Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Сат Юлия Чагар-ооловна

Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Цель урока: изучение зрительного анализатора.

Задачи:

Определение понятия «анализатор»;

изучение работы анализатора;

развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления;

развитие творческой активности учащихся.

 Тип урока: изучение нового материала с элементами экспериментальной деятельности.

Методы и приемы: поисковый, исследовательский.

Оборудование: модель глаза, таблицы «Зрительный анализатор», «Строение глаза», презентация «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза», проектор, карточки.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

1.Выполнение теста «Анализаторы»

•      1. Анализатор состоит:

            а) только из проводникового отдела

            б) из рецепторов

            в) только из коркового отдела

            г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела

•      2. Рецептор:

            а) преобразует сигнал в нервные импульсы

            б) только проводит возбуждение

            в) преобразует нервный импульс в ощущения

            г) усиливает первые импульсы

•      3. Проводниковый отдел анализатора:

            а) усиливает нервные импульсы

            б) превращает нервный импульс в ощущения

            в) передаёт возбуждение от рецептора в кору головного мозга

            г) преобразует сигнал в нервные импульсы

•      4. Корковый отдел анализатора:

а) передаёт возбуждение от рецептора в головной мозг

            б) преобразует нервные импульсы в ощущения

            в) преобразует сигналы в нервные импульсы

            г) воспринимает раздражение

•      5. Соотнесите доли коры больших полушарий и зоны:

А) лобная             1) слуховая
Б) теменная          2) зрительная
В) затылочная     3) двигательная
Г) височная         4) кожно-мышечная чувств-ть

Ответы: 1г, 2а, 3в,4б; 5: 1г, 2в, 3б, 4а

 

II. Изучение нового материала.

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 87% всей информации мы получаем с его помощью. Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.

 

- Как вы думаете, какой орган мы будем изучать сегодня на уроке?

- А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

- Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадях.

  (Учитель записывает тему  урока на доске).

 

Значение органа зрения

      Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Благодаря зрению перед нами открывается голубое небо, молодая весенняя листва, яркие окраски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей  - мы с вами получаем 87 %. информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

      Глаз позволяет увидеть предметы, их форму, размер, цвет, перемещения.

      Глаз способен различить хорошо освещенный предмет поперечником в одну десятую миллиметра на расстоянии 25 сантиметров. Но если предмет сам светится, он может быть и значительно меньше.

     Глаза ра­бо­та­ют 15-18 часов в сутки.

  Зре­ние – это слож­ный пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ский про­цесс, ко­то­рый осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра. Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же?

Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять?

Зри­тель­ный ана­ли­за­тор со­сто­ит из 3 ча­стей:

1) воспринимающей (рецепторы);

2) проводниковой (зрительный нерв);

3)анализирующей (центральная – зрительная зона коры больших полушарий).

рис.1

 

Как же устроен наш орган зрения?

Орган зрения человека состоит из 2 основных систем:

1)      Вспомогательный аппарат

2)      Глазное яблоко:

а) Оболочки глаза

б) Оптическая система

1.Вспомогательный аппарат глаза

Орган зре­ния  со­сто­ит из глаз­но­го яб­ло­ка и вспо­мо­га­тель­но­го ап­па­ра­та (веки, рес­ни­цы, слез­ные же­ле­зы). Глаз рас­по­ло­жен внут­ри кост­ной глаз­ни­цы и за­щи­щен жи­ро­вой тка­нью.

рис.2

Конъ­юк­ти­ва за­щи­ща­ет глаз и омы­ва­ет его сле­за­ми.

рис.3

Слезы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся слез­ны­ми же­ле­за­ми, ко­то­рые лежат в на­руж­ном углу глаза.  Слезы состоят из 90 воды и 1г соли. Они также содержат хлорид калия, кальций, марганец.

