Главные вкладки

    Разработка урока по биологии в 8 классе на тему "Зрительный анализатор".
    план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

    Хаметова Гульназ Рафаэлевна

    Разработка урока предназначена для применения при изучении зрительного анализатора в 8 классе. Содержит различные опыты и задания для проверки усвоения знаний и умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zritelnyy_analizator.docx43.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок биологии в 8 классе на тему

    «Зрительный анализатор».

    «Солнечный орган - разумный глаз». Грегори

    Учитель биологии МБОУ “Нижнеалькееевская  СОШ”

     Алькеевского района Республики Татарстан

    Хаметова Г.Р.

    Цели урока:

    познакомить учащихся со строением и значением зрительного анализатора.

    Задачи урока: раскрыть строение и значение зрительного анализатора; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей, показать взаимосвязь строения и функций, ярко выраженной в этом органе; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию ; чётко сформировать понятия – «орган чувств» и «анализатор»; способствовать развитию умений самостоятельно

    проводить простейшие опыты, наблюдения.

    Тип урока: презентация.

    Методы,  используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация .

    Ребята, как вы думаете, что самое главное хотел показать художник, на что он хотел обратить ваше внимание?  (слайд)

       Высказывания о глазах. (Сообщения учащихся).

    - Глаза всегда нежнее, чем сердце.

    - М. Горький во время болезни пришлось несколько дней ходить с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: Ничего не может обиднее, чем потерять зрение- это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира.

    -Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    - В. Гюго сказал о том, что "глаза – зеркало души” , именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

    Ребята как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

     «Зрительный анализатор».

    «Солнечный орган - разумный глаз». Грегори

    Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы?

    • Где находятся глаза? (Глаз человека имеет форму шара диаметром около 2,5 см. Из-за такой формы глаза часто называют глазными яблоками. Они расположены в глазницах - парных углублениях черепа).
    • А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

      Покажите на таблице части зрительного анализатора.

    Человек 80% информации получает через органы зрения. Ребенок ощупывает фигуру глазами  (знакомство, как руками), взрослый воспринимает сразу без контура.

    1. Изучение новой темы.

       Вспомогательные системы.

    Закончите предложения

    Брови нужны......

    Веки играют следующие функции....

      ( Брови. Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза. Отводят пот со лба.

       Веки. Кожные складки с ресницами. Защита глаза, равномерное распределение слезной жидкости.)

    - Каков состав слезной жидкости? Зачем нужны слезы?

       Слезный аппарат. Слезная железа и слезовыводящий канал. Слезы смачивают, очищают и дезинфицируют. (слайд)Слезная жидкость содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. В ней содержится также особое вещество – лизолим, способный убивать микробов. Со слезами из организма выводятся токсины, которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слезы – значит, медленно отравлять себя.

     -Сколько пар глазных мышц есть у человека?

     Глазные мышцы. (слайд). Глаз – самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя.Каждый глаз движется и сохраняет определенное положение в глазнице с помощью трех пар мышц. Мышцы каждой пары обеспечивают движение глаза в одной плоскости, а все три пары позволяют глазу двигаться в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Это дает человеку возможность очень точного слежения за объектом наблюдения. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 мин, а за 16ч бодрствования – 4800раз.

       Изучим внешнее строение глаза.

        Внешнее строение глаза. (слайд) Что мы видим, когда смотрим на свои глаза в зеркало? Мы видим белую поверхность - конъюнктиву. Она пронизана мелкими кровеносными сосудами. Конъюнктива - это часть соединительнотканной оболочки глаза - склеры .Толщина склеры – 1мм. Она прочная.Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту. В передней части глаза склера становится прозрачной и образует главную линзу глаза - роговицу. За роговицей лежит радужная оболочка, или просто радужка. Она может быть голубой, серой или карей в зависимости от количества и распределения в ней пигментных клеток. В центре радужки вы видите черный круг. Это зрачок .Путем расширения или сужения регулирует количество поступающего света.

       

    Зрачковый рефлекс. (слайд)

    Лабораторная работа.

    Опыт 1. Проследите за изменением зрачка глаза своего соседа при быстром переходе от рассматривания отдаленного предмета к рассматриванию предмета расположенного близко от глаза. (Сужение)

    Опыт 2. Посмотрите в зеркало. Рассмотрите ширину обоих зрачков своих глаз. Закройте глаза на 30секунд и вновь откройте. Внимательно понаблюдайте за изменением зрачка. (при закрытии расширились, вновь открыв –зрачки сузились). Какое это имеет значение?

