Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Сорокина Марина Яковлевна

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

Обоснование методического комплекса урока

Цели урока:

Образовательные: создание условий для

-  актуализации и расширения знаний  учащихся о строении анализаторов;

- ознакомления со строением и функциями глаза;

- формирования  знаний о близорукости и дальнозоркости

- ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения

- формулирования правил гигиены  зрения.

Воспитательные: создание условий для  

-  сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

-  развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;

-  развития умений анализировать, делать выводы.

Учебно-материальное обеспечение:

-  компьютер, мультимедийный комплекс;

-  электронная презентация;

-  фильмотека;

-  макет глазного яблока;

-  рабочий лист для каждого ученика;

-  раздаточный материал для рефлексии

Формы и методы:

-   Фронтальная работа

-  Индивидуальная работа

-  Работа в парах

-  Методы, активизирующие мышление

-  Использование опорных схем

-  Самостоятельная работа

-  Эксперимент

-  Наглядный метод обучения.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока в 8 классе

с использованием

здоровьесберегающих технологий

по теме:

«Зрительный анализатор.

Строение и функции глаза»

                                                                Учитель биологии

                                                                Сорокина М.Я.

Обоснование методического комплекса урока

Цели урока:

Образовательные: создание условий для

  • актуализации и расширения знаний  учащихся о строении анализаторов;
  • ознакомления со строением и функциями глаза;
  • формирования  знаний о близорукости и дальнозоркости
  • ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
  • формулирования правил гигиены  зрения.

Воспитательные: создание условий для  

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

  • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
  • развития умений анализировать, делать выводы.

Учебно-материальное обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный комплекс;
  • электронная презентация;
  • фильмотека;
  • макет глазного яблока;
  • рабочий лист для каждого ученика;
  • раздаточный материал для рефлексии

Формы и методы:

  •  Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах
  • Методы, активизирующие мышление
  • Использование опорных схем
  • Самостоятельная работа
  • Эксперимент
  • Наглядный метод обучения.

Структура урока

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Актуализация знаний через повторение(6 мин.)
  3. Целеполагание (2 мин.)
  4. Изучение нового:
  • Постановка проблемной ситуации (3 мин.)
  • Решение проблемы (3 мин.)
  1. Физкультминутка (1 мин.)
  • Самостоятельная работа учащихся (10 мин.)
  • Обсуждение результатов работы (4 мин.)
  • Беседа (4 мин.)
  1. Подведение итогов урока (3 мин.)
  2. Рефлексия (2 мин.)
  3. Постановка домашнего задания (1 мин.)

      Планируемые результаты обучения

Знать:

  • Особенности строения органа зрения;
  • Функции вспомогательного аппарата глаза;
  • Механизм восприятия зрительных раздражений.

Уметь:

  •  Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органа;
  • Сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

     На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

1. Орг. Момент

В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.

ТЕМА « Анализаторы»

1 вариант

  1. Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:

Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..

  1. Расположите части анализатора по порядку:
  1. Зона коры головного мозга

  1. Рецептор
  2. Проводящий путь.

3.  Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. затылочная зона                                      а) слуховой анализатор

2. височная зона                                          б) зрительный анализатор  

3. теменная зона                                          в) вкусовой анализатор  

1.

2.

3.

ТЕМА « Анализаторы»

  1. вариант

1. Выберите правильный ответ:  чем раздражаются рецепторы глаза?

а) звуком          б) светом       в) вкусом

2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. теменная зона                        а) равновесие

2. затылочная зона                    б) осязание

3. височная зона                        в) зрение

1.

2.

3.

3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?

1. нервный путь        2.  Рецептор       3. Зона коры больших полушарий

  1. Актуализация знаний через повторение

( 5-6 мин. вместе с проверкой). Проверка Слайд № 2

  1. Изучение нового материала

Записывают тему урока с центрального слайда.

Слайд № 3 « Строение зрительного анализатора»

Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»

Как вы понимаете это выражение?

  • Давайте выясним, как же охраняется наше око ( Слайд № 4 Внешнее строение  глаза)

Слайд № 5 «Мышцы глаза» 

 Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)

Физзарядка для глаз:  Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.

Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза? В чем состоит их принцип работы? Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.

Слайд № 6 « Внутреннее строение глаза»

Записи в тетради:

Оболочки глаза:

  1. Наружная или фиброзная

            Роговица                                   Белочная или склера

  (Передняя прозрачная)                        ( задняя непрозрачная)

  1. Сосудистая оболочка   -в  передней части глаза называется радужка  

  1. Сетчатка------------ рецепторы

                                     Палочки   Колбочки

Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)

Слайд № 7 « Изображения на сетчатке»; Слайд № 8 «Аккомодация хрусталика»

Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.

Обратить внимание на работу хрусталика.

Проблемные вопросы: 

  • Почему вредно читать лежа?
  • Какие правила гигиены вы уже знаете?
  • Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?
  • Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?
  • Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?
  • Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?
  • Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?
  • А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза?                         (иридодиагностика)

Слайд № 9 «Дальнозоркость и близорукость»

Физкультминутка.  «Сбросить усталость»  помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.

Слайд № 10 « Гигиена зрения»

Игра « Полезно – вредно» 

Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.

  • Читать лежа
  • Умываться по утрам
  • Читать при хорошем освещении
  • Смотреть на яркий свет
  • Долго находиться у монитора компьютера.

Слайды № 11, 12, 13, 14,15. « Зрительные иллюзии»

Подведение итогов урока

  • В заключении урока можно поиграть ( класс отгадывает, а ученик у доски показывает на плакате или интерактивной доске части глаза)

Орган зрения – это глаз.

В нем три оболочки:

Та, что белая снаружи

Назовём белочной

Та прозрачна впереди –

Со стеклом сравнится

Эту часть её зовём просто роговица

Слой второй – в нём есть сосуды

Впереди он радужка

В ней отверстие - зрачок

И пигменты разные.

За зрачком у нас хрусталик

Он меняет кривизну

И поэтому мы видим

И вблизи и за версту.

Свет легко в глаз проникает

Всё в округе видно мне

Ведь в глазном есть яблоке

Тело стекловидное

В глубине лежит сетчатка

Этот слой необходим

Коль рецепторы в порядке

То нормально мы глядим.………………………………………………………

От палочек и колбочек информацию берет,

В сигналы превращает и в мозг передает  (зрит. нерв)

« тощие» числом несметны

На сетчатке ……..(палочки)

Ловят сумеречный свет,

В потемках выручалочки.

На сетчатке меньше их,

Но пусть их славит лира

Они щедро дарят нам

Многоцветье мира (колбочки)

7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них  смайлик ,  который бы отражал ваше настроение)

8. Постановка домашнего задания  Слайд № 16.

Для всех:

  1. читать текст на стр.73-74
  2. составить в тетради в виде плана

1 вариант – полезно для глаз

2 вариант – вредно для глаз

По желанию:

Найти информацию о:

  • влияние цвета на организм
  • иридодиагностике
  • дальтонизме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительный анализатор. Строение и функции органа зрения.

Слайд 2

Проверка. Работа в парах. 1. Органы чувств. 2. 3. 1б 2а 3 в . Критерии оценок: «5» - правильно выполнены все задания «4» – правильно выполнены 2 задания «3» – правильно выполнено 1 задание 2 3 1

Слайд 4

Внешнее строение глаза

Слайд 5

Мышцы глаза

Слайд 10

Гигиена зрения

Слайд 11

Иллюзии

Слайд 12

Иллюзии

Слайд 13

Иллюзии