Слезы по­па­да­ют на ро­го­ви­цу, сте­ка­ют к внут­рен­не­му углу глаза и потом по­па­да­ют в но­со­вую по­лость.  Уче­ные счи­та­ют, что вме­сте со сле­за­ми вы­де­ля­ют­ся ток­си­ны, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся при стрес­се, по­это­му сдер­жи­вать плач может быть вред­но для на­ше­го ор­га­низ­ма.

рис.4. Слезные железы

Веки – это кожные складки с ресницами. На верхнем веке находятся 100-150 ресниц и 50-70 на нижнем, которые защищают глаза от пыли и пота, от яркого света. Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунды. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами.

 

рис.5. Веки и ресницы

Брови от­во­дят ка­пель­ки пота со лба, чтобы они не по­па­да­ли в глаз­ное яб­ло­ко.

рис.6. Брови

 Глазное яблоко за­щи­ща­ют 3 обо­лоч­ки:

1. Верх­няя – бе­лоч­ная – скле­ра. За­щи­ща­ет глаз от ме­ха­ни­че­ских по­вре­жде­ний и при­да­ет ему форму.

2. Со­су­ди­стая обо­лоч­ка – пи­та­ет глаз, со­дер­жит тем­ный пиг­мент, по­гло­ща­ю­щий из­бы­ток света, по­сту­па­ю­ще­го в глаз.

3. Сет­чат­ка со­дер­жит фо­то­ре­цеп­то­ры, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют свет в нерв­ный им­пульс.

 Рис. 7.

 

Оптическая система глаза

1)Ро­го­ви­ца – пе­ред­няя про­зрач­ная часть бе­лоч­ной обо­лоч­ки. Через нее свет про­хо­дит внутрь глаза. Ро­го­ви­ца имеет нерв­ные окон­ча­ния, по­это­му участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии ре­флек­сов – мор­га­ние, смы­ка­ние век, сле­зо­те­че­ние.

 

Рис. 8.

2)Ра­дуж­ка – это пе­ред­няя часть со­су­ди­стой обо­лоч­ки. По латыни радужка - iris. А ведь Ирис - посланник богов, который спускался на землю по радуге. Радужка со­дер­жит пиг­мен­ты, ко­то­рые при­да­ют гла­зам цвет. Цвет, окружающий зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным:

  1. если голубой, то пигмента мало

      2. если карий, то пигмента много

Окончательная окраска радужки устанавливается у ребёнка к 2-3 года. Сошлюсь и на известного офтальмолога С.Н. Фёдорова: роговица голубоглазых в два раза чувствительнее роговицы кареглазых. Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной. (Глаза альбиносов).

 

 

Рис. 9.

3)Зра­чок - это от­вер­стие, через ко­то­рое про­ни­ка­ет свет, он рас­по­ло­жен внут­ри ра­дуж­ки.  При ярком свете зра­чок со­кра­ща­ет­ся и рас­ши­ря­ет­ся, если света не до­ста­точ­но. Так он ре­гу­ли­ру­ет по­ступ­ле­ние света внутрь глаза.

Скажите, а почему у человека зрачки  круглые?

Подсказка

У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.

У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально, потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.

 (Ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.) _

 

 

Рис. 10.

4)Хру­ста­лик – это дво­я­ко­вы­пук­лое тело, рас­по­ло­жен­ное за зрач­ком.

 

Рис. 11.

Хру­ста­лик не имеет нер­вов и со­су­дов и пи­та­ет­ся за счет жид­ко­сти, ко­то­рую вы­де­ля­ет рес­нич­ное тело. В рес­нич­ном теле рас­по­ло­же­на мышца, ко­то­рая из­ме­ня­ет кри­виз­ну хру­ста­ли­ка, когда мы смот­рим на при­бли­жен­ный или от­да­лен­ный пред­мет. Это на­зы­ва­ет­ся ак­ко­мо­да­ция. Бла­го­да­ря ак­ко­мо­да­ции мы спо­соб­ны хо­ро­шо раз­ли­чать как близ­кие, так и даль­ние пред­ме­ты.

 

Рис. 12.