       Для сокращения обоих зрачков достаточно осветить один из них. Сокращение неосвещенного зрачка вместе с освещенным называется содружественной реакцией.

       

       Изучим внутреннее строение глаза.

     Внутренне строение глаза. (слайд) Рассмотрим внутреннее строение глаза. Глаз имеет три оболочки. О верхней оболочке - склере - вы уже знаете. Под склерой находится сосудистая оболочка (тамырлы тышча), которая снабжена кровеносными сосудами, питающими глаза. Именно она образует спереди радужку (төсле тышча). На задней внутренней поверхности глаза расположена третья оболочка -  сетчатка. Она содержит светочувствительные рецепторы. Между роговицей и радужкой находится передняя камера глаза, наполненная прозрачной жидкостью. За радужкой располагается эластичная двояковыпуклая линза - хрусталик (преломляет лучи). Пространство позади хрусталика заполнено стекловидным телом - прозрачным студнеподобным веществом, преломляющим лучи.

       Роговица, радужка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело образуют оптическую систему глаза.(слайд) Совместная функция этой системы состоит в том, чтобы обеспечить на сетчатке четкое изображение внешнего мира. Оптическая система глаза представляет собой сложную систему, которая отбрасывает на сетчатку перевернутое, сильно уменьшенное изображение видимых нами предметов. Приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях от глаза, называется аккомодацией глаза.

       Строение сетчатки (слайд)

       Рассмотрим строение сетчатки. Сетчатка состоит из пигментных клеток, нервных клеток, глиальных клеток и фоторецепторов.

      Светочувствительная часть сетчатки представлена слоем фоторецепторов. Они расположены в слое нервных клеток сетчатки, наиболее удаленном от хрусталика.. Следовательно, прежде чем попасть в фоторецепторы, свет проходит через все слои сетчатки. Излишний свет поглощается пигментными клетками. Фоторецепторы бывают двух видов: палочки и колбочки. Палочки обладают большой чувствительностью и работоспособны при малом освещении. Колбочки менее светочувствительны и работоспособны только при достаточно сильном освещении. Способностью различать цвета обладают только колбочки. Поэтому в сумерках мы плохо различаем цвета. Недаром говорят, что «ночью все кошки серы». 130млн палочек и 7 млн колбочек.

       Центральная ямка.  (слайд) Острота зрения в различных областях сетчатки неодинакова. Примерно в центре сетчатки существует область, где острота зрения максимальна. Эта область называется центральной ямкой. В центральной ямке сетчатка содержит только колбочки. Когда мы хотим рассмотреть какой-либо предмет подробно, мы располагаем этот предмет относительно глаз так, чтобы его изображение попадало на центральную ямку.

    Физкультминутка

    Послушайте советы Григория Остера

            Если умным, как «ботаник», захотелось тебе стать,

            То советую, дружище, книжек вовсе не читать!

            У компьютера часами день и ночь сиди, сиди!

            На экране монитора ничего не пропусти!

            А потом бегом, вприпрыжку, к телевизору лети,

            И в экран его холодный, не дыша, смотри, смотри!

            Ну а если все ж за книгой вдруг потянется рука,

            Ты читай ее в потемках! Напрягай свои глаза!

            И тогда уже конкретно скажут все: «Смотрите, ах!

             Этот мальчик, видно, умный, ходит он уже в очках!»

       Всегда ли можно доверять своим глазам? (Иллюзии. В безлунную ночь звезды выглядят ярче.Платье с поперечными полосками расширяет фигуру, платье с продольными полосками  «суживает» фигуру.)»слайд» Заштрихованная фигура справа кажется светлее , чем заштрихованная фигура слева.

       Слепое пятно. (слайд) Вы знаете, что перед палочками и колбочками располагаются нейроны, воспринимающие и обрабатывающие информацию, полученную от фоторецепторов. Аксоны последнего слоя нейронов образуют зрительный нерв, идущий в мозг. Там, где аксоны отдельных клеток собираются в единый нерв, не остается места для рецепторов и других клеток. Поэтому свет, падающий на сетчатку в этом месте, остается невидимым. Это - слепое пятно.

    Опыт . Нахождение слепого пятна.

