Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Белогорская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок
географии и информатики
(Открытый урок)
в 6 классе
Физическая география – тема: «Годовой ход температуры воздуха» ( практическая работа № 16 «Установление особенностей годового хода температуры воздуха на основе построенного графика»).
Информатика – тема: «Построение таблицы и графика».
Учитель географии:
Гудкова А.Н.
Учитель информатики:
Воробьева М.П.
Интегрированный урок в 6 классе.
Физическая география – тема: «Годовой ход температуры воздуха» ( практическая работа № 16 «Установление особенностей годового хода температуры воздуха на основе построенного графика»).
Информатика – тема: «Построение таблицы и графика».
Цель урока: формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графической) и использование компьютера как технического обеспечения информационного процесса.
Задачи урока.
Обучающая:
- отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха в различных городах;
-отработка умений и навыков по построению графиков EXCEL.
Развивающая:
-формирования умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
-развитие умений и навыков применения программы EXCEL на практике.
Воспитательная:
-воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе;
-развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.
Методы обучения: беседа, устный опрос, практическая работа.
Методическое использование ИТ на уроке: Программа EXCEL ( построение таблицы и графика годового хода температур)
Оборудование: физическая карта России, атласы, таблица «Строение атмосферы», календари наблюдения за погодой, персональные компьютеры (ПК), CD- мультимедиаучебник «Начальный курс географии»
6 класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Учитель географии.
( На ПК окно из мультимедиаучебника с изображением облаков)
В 1862г. два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и чем выше он поднимался, тем становилось все холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. Как вы думаете, почему? (Облака – это густой, холодный туман, в котором ничего не видно)
И вот показались голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы в них кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море. На этой высоте было еще холоднее, замерзла вода ( на высоте 5 км) . Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Они высыпали весь песок из корзинки, и шар стал стремительно подниматься вверх.
На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость и упал без памяти. Как вы думаете, почему? ( Недостаточно воздуха для дыхания).
А шар все поднимался. Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км температура была -240С. А на земле в это время зеленела трава и цвели цветы.
Потерявший сознание исследователь посинел. Его товарищ, едва дыша, собрал последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он схватил его зубами и потянул. Клапан открылся – и шар начал спускаться на землю.
Вопросы для беседы:
1. Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?
2.Насколько изменяются температура воздуха и давления с высотой?
3. Какие изменения температуры происходят на суше?
4.Почему отмечаются разные температуры воздуха в разных частях Земли?
От чего это зависит?
5. Как меняются температура воздуха в течении суток и почему?
6. Как меняется температура воздуха в течении года и почему?
7. Что такое амплитуда температур?
8. Как найти среднегодовую температуру воздуха?
ПК. Практика. Решение задачи: Какая температура воздуха за бортом самолета на высоте 10000м, если внизу в это время +100С и -100С ?
( при +100С = -500, а при -100С = -700 ).
Валеологическая «пятиминутка»:
Упражнение №1. Откинулись на спинку стула, сделайте глубокий вдох, наклонились вперед и сделали выдох. Повторить 5-6 раз
Упражнение №2. Откинувшись на спинку стула , прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз
9. Найдите на физической карте России город Сочи и город Нерюнгри. Определите их географические координаты. /г.Сочи – 430 с.ш., 450 в.д.;
г. Нерюнгри – 570 с.ш., 1250 в.д./. (Учитель отмечает названные города на карте флажками)
Рассмотрите таблицу, которая лежит у вас на столах.
Месяц | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент | Окт. | Нояб | Дек. |
Г.Сочи | 10 | 50 | 80 | 110 | 160 | 220 | 260 | 240 | 180 | 110 | 80 | 20 |
г.Нерюнгри | -360 | -300 | -200 | -160 | -70 | 100 | 160 | 140 | -50 | -170 | -240 | -320 |
?. Одинаковы ли среднегодовые температуры воздуха в этих городах? Почему?
Вывод: Не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.
Учитель информатики.
1. Почему графическая форма представления результатов по изменению температур предпочтительней?