5)Стек­ло­вид­ное тело – по­лость, за­пол­нен­ная сту­де­ни­стым ве­ще­ством.

 Рис. 13.

 

Между ро­го­ви­цей и ра­дуж­кой также на­хо­дит­ся по­лость за­пол­нен­ная жид­ко­стью – пе­ред­няя ка­ме­ра глаза.

 

Рис. 14.

Задание: Изобрази «Ход лучей света из глаз»

Лучи света про­ни­ка­ют через ро­го­ви­цу, потом зра­чок, по­па­да­ют на хру­ста­лик и через стек­ло­вид­ное тело про­хо­дят на сет­чат­ку.

6)Сет­чат­ка со­дер­жит ре­цеп­то­ры: па­лоч­ки и кол­боч­ки.

 

Рис. 15.

В па­лоч­ках со­дер­жит­ся зри­тель­ный пиг­мент ро­доп­син. Они обес­пе­чи­ва­ют чер­но-бе­лое зре­ние в усло­ви­ях пло­хо­го осве­ще­ния.

В кол­боч­ках со­дер­жит­ся пиг­мент йо­доп­син. Они обес­пе­чи­ва­ют цвет­ное зре­ние в усло­ви­ях хо­ро­шей осве­щен­но­сти.

Боль­ше всего кол­бо­чек на­хо­дит­ся на­про­тив зрач­ка. Это место на­зы­ва­ет­ся жел­тое пятно. Это место наи­луч­ше­го зре­ния.

 

Рис. 16.

Су­ще­ству­ет 3 вида кол­бо­чек. Они рас­по­знают крас­ный, зе­ле­ный и синий цвета. Все осталь­ные цвета по­лу­ча­ют­ся путем их сме­ше­ния в раз­ных кон­цен­тра­ци­ях. Эту тео­рию раз­ра­бо­тал Н. В. Ло­мо­но­сов, а потом раз­вил Г. Гельм­гольц.

 

Рис. 17.

На сет­чат­ке воз­ни­ка­ет умень­шен­ное пе­ре­вер­ну­тое изоб­ра­же­ние пред­ме­та.

 

Рис. 18.

Ин­фор­ма­ция с сет­чат­ки по зри­тель­но­му нерву по­сту­па­ет в сред­ний мозг, в бугры чет­ве­ро­хол­мия, где про­ис­хо­дит пер­вич­ная об­ра­бот­ка. Затем эта ин­фор­ма­ция по­сту­па­ет в за­ты­лоч­ную долю КБП. Там фор­ми­ру­ет­ся зри­тель­ное ощу­ще­ние.

Сле­пое пятно – место вы­хо­да зри­тель­но­го нерва на сет­чат­ку. Не имеет фо­то­ре­цеп­то­ров.

 

Рис. 19.

 Заболевание зрительного анализатора

В 1875 году в Шве­ции про­изо­шла ава­рия по­ез­да. Ма­ши­нист не за­ме­тил за­пре­ща­ю­щий сиг­нал се­ма­фо­ра. Вы­яс­ни­лось, что ма­ши­нист не от­ли­чал зе­ле­ный и крас­ный цвета. Это за­бо­ле­ва­ние на­зы­ва­ет­ся даль­то­низм (от имени уче­но­го).

Бли­зо­ру­кость (ми­о­пия) за­бо­ле­ва­ние, при котором лучи от пред­ме­тов пе­ре­се­ка­ют­ся перед сет­чат­кой. По­это­му на ней воз­ни­ка­ет рас­плыв­ча­тое изоб­ра­же­ние. Это может быть свя­за­но с удли­нен­ным глаз­ным яб­ло­ком или с на­ру­ше­ни­ем кри­виз­ны хру­ста­ли­ка.

 

 

 

 

Рис. 20.

При даль­но­зор­ко­сти лучи от пред­ме­тов пе­ре­се­ка­ют­ся за сет­чат­кой. По­это­му на сет­чат­ке воз­ни­ка­ет рас­плыв­ча­тое изоб­ра­же­ние.

