методическая разработка интегрированного урока география и информатика с использованием ИКТ-технологий по теме "География мирового хозяйства"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

 Сергеева Нина Александровна

урок позволяет связать умения пользоваться ИКТ-технологиями при изучении географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

по предметам география и информатика с использованием ИКТ

Авторы:

учитель географии       Гаврилова И.В.

учитель информатики Сергеева Н.А.

Тема урока:«География отраслей мирового хозяйства»

Цель урока:

Обобщение знаний по теме география промышленности, формирование законченного представления о развитии и размещении отраслей мирового хозяйства, его общих закономерностях как результате развития современного общества, применение знаний и навыков использования ИК технологий для анализа географической информации

Задачи урока:

Образовательные:

Контроль усвоения учащимися следующих общеучебных умений и навыков:

  • систематизации знаний по изучаемой теме,
  • самостоятельного поиска информации с использованием различных источников: учебник, карты, атласы, Интернет
  • анализа полученных данных
  • умения делать выводы        

Создание условий для отработки учащимися навыков использования электронных вычислительных таблиц для наглядного представления и статистического анализа географической информации;

Отработка умений интегрировать знания и умения из различных предметов для решения конкретных задач и выполнения проектов

Развивающие:

  • содействовать формированию у учащихся бережного отношения к природе и экологической культуры;
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умения находить нужную информацию, в том числе с помощью компьютера и сети Интернет, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • создать условия для развития коммуникативных навыков;
  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
  • развивать у учащихся интеллектуальные способности переноса знаний и умений в новые ситуации;
  • научить учащихся работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
  • научить учащихся выступать перед аудиторией и защищать свою точку зрения;
  • повышение мотивации к изучению экономической географии мирового сообщества
  • повышение мотивации к изучению информатики

Воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • способствовать развитию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения;
  • содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения;
  • способствовать формированию готовности и мобилизации усилий на выполнение заданий;
  • создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

Тип урока: интегрированный урок - решение проектно-исследовательской задачи.

Оборудование урока:

  • Настенная политическая карта мира, карта промышленности мира, атласы, контурные карты, учебники В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира,
  • компьютеры, программное обеспечение MicrosoftOfficeExcel 2007
  • проектор
  • групповые задания трех уровней сложности
  • файлы с заготовками таблиц.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные (информационно-технологические)

 Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

 Способность ставить и находить ответы на вопросы по материалам изученных тем.

  1. Коммуникативные:

 Умение работать в группе: считаться с чужим мнением и отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

 Умение обмениваться информацией по темеработы, фиксировать её в процессе коммуникации.

  1. Учебно-познавательные:

 Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность на уроке: поставить цель, определить задачи, выбирать пути решения этих задач;

 Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ, классификация, обобщение, формулирование выводов, решение задач;

  • Умение представить полученные результаты в наглядной форме

 Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

  1. Личностные:
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран мира;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Ход Урока:  

  1. Организационный момент.

Проверка присутствия учеников на уроке.

  1. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: (на экране – слайд со словами)

«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.»

Фрэнсис Бэкон, английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

                                                                                                 (первая половина 16 века)

Как вы можете прокомментировать эти слова?

Учащиеся высказывают свое мнение о том, что передовыми, ведущими странами мы называем страны с высоко развитыми промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, а отстающими – страны с низким развитием промышленности и сельского хозяйства.

  1. Оперативно-исполнительный этап

  • Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы повторяем уже изученный вами материал по теме «География отраслей мирового хозяйства». Как определить, какая страна имеет более развитую промышленность, а какая – менее? Какая страна является лидером мировой экономики? Во всех ли отраслях мирового хозяйства лидирует США? Какое место в мировом хозяйстве занимает Россия?

  • Постановка проблемы исследования

 Вам предлагается провести исследование развития отраслей мирового хозяйства. Суть заданий сводится к поиску и сбору информации по выбранной теме и выполнению ее статистической обработки. Результаты обработки данных должны быть представлены визуально в виде диаграмм и графиков. Проанализировав их, вы сделаете вывод о «величии и благоденствии» наций. занесение их в заготовку таблицы.

  • Определение темы исследования

Для выполнения исследования вы делитесь на группы по 2-3 человека и выбираете задание того уровня сложности, которое считаете приемлемым для себя. Задание содержит тему исследования.

  • Формулировка цели исследования

Цель исследования заключается в анализе собранных данных по теме задания и представленных в виде диаграмм и графиков, то есть в оценке развития отраслей мирового хозяйства в разрезе конкретного задания

  • Выбор метода исследования

Задание выполняется с использованием компьютерных технологий – занесение собранных данных в электронную таблицу, визуализацию данных и выполнение статистической обработки и использованием встроенных функций.

