чего это зависит?

5. Как меняются температура воздуха в течении суток и почему?

6. Как меняется температура воздуха в течении года и почему?

7. Что такое амплитуда температур?

8. Как найти среднегодовую температуру воздуха?

ПК. Практика. Решение задачи: Какая температура воздуха за бортом самолета на высоте 10000м, если внизу в это время  +100С  и -100С ?

( при +100С = -500, а при -100С = -700 ).

Валеологическая «пятиминутка»:

Упражнение №1.  Откинулись на спинку стула, сделайте глубокий вдох, наклонились вперед и сделали выдох. Повторить 5-6 раз

Упражнение №2. Откинувшись на спинку стула , прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз

9. Найдите на физической карте России город Сочи и город Нерюнгри. Определите их географические координаты. /г.Сочи – 430 с.ш., 450  в.д.;

г. Нерюнгри – 570 с.ш., 1250 в.д./. (Учитель отмечает названные города на карте флажками)

Рассмотрите таблицу, которая лежит у вас на столах.

Месяц

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент

Окт.

Нояб

Дек.

Г.Сочи

  10

50

80

110

160

220

260

240

180

110

80

20

г.Нерюнгри

-360

-300

-200

-160

-70

100

160

140

-50

-170

-240

-320

?. Одинаковы ли среднегодовые  температуры воздуха в этих городах? Почему?

Вывод: Не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.

Учитель информатики.

1. Почему графическая форма представления результатов по изменению температур предпочтительней?

2.Почему на этом уроке мы с вами используем программу EXCEL?

(Программа EXCEL позволяет сэкономить  время и представить табличные результаты в графической форме)

- Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос: Совпадут ли графики температур воздуха для разных городов?  Объяснить почему и сделать вывод. Работаем в парах.  Вы получите карточки, на которых записаны слова близкие по смыслу: барометр – анероид, лава – извержение, исток – река, цунами – океан и т.д. (Карточки раздаются детям вперемешку, и они сами находят свою пару).

- У каждого из касс на столе листок, на котором представлен алгоритм выполнения работы. В ПК хранится файл с готовой к заполнению таблицей, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры.

Алгоритм

выполнения практической работы.

1. Откройте папку Мои документы, найдите файл Практическая работа

6  класс

2.Внесите значения температур воздуха в г.Сочи и г.Нерюнгри в таблицу.

3. Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4:М6 ( название графику и осям дайте самостоятельно).

4.Увеличьте построенный график.

5.Введите в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды г. Сочи.

6.Введите в ячейку В29 формулу расчета амплитуды г. Нерюнгри.

7.Введите в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г.Сочи.

8. Введите в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г.Нерюнгри.

9.Сравните (устно) полученные результаты.

10.Сохраните работу под именем ПР1  гео ( фамилия).

III. Заключительная часть урока.

Учитель информатики:

1. Совпадают ли у вас графики хода температур для г.Сочи и г.Нерюнгри? Почему?

Учитель географии:

2. В каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха? Почему?

Вывод: Чем больше угол падения  солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха (г.Сочи). Город Нерюнгри расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и показания температуры воздуха будут ниже.

Подведение итогов: оценки за работу на уроке.

Объяснение домашнего задания.

Оценка деятельности учащихся.

    На данном уроке учащиеся получают оценки сразу по двум предметам.

Оценка «5»- выставляется при условии безупречного ответа либо при наличии 1-2 мелких погрешностей.

Оценка «4» - ставится при наличии 1-2 недочетов.

Оценка «3» - ставится при наличии 1-2 мелких погрешностей и 1-2

недочетов.

        Оценка за выполнение практической работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.-выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.-допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1.- не более одной грубой ошибки и одного недочета;

2.- или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1.- не более двух грубых ошибок;

2.- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.- или не более двух – трех недочетов;

4.-или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5.- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех – пяти недочетов.

 

Практическая работа.

« Построение графика годового хода температур. Определение амплитуды и средней годовой температуры для г.Сочи и г.Нерюнгри»

Месяц

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент

Окт.

Нояб

Дек.

г.Сочи

  10

50

80

110

160

220

260

240

180

110

80

20

г.Нерюнгри

-360

-300

-200

-160

-70

100

160

140

-50

-170

-240

-320

Среднегодовая температура     C t0= ( сумма tt всех месяцев) : 12

Для г. Сочи. C t0 = 10,60

Для г. Нерюнгри. C t0 = 21,40

Годовая амплитуда температур   А = = max t0 – min t0

Для г.Сочи    А =260 – 10= 250

Для г. Нерюнгри   А = 16 – (-360 ) =  520

 

                                                                                           Работа

                                                                                          ученика  6 класса

                                                                                          Белогорской школы

                                                                                          Насибуллина  Асхата.

                                                                                          Учитель: Гудкова А.Н.

                                                                                          Воробьева М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.

В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....

Интегрированный урок математики и информатики в 9-м классе по теме "Построение и преобразование графиков квадратичной функции»

Раздел «Алгоритмы и исполнители»Тема: Алгоритмическая структура  - циклПервый урок  по теме: «Алгоритмическая структура  - цикл»Класс: 9Учебник: Угринович Н.Д.  «Информатика и ИКТ»...

Интегрированный урок географии и информатики по теме:"Население Европейского Севера и его хозяйственное освоение"

Перед каждой группой ставится задача -  составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, прич...