 

Рис. 21.

Для улуч­ше­ния со­сто­я­ния таких боль­ных врачи про­пи­сы­ва­ют очки.

Также бы­ва­ют воз­раст­ные из­ме­не­ния.

Ка­та­рак­та – по­мут­не­ние хру­ста­ли­ка.

 

Рис. 22.

Гла­у­ко­ма – на­ру­ше­ние от­то­ка жид­ко­сти от глаза и по­вы­ше­ние внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния.

 

Рис. 23.

Про­бле­мы со зре­ни­ем также воз­ни­ка­ют из-за нездо­ро­во­го об­ра­за жизни. У ку­ря­щих людей глаза вос­па­ля­ют­ся, сле­зят­ся, быст­ро утом­ля­ют­ся. Ни­ко­тин вы­зы­ва­ет вос­па­ле­ние зри­тель­но­го нерва, из-за чего остро­та зре­ния быст­ро па­да­ет. Из­ме­ня­ет­ся цве­то­ощу­ще­ние – ак­тив­ные ку­риль­щи­ки пе­ре­ста­ют ви­деть зе­ле­ный, затем крас­ный, жел­тый и синий цвета.

 Гигиена органов зрения

Необ­хо­ди­мо вы­пол­нять несколь­ко пра­вил, чтоб со­хра­нить хо­ро­шее зре­ние.

1. Чи­тать при хо­ро­шем осве­ще­нии, чтоб не пе­ре­на­пря­гать глаза

2. Лампа при чте­нии долж­на на­хо­дить­ся свер­ху и сзади

3. Нель­зя чи­тать в дви­жу­щем­ся транс­пор­те, так как глаз быст­ро утом­ля­ет­ся и зре­ние сни­жа­ет­ся

4. Книгу во время чте­ния нужно дер­жать на рас­сто­я­нии не менее 30 см от глаза

5. При пре­бы­ва­нии дол­гое время не солн­це необ­хо­ди­мо поль­зо­вать­ся солн­це­за­щит­ны­ми оч­ка­ми

6. Смот­реть те­ле­ви­зор на рас­сто­я­нии 1,5 – 2 м

7. Школь­ни­кам на­хо­дить­ся за ком­пью­те­ром можно не более 45 минут

8. Пища долж­на быть бо­га­та ви­та­ми­на­ми А и D

 

Спи­сок ре­ко­мен­до­ван­ной ли­те­ра­ту­ры

1. Ко­ле­сов Д.В., Маш Р.Д., Бе­ля­ев И.Н. Био­ло­гия 8 М.:Дрофа

2. Па­сеч­ник В.В., Ка­мен­ский А.А., Шве­цов Г.Г. / Под ред. Па­сеч­ни­ка В.В. Био­ло­гия 8   М.:Дрофа.

3. Дра­го­милов А.Г., Маш Р.Д. Био­ло­гия 8 М.: ВЕН­ТА­НА-ГРАФ

 

Ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы ин­тер­нет

1. Proglaza.​ru (Ис­точ­ник).

2. Lechebnik.​info (Ис­точ­ник).

3. Proglaza.​ru (Ис­точ­ник).

 

Ре­ко­мен­до­ван­ное до­маш­нее за­да­ние

1. Ко­ле­сов Д.В., Маш Р.Д., Бе­ля­ев И.Н. Био­ло­гия 8 М.: Дрофа – с. 228, за­да­ния и во­прос 1,2,3,4,5.

2. Пе­ре­чис­ли­те части вспо­мо­га­тель­но­го ап­па­ра­та глаза и их функ­ции.

3. Какие пра­ви­ла необ­хо­ди­мо со­блю­дать для со­хра­не­ния хо­ро­ше­го зре­ния?