  • Составление плана исследования

  1. Сбор материала (используется приготовленное оборудование и Интернет)
  2. Свод данных в табличную форму (используется компьютер, ПО MicrosoftExcel 2007, файлы с заготовками  таблиц)
  3. Выбор типа визуализации данных
  4. Построение диаграмм и графиков (ПО MicrosoftExcel 2007)
  5. Выполнение статистической обработки данных (ПО MicrosoftExcel 2007).

  • Исполнение задания, получение результата

Учащиеся выполняют задание по плану исследования. Результат работы (графики, диаграммы, статистические данные) сохраняются на сетевом ресурсе.

  1. Подведение итогов урока

Для подведения итогов урока результаты работы групп собираются на одном листе книге, с помощью проектора выводятся на экран для общего просмотра и ответа на вопросы:

  1. Какая страна имеет более развитую промышленность, а какая – менее?
  2. Какая страна является лидером мировой экономики?
  3. Во всех ли отраслях мирового хозяйства лидирует США?
  4. Какое место в мировом хозяйстве занимает Россия?
  5. Какой сектор хозяйства наиболее развит в России?

  1. Рефлексия (анкетирование)

Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу группы.

Оцените работу ваших партнеров.

Оцените качество выполнения задания вашей группой

Приложение 1

Карточка-задание №1

к интегрированному уроку географии и информатики

тема: топливно-энергетический комплекс

Уровень 1.

Справочный материал: карты (Топливная промышленность мира, Полезные ископаемые мира); учебник географии, Интернет

Заполните таблицу «Объем и структура мирового потребления источников энергии» (заготовка таблицы хранится в файле «ТЭК уровень1», файл находится на диске P:/NA/География/ТЭК), используя для поиска информации любые доступные источники.

Источники энергии

1900

1938

1950

1960

1970

1980

1990

2000

2010

Нефть

Дрова

Ядерная энергия

Уголь

Природный газ

Гидроэнергетика

По полученным данным постройте наиболее наглядную диаграмму (график).

Приготовьте ответы на вопросы:

1. Почему из стран Ближнего Востока нефть везется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки нефти более короткий.

2. Каковы тенденции изменения потребления различных источников в 20 веке?

Уровень 2.

Справочный материал: карты (Топливная промышленность мира, Полезные ископаемые мира); учебник географии, Интернет

Заполните таблицы «Доля в мировом производстве топлива и электроэнергии» и «Доля в мировом потреблении топлива и электроэнергии» (заготовки таблиц хранится в файле «ТЭК уровень2», файл находится на диске P:/NA/География/ТЭК), используя для поиска информации любые доступные источники.

Страна

Доля в мировом

производстве топлива и электроэнергии

Страна

Доля в мировом

Потреблении

топлива и электроэнергии

США

США

Китай

Китай

Россия

Россия

Индия

Индия

Венесуэла

Венесуэла

Италия

Италия

Для стран, которые входят в обе таблицы, построить диаграмму производства и потребления топлива и электроэнергии.

Приготовить ответ на вопрос: Почему некоторые страны входят в обе таблицы, а некоторые – только в одну?

Уровень 3.

Справочный материал: карты (Топливная промышленность мира, Полезные ископаемые мира); учебник географии, Интернет

Заполните таблицу «Объем добычи нефти и газа в мире в 2015 году» (заготовка таблицы хранится в файле «ТЭК уровень3», файл находится на диске P:/NA/География/ТЭК), используя для поиска информации любые доступные источники.

Страна

Добыча нефти, млн.т

Добыча газа, млн.м3

Саудовская Аравия

США

Россия

Иран

Венесуэла

Мексика

Норвегия

Китай

Канада

Великобритания

Нидерланды

Алжир

Индонезия

Постройте диаграмму, иллюстрирующую эти данные. С помощью возможностей ЭТ определите лидеров по добыче нефти и газа, подсчитайте, на сколько их добыча превышает средний мировой показатель.

Все полученные таблицы и диаграммы (графики) соберите на одном листе Книги. Файл сохраните на сетевом ресурсе  под именем ТЭК

Приложение 2

Анкета

Оцените по пятибалльной шкале:

  1. свой вклад в работу группы
  2. работу ваших партнеров
  3. качество выполнения задания вашей группой

 

На уроке узнал:______________________________________________________________

На уроке я научился:_________________________________________________________

На уроке я понял:____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспекты уроков по русскому языку с использованием современных технологий.

Данные конспекты уроков помогут учителям словесникам в реализации современных технологий.Технологии критического мышления и технологии дифференцированного обучения....

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация Данная разработка представляет собой ряд индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих продолжать образовательный процесс в дистанционной форме. Предложенная работа может быть п...

методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Мировая топливная промышленность. Нефть и ее переработка"

Потапова Елена Константиновна, учитель химии, Гончарова Елена Александровна, учитель географииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка.Методическая...