      В первую очередь автомобилистам. Зеркало заднего вида не должно быть в этой области.

      Рекламщикам.Если баннер сразместить в слепом пятне правого глаза (не видима для левого полушария) она будет чаще проходить на бессознательный уровень, минуя критическое мышление левого полушария.

      Обработка зрительной информации (слайд) 

      По зрительному нерву информация поступает в затылочную зрительную кору. Зрительные нервы из левого и правого глаза у основания гипоталамуса сходятся вместе, образуя частичный перекрест. В результате этого каждое полушарие мозга получает информацию от обоих глаз, но только о противоположной половине зрительной картинки.

       Бинокулярное зрение (слайд) 

       Мы узнаем видимый объект независимо от того, смотрим мы на него одним правым, одним левым или двумя глазами.

        Объединение мозгом изображений от двух глаз называется бинокулярным зрением. Бинокулярное зрение дает нам возможность видеть мир объемным и определять расстояние до предметов.

    Опыт. Нарушение бинокулярного зрения. Бинокулярное слияние легко нарушается, если при рассматривании объекта изменить положение одного глаза в глазнице, слегка нажав пальцем на веко. Изображение начинает «двоиться», так как нарушается бинокулярное слияние.

       

    4 . Итоги урока. Рефлексия.

    Из перечня выберите ответы на вопросы.

    1. Хрусталик
    2. Сетчатка
    3. Рецептор
    4. Зрачок
    5. Стекловидное тело
    6. Зрительный нерв
    7. Белочная оболочка и роговица
    8. Радужная оболочка
    9. Сосудистая оболочка
    10. Зрительная зона коры мозга

    Вопросы:

    1.Три части зрительного анализатора (3,6,10)

    2. Воспринимает зрительные раздражения (3)

    3. Проводит возбуждение в мозг(6)

    4. Преломляет лучи(1)

    5.Состоит из светочувствительных клеток – палочек и колбочек(2,3)

    6.Меняет свою кривизну(1)

    7. Защитные оболочки глаза (7,8)

    8. Место образования изображения предмета (2)

    9. Отверстие  в радужной оболочке (4)

    10. Питающий слой глаза(9)

    Задание В

    Оптическая система глаза состоит из

    1. Хрусталика
    2. Стекловидного тела
    3. Зрительного нерва
    4. Желтого пятна сетчатки
    5. Роговицы
    6. Белочной оболочки

    Ответ: 125

    Опыт . Выявление функций периферического зрения (роль колбочек и палочек в восприятии цвета).

     Оборудование: карандаш, окрашенный в красный цвет (др.)( заранее предмет не показывают и не называют)

     Цель : показать, что расположенные на периферии сетчатки глазного яблока палочки способны различать форму и движение предмета, но не могут восприять цвет.

     Проведение опыта демонстрационным способом: испытуемого посадить на стул, он фиксирует взгляд на точке впереди себя, взгляд не скашивать. Карандаш красного цвета быстро показывают сбоку на уровне глаза и убирают.

     Вопросы к испытуемому: что за предмет ты видел, откуда он появился и куда он исчез, какой формы он был, можешь ли ты назвать этот предмет, какого он был цвета?

     Вопросы к классу:

     1.почему испытуемый не мог определить цвет предмета? ( по периферии находятся палочки глаза, а колбочки в малом количестве).

     2. Почему испытуемый мог точно определить форму и движение предмета? ( потому что палочки воспринимают форму и направление движения предмета, а колбочки цвет).

     3.Чем объяснить , что при раздражении периферических участков сетчатки глаза человек рефлекторно поворачивает голову туда, где находится раздражитель? ( Чтобы изображение раздражителя попало на участок желтого пятна и можно было различить цвет).

    Домашнее задание: (слайд)

    • Параграф 49, прочитать страницы 244-248

    Правила чтения

    Близорукость . Возникновение близорукости.

    Дальнозоркость

    Витамины и зрение.

    Зрение и телевизор, компьютер.

    Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

    Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

    Разработка урока по биологии 7 класс

    Разработка урока по биологии в 7 классе "Размножение и развитие рыб"...

    Разработка урока по биологии 9 класс

    Разработка урока по биологии в 9 классе "Круговорот веществ в биосфере"...

    Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."

    1.        Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2.        Предмет биология3....

    Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"

    Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции,  значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....

    Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

    Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

    Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

    Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....