4. Под­го­товь­те ре­фе­рат о за­бо­ле­ва­ни­ях, свя­зан­ных с на­ру­ше­ни­ем ра­бо­ты зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrit_anal_sat.pptx2.38 МБ
Файл zrit_anal_sat.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест «Анализаторы» 1 . Анализатор состоит: а) только из проводникового отдела б) из рецепторов в) только из коркового отдела г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела 2 . Рецептор: а) преобразует сигнал в нервные импульсы б) только проводит возбуждение в) преобразует нервный импульс в ощущения г) усиливает первые импульсы 3. Проводниковый отдел анализатора: а) усиливает нервные импульсы б) превращает нервный импульс в ощущения в) передаёт возбуждение от рецептора в кору головного мозга г) преобразует сигнал в нервные импульсы 4 . Корковый отдел анализатора: а) передаёт возбуждение от рецептора в головной мозг б) преобразует нервные импульсы в ощущения в) преобразует сигналы в нервные импульсы г) воспринимает раздражение 5. Соотнесите доли коры больших полушарий и зоны: А) лобная 1) слуховая Б) теменная 2) зрительная В) затылочная 3) двигательная Г) височная 4) кожно-мышечная чувств-ть

Слайд 2

Ключ к тесту «Анализаторы» 1 Г 2А 3В 4Б 5) А-3; Б-4; В-2; Г-1. За каждый правильный ответ – 1 балл Максимальное – 8 баллов

Слайд 3

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % информации мы получаем с его помощью. Моделью этого органа является фотокамера.

Слайд 4

Орган зрения. Зрительный анализатор С помощью глаза, а не глазом, Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк.

Слайд 5

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять ?

Слайд 6

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять? Рецепторы Нервные пути Зрительная зона коры (затылочная доля)

Слайд 7

Строение зрительного анализатора Сетчатка- воспринимающая часть сетчатка зрительные пути- проводниковая часть зрительная зона КБП- анализирующая часть

Слайд 8

Внешнее строение глаза бровь ресницы верхнее веко нижнее веко

Слайд 9

Вспомогательный аппарат Конъюктива защищает глаз и омывает его слезами . Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью

Слайд 10

Вспомогательный аппарат слезная железа протоки слезной железы отверстие слезного канальца слезной каналец

Слайд 11

Положение и строение глаза Глазное яблоко Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко Зрительный нерв

Слайд 12

Глазное яблоко Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму. П итает глаз, содержит темный пигмент , поглощающий избыток света, поступающего в глаз. С одержит фоторецепторы , которые преобразуют свет в нервный импульс

Слайд 13

Оптическая система глаз П ередняя прозрачная часть белочной оболочки. Ро­го­ви­ца имеет нерв­ные окон­ча­ния, по­это­му участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии ре­флек­сов – мор­га­ние, смы­ка­ние век, сле­зо­те­че­ние. Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки . Она содержит пигменты , которые придают глазам цвет.

Слайд 14

Оптическая система глаз Это отверстие, через которое проникает свет. Расположен внутри радужки . - двояковыпуклая эластичная прозрачная линза . Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости , которую выделяет ресничное тело.

Слайд 15

Оптическая система глаз В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы. - полость , заполненная студенистым веществом . Между роговицей и радужкой находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.

Слайд 16

Роговица Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »

Слайд 17

Роговица Стекловидное тело зрачок хрусталик Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »

Слайд 18

Сетчатка рецепторы Колбочки 7 миллионов Палочки 125 миллионов Желтое пятно Слепое пятно пигмент родопсин пигмент йодопсин

Слайд 19

Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия , где происходит первичная обработка . Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение .

Слайд 20

Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение – это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве. Опыт с рыбкой и человеком На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.

Слайд 21

Опыт с «дыркой в ладони», доказывающий бинокулярное зрение

Слайд 22

Работа в парах 1. Рассмотрите рисунок глаза человека, глаза друг друга. 2. Проговорите названия частей глазного яблока друг другу.