2.Почему на этом уроке мы с вами используем программу EXCEL?
(Программа EXCEL позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме)
- Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос: Совпадут ли графики температур воздуха для разных городов? Объяснить почему и сделать вывод. Работаем в парах. Вы получите карточки, на которых записаны слова близкие по смыслу: барометр – анероид, лава – извержение, исток – река, цунами – океан и т.д. (Карточки раздаются детям вперемешку, и они сами находят свою пару).
- У каждого из касс на столе листок, на котором представлен алгоритм выполнения работы. В ПК хранится файл с готовой к заполнению таблицей, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры.
Алгоритм
выполнения практической работы.
1. Откройте папку Мои документы, найдите файл Практическая работа
6 класс
2.Внесите значения температур воздуха в г.Сочи и г.Нерюнгри в таблицу.
3. Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4:М6 ( название графику и осям дайте самостоятельно).
4.Увеличьте построенный график.
5.Введите в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды г. Сочи.
6.Введите в ячейку В29 формулу расчета амплитуды г. Нерюнгри.
7.Введите в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г.Сочи.
8. Введите в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г.Нерюнгри.
9.Сравните (устно) полученные результаты.
10.Сохраните работу под именем ПР1 гео ( фамилия).
III. Заключительная часть урока.
Учитель информатики:
1. Совпадают ли у вас графики хода температур для г.Сочи и г.Нерюнгри? Почему?
Учитель географии:
2. В каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха? Почему?
Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха (г.Сочи). Город Нерюнгри расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и показания температуры воздуха будут ниже.
Подведение итогов: оценки за работу на уроке.
Объяснение домашнего задания.
Оценка деятельности учащихся.
На данном уроке учащиеся получают оценки сразу по двум предметам.
Оценка «5»- выставляется при условии безупречного ответа либо при наличии 1-2 мелких погрешностей.
Оценка «4» - ставится при наличии 1-2 недочетов.
Оценка «3» - ставится при наличии 1-2 мелких погрешностей и 1-2
недочетов.
Оценка за выполнение практической работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.-выполнил работу без ошибок и недочетов;
2.-допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1.- не более одной грубой ошибки и одного недочета;
2.- или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1.- не более двух грубых ошибок;
2.- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3.- или не более двух – трех недочетов;
4.-или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5.- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех – пяти недочетов.
Практическая работа.
« Построение графика годового хода температур. Определение амплитуды и средней годовой температуры для г.Сочи и г.Нерюнгри»
Месяц | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент | Окт. | Нояб | Дек. |
г.Сочи | 10 | 50 | 80 | 110 | 160 | 220 | 260 | 240 | 180 | 110 | 80 | 20 |
г.Нерюнгри | -360 | -300 | -200 | -160 | -70 | 100 | 160 | 140 | -50 | -170 | -240 | -320 |
Среднегодовая температура C t0= ( сумма tt всех месяцев) : 12
Для г. Сочи. C t0 = 10,60
Для г. Нерюнгри. C t0 = 21,40
Годовая амплитуда температур А = = max t0 – min t0
Для г.Сочи А =260 – 10= 250
Для г. Нерюнгри А = 16 – (-360 ) = 520
Работа
ученика 6 класса
Белогорской школы
Насибуллина Асхата.
Учитель: Гудкова А.Н.
Воробьева М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Функция квадратного корня и её график.Построение графиков функций в электронной таблице Excel...
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.
В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....
Интегрированный урок математики и информатики в 9-м классе по теме "Построение и преобразование графиков квадратичной функции»
Раздел «Алгоритмы и исполнители»Тема: Алгоритмическая структура - циклПервый урок по теме: «Алгоритмическая структура - цикл»Класс: 9Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»...
методическая разработка интегрированного урока география и информатика с использованием ИКТ-технологий по теме "География мирового хозяйства"
урок позволяет связать умения пользоваться ИКТ-технологиями при изучении географии...
Интегрированный урок географии и информатики по теме:"Население Европейского Севера и его хозяйственное освоение"
Перед каждой группой ставится задача - составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, прич...