Слайд 23

ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf

Слайд 24

Опыты и наблюдения Условия наблюдения или опыта Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике

Слайд 25

Опыты и наблюдения Условия наблюдения Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. Буквы на плёнке видны чётко, надписи на доске – нечётко. Хрусталик принимает выпуклую форму 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. Надписи на доске видны чётко, буквы на плёнке – размыты. Хрусталик уплошён. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика Зрачок сужается Чтобы защитить сетчатку от избытка света. 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике Исчезает голова, туловище остаётся. Изображение головы попадает на слепое пятно

Слайд 26

Ответь устно на вопросы: 1. Благодаря чему мы можем отчетливо видеть то далёкие, то близкие предметы? 2. Какое значение имеет изменение диаметра зрачка? 3. Почему при рассмотрении предмета одним глазом по очереди, предмет смещается. Что такое бинокулярное зрение? 4. Почему при попадании изображения в область слепого пятна, мы его не видим?

Слайд 27

Итоговый контроль. 1. Роговица а) снабжает глаз кровью б) пропускает световые лучи в) преломляет световые лучи г) воспринимает свет 2 . Соотнесите оболочки глаза и их характеристики. А) белочная 1 ) выполняет защитную роль Б) сосудистая 2 ) её передняя часть – роговица В) сетчатка 3) питает глаза 4 ) содержит колбочки и палочки 5) содержит капилляры 6) преобразует свет в нервный импульс. 3 . Выберите три характеристики для хрусталика. А) воспринимает свет Б) преломляет световые лучи В) относится к оптической системе глаза Г) относится к вспомогательной системе глаза Д) его кривизна всегда постоянна Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. Ж находится перед стекловидным телом З) находится перед зрачком. 1С . Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».

Слайд 28

2 С. Подпиши части глаза. склера 1 роговица 2 сосудистая оболочка 3 зрачок 5 хрусталик 6 стекловидное тело 7 сетчатка 8 зрительный нерв 9 радужная оболочка радужная оболочка 4

Слайд 29

Ответы 1) В 1 балл 2) А - 1,2. 3 балла Б – 3,5. В – 4,6. 3) Б. В. Е. Ж 3 балла 4) Сетчатка содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, а палочки за чёрно-белое. В темноте работают в основном палочки, поэтому цвет предметов различить трудно . 3 балла 5) 1- склера (белочная) 5- зрачок 2- роговица 6- хрусталик 3- сосудистая 7- стекловидное тело 4- радужка 8- сетчатка 9- зрительный нерв 9 баллов

Слайд 30

Критерии оценок 17-19 баллов – «5» 12-16 баллов – «4» 9-11 баллов - «3» Менее 9 баллов – «2» Заполните оценочный лист.

Слайд 31

Домашнее задание. Выполните домашнее задание 2 и 4 или 5 , если ты получил оценку «5». Выполните домашнее задание 2 и 3, если ты получил за урок оценку «4». Выполните домашнее задание 1, 2 и 3, если ты получил за урок оценку«3». 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно. 2. Выполните лабораторную работу стр. 249 устно. 3. Составьте 5 тестов А и 2 теста В письменно в тетради. 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика». 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс. Описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?

Слайд 32

Оцени свою работу на уроке: !!! – я хорошо поработал, многое узнал и понял. ! -- я старался, но в знаниях остались пробелы. ??? – нужно изучить материал ещё раз, при необходимости обратиться за помощью к учителю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест «Анализаторы» 1 . Анализатор состоит: а) только из проводникового отдела б) из рецепторов в) только из коркового отдела г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела 2 . Рецептор: а) преобразует сигнал в нервные импульсы б) только проводит возбуждение в) преобразует нервный импульс в ощущения г) усиливает первые импульсы 3. Проводниковый отдел анализатора: а) усиливает нервные импульсы б) превращает нервный импульс в ощущения в) передаёт возбуждение от рецептора в кору головного мозга г) преобразует сигнал в нервные импульсы 4 . Корковый отдел анализатора: а) передаёт возбуждение от рецептора в головной мозг б) преобразует нервные импульсы в ощущения в) преобразует сигналы в нервные импульсы г) воспринимает раздражение 5. Соотнесите доли коры больших полушарий и зоны: А) лобная 1) слуховая Б) теменная 2) зрительная В) затылочная 3) двигательная Г) височная 4) кожно-мышечная чувств-ть

Слайд 2

Ключ к тесту «Анализаторы» 1 Г 2А 3В 4Б 5) А-3; Б-4; В-2; Г-1. За каждый правильный ответ – 1 балл Максимальное – 8 баллов

Слайд 3

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % информации мы получаем с его помощью. Моделью этого органа является фотокамера.

Слайд 4

Орган зрения. Зрительный анализатор С помощью глаза, а не глазом, Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк.

Слайд 5

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять ?

Слайд 6

Глаз и зрительный анализатор – это одно и то же? Задание №1. Составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять? Рецепторы Нервные пути Зрительная зона коры (затылочная доля)

Слайд 7

Строение зрительного анализатора Сетчатка- воспринимающая часть сетчатка зрительные пути- проводниковая часть зрительная зона КБП- анализирующая часть

Слайд 8

Внешнее строение глаза бровь ресницы верхнее веко нижнее веко

Слайд 9

Вспомогательный аппарат Конъюктива защищает глаз и омывает его слезами . Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью

Слайд 10

Вспомогательный аппарат слезная железа протоки слезной железы отверстие слезного канальца слезной каналец

Слайд 11

Положение и строение глаза Глазное яблоко Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко Зрительный нерв

Слайд 12

Глазное яблоко Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму. П итает глаз, содержит темный пигмент , поглощающий избыток света, поступающего в глаз. С одержит фоторецепторы , которые преобразуют свет в нервный импульс

Слайд 13

Оптическая система глаз П ередняя прозрачная часть белочной оболочки. Ро­го­ви­ца имеет нерв­ные окон­ча­ния, по­это­му участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии ре­флек­сов – мор­га­ние, смы­ка­ние век, сле­зо­те­че­ние. Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки . Она содержит пигменты , которые придают глазам цвет.

Слайд 14

Оптическая система глаз Это отверстие, через которое проникает свет. Расположен внутри радужки . - двояковыпуклая эластичная прозрачная линза . Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости , которую выделяет ресничное тело.

Слайд 15

Оптическая система глаз В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы. - полость , заполненная студенистым веществом . Между роговицей и радужкой находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.

Слайд 16

Роговица Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »

Слайд 17

Роговица Стекловидное тело зрачок хрусталик Сетчатка Задание № 3. о Изобрази схему « Ход лучей света через глаз »

Слайд 18

Сетчатка рецепторы Колбочки 7 миллионов Палочки 125 миллионов Желтое пятно Слепое пятно пигмент родопсин пигмент йодопсин

Слайд 19

Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия , где происходит первичная обработка . Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение .

Слайд 20

Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение – это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве. Опыт с рыбкой и человеком На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.

Слайд 21

Опыт с «дыркой в ладони», доказывающий бинокулярное зрение

Слайд 22

Работа в парах 1. Рассмотрите рисунок глаза человека, глаза друг друга. 2. Проговорите названия частей глазного яблока друг другу.

Слайд 23

ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf

Слайд 24

Опыты и наблюдения Условия наблюдения или опыта Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике

Слайд 25

Опыты и наблюдения Условия наблюдения Оборудование Что наблюдаю Почему? 1. Посмотрите на буквы написанные на полиэтилене Полиэтиленовая плёнка с надписью. Буквы на плёнке видны чётко, надписи на доске – нечётко. Хрусталик принимает выпуклую форму 2. Посмотрите на доску сквозь полиэтиленовую плёнку. Надписи на доске видны чётко, буквы на плёнке – размыты. Хрусталик уплошён. 3. Поверните лицо соседа по парте к свету, прикройте его глаза рукой, а затем уберите руку. Наблюдение проводится у окна или при помощи фонарика Зрачок сужается Чтобы защитить сетчатку от избытка света. 4. Посмотрите на точку правым глазом (левый закрыт). Найдите положение при котором фигура рыцаря потеряет голову. Рис 103 на стр. 247 в учебнике Исчезает голова, туловище остаётся. Изображение головы попадает на слепое пятно

Слайд 26

Ответь устно на вопросы: 1. Благодаря чему мы можем отчетливо видеть то далёкие, то близкие предметы? 2. Какое значение имеет изменение диаметра зрачка? 3. Почему при рассмотрении предмета одним глазом по очереди, предмет смещается. Что такое бинокулярное зрение? 4. Почему при попадании изображения в область слепого пятна, мы его не видим?

Слайд 27

Итоговый контроль. 1. Роговица а) снабжает глаз кровью б) пропускает световые лучи в) преломляет световые лучи г) воспринимает свет 2 . Соотнесите оболочки глаза и их характеристики. А) белочная 1 ) выполняет защитную роль Б) сосудистая 2 ) её передняя часть – роговица В) сетчатка 3) питает глаза 4 ) содержит колбочки и палочки 5) содержит капилляры 6) преобразует свет в нервный импульс. 3 . Выберите три характеристики для хрусталика. А) воспринимает свет Б) преломляет световые лучи В) относится к оптической системе глаза Г) относится к вспомогательной системе глаза Д) его кривизна всегда постоянна Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. Ж находится перед стекловидным телом З) находится перед зрачком. 1С . Какое строение имеет сетчатка глаза? Объясните поговорку «В темноте все кошки серы».

Слайд 28

2 С. Подпиши части глаза. склера 1 роговица 2 сосудистая оболочка 3 зрачок 5 хрусталик 6 стекловидное тело 7 сетчатка 8 зрительный нерв 9 радужная оболочка радужная оболочка 4

Слайд 29

Ответы 1) В 1 балл 2) А - 1,2. 3 балла Б – 3,5. В – 4,6. 3) Б. В. Е. Ж 3 балла 4) Сетчатка содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, а палочки за чёрно-белое. В темноте работают в основном палочки, поэтому цвет предметов различить трудно . 3 балла 5) 1- склера (белочная) 5- зрачок 2- роговица 6- хрусталик 3- сосудистая 7- стекловидное тело 4- радужка 8- сетчатка 9- зрительный нерв 9 баллов

Слайд 30

Критерии оценок 17-19 баллов – «5» 12-16 баллов – «4» 9-11 баллов - «3» Менее 9 баллов – «2» Заполните оценочный лист.

Слайд 31

Домашнее задание. Выполните домашнее задание 2 и 4 или 5 , если ты получил оценку «5». Выполните домашнее задание 2 и 3, если ты получил за урок оценку «4». Выполните домашнее задание 1, 2 и 3, если ты получил за урок оценку«3». 1. Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы устно. 2. Выполните лабораторную работу стр. 249 устно. 3. Составьте 5 тестов А и 2 теста В письменно в тетради. 4. Приготовьте сообщение на тему (на выбор): «Дальтонизм» «Достижения в области микрохирургии глазных болезней» «Иридодиагностика». 5. Подумайте устно над вопросом: Г. Уэллс. Описал человека - невидимку, который стал невидимый благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человека - невидимку ничего кроме невидимости не отличало от других людей. Так ли это?

Слайд 32

Оцени свою работу на уроке: !!! – я хорошо поработал, многое узнал и понял. ! -- я старался, но в знаниях остались пробелы. ??? – нужно изучить материал ещё раз, при необходимости обратиться за помощью к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Урок тема: Органы зрения. Строения и функции глаза

Урок биологии для 8 класса. Тема урока: Органы зрения. Строения и функции глаза....

Урок биологии "Строение и функции зрительного анализатора"

Урок биологии в 8 классе  "Строение и функции зрительного анализатора"....

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

Интерактивный тренажёр по биологии "Строение и функции глаза"

Изображения некоторых слайдов:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20838769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 225px; width: 300px;"}}]] [[{"type":"media...

Презентация "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"

Данная презентация подготовлена для проведения урока Биологии в 8 классе - "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"...

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...