Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Пелипенко Ирина Владимировна

 

Маршрутный лист 

к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз».

 

I.  При работе с текстом мультипроектора выполните задания:

- Дайте ответы на вопросы:

1. Что называют анализатором?

2. Сколько зон коры большого мозга проходит поток нервных импульсов?

3. Что такое модальность анализатора?

 

- Выполните задание 186 в рабочей тетради

Иллюзия перспективы _________

Иллюзия контраста      _________

Переоценка длины       __________

 

-          Заполните таблицу «Звенья анализатора и их функции»

 

                                                           Звенья анализатора и их функции

Звенья анализатора

               I

               II

             III

Название звена

 

 

 

Функции звена

 

 

 

 

imageII.   При работе с компьютерным текстом выполните задания:

- Обозначьте строение глаза на рисунке

1 –

2 –

3 –

4 -

5 -                                                                                               

6 -

 

11

7 -

8 -

9 -

10 -

11 –

 

 

-          Заполните таблицу «Оболочки глаза и их значение»

 

                                                               Оболочки глаза и их значение

Название оболочки

 Значение

 

 

 

 

 

 

 

III. При работе с текстом учебника с. 249 (Предупреждение глазных инфекций), с. 251 (Борьба с помутнением хрусталика, травмы глаза) выполните задание:

-          Заполните таблицу «Заболевания и травмы глаза»

 

                                                                Заболевания и травмы глаза

Заболевания, травмы

Причины

 Симптомы

  Оказание первой помощи

Конъюнктивит

 

 

 

 

Катаракта

 

 

 

 

Бельмо

 

 

 

 

Ожоги

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaz.rar2.82 МБ

Подписи к слайдам:

НОЧЬЮ ЛУЧШЕ ВСЕХ ВИДИТ СОВА
САМОЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ У ОРЛА.
Тема: Анализаторы. Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней Задачи:выяснить содержаниепонятия анализатор;выяснить строение и функции глаза; сформировать знанияоб основных правилах гигиены зрения;- сформировать знания о мерах первой помощи при травмах глаза. Ранее считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств. Органы чувств – это лишь начальное звено восприятия. Анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов. Рецепторы - чувствительные нервные окончания. Рецепторы строго специализированы. Возбуждения, возникшие в рецепторах, поступают в форме потока нервных импульсов в кору большого мозга, где распознаются. Анализатор – это система, состоящая из рецептора, проводящего пути и центра в коребольшого мозга Воспринимающее звено – рецептор.Проводниковое звено – нервный путь.Центральное обрабатывающее звено – мозговой центр, где в первичных чувствительных зонах происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, в третичных зонах коры – воспроизводятся образы или ситуации. Каждый анализатор обладает способностью получения только своей информации, т.е. модальностью.Различают: зрительный, слуховой, вкусовой, обоняния,равновесия, кожно – мышечной чувствительности. Строение зрительного анализатора
Сетчатка Сетчатка
Зрительные нервы и зрительные пути
Зрительная зона КБП
Иллюзии бывают трех типов: иллюзия перспективы; иллюзия контраста;переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальнымиВыполнить задание 186 в рабочей тетрадиАнализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга.
Анализаторы дают верное представление об окружающей действительности, но возможны и ошибки, когда на рецептор действует не свойственный им раздражитель (удар на глазное яблоко – «искры из глаз»). Некоторые ошибки восприятия вызываются физическими причинами (стеклянная палочка, опущенная в стакан с водой кажется сломанной) – преломлением света в воде. Ошибочные (кажущиеся) изображения называют иллюзиями. Проверь правильность ответовЧто называют анализатором? Системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга.2. Сколько зон коры большого мозга проходит поток нервных импульсов? Три. (чувствительную – анализ ощущений, вторичную – формирование образов, третичную – воспроизведение образа или ситуации)
3. Звенья анализатора и их функцииЗвено 1 2 3Название Рецептор Нервный путь Мозговой центр Функция Воспринимающая Проводниковая Обрабатывающая4. Что такое модальность анализатора?Каждый анализатор обладает способностью получения только своей информации.5. Задание 186, рабочая тетрадь Иллюзия перспективы - б Иллюзия контраста - в Переоценка длины - а
1.1. Подберите обобщающие слова к перечисленным ниже терминам: слух, зрение, осязание, обоняние1.2. Расположите части анализатора по порядку: а) ассоциативная зона коры головного мозга, б) рецепторы, в) проводящие пути1.3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге: 1) затылочная зона; а) Слуховой анализатор:2) височная зона; б) Зрительный анализатор; 3) теменная зона; в) Вкусовой анализаторОцени свою работуКритерии оценок.Моя оценка“5” – выполнил правильно все задания. “4” – выполнил правильно 2 задания. “3” – выполнил правильно 1 задания. “2” – невероятно, ни одного задания не выполнил правильно 
1.1. Подберите обобщающие слова к перечисленным ниже терминам: органы чувств, анализаторы1.2. Расположите части анализатора по порядку: б) рецепторы, в) проводящие пути а) ассоциативная зона коры головного мозга1.3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге: 1) затылочная зона; а) Слуховой анализатор:2) височная зона; б) Зрительный анализатор; 3) теменная зона; в) Вкусовой анализатор
Значение зрения. Положение и строение глаза. Глазные яблоки (глаза) расположены в глазницах – парных углублениях черепа, где имеется щель, через которую в глаз входят нервы и сосуды. К глазному яблоку подходят мышцы, которые перемещают его в разные стороны. Бровь
ВекоРесницы
Рассмотрим внешнее строение глаза
Зрение позволяет опознавать предмет, определять его место в пространстве, следить за перемещениями предмета. Более 95% информации человек получает с помощью зрения.
Спереди глаз защищен веками, ресницами и бровями. В верхнем углу глаза находится слезная железа, которая выделяет слезы – для увлажнения и промывания глаза. Слезная жидкость (избыток) попадает в слезный канал и выводится в носовую полость. Снаружи глазноеяблоко заключено в белочную оболочку или склеру, в передней части переходящую в прозрачную роговицу (самая сильная «линза» глаза). Белочная оболочка защищает глаз.
За склерой находится сосудистая оболочка (черная, поэтому свет не рассеивается, пронизана кровеносными сосудами), которая в передней части переходит в радужную (определяет цвет глаз). В середине радужной оболочки находится зрачок (может расширяться и сужаться, пропуская необходимое количество света).
В середине
За зрачком находится хрусталик,напоминающий двояковыпуклую линзу. Может менять форму с помощью окружающих его гладких (ресничных) мышц. Хрусталик фокусирует световые лучи на задней внутренней стенке глаза – сетчатой оболочке или сетчатке.
Сетчатая оболочка – тонкий и очень нежный слой клеток – зрительных рецепторов. Рецепторы сетчатки – палочки и колбочки, которые примыкают к черной сосудистой оболочке. Колбочки имеют меньшую светочувствительность, но способны реагировать на цвет (сосредоточены преимущественно в центральной части сетчатки – желтом пятне).
По периферии сетчатки преобладают палочки, которые передают только черно – белое изображение. Аксоны (длинные отростки нервных клеток) образуют зрительный нерв. Там, где выходит нерв, рецепторов нет, т.е. – слепое пятно. Внутренняя часть глаза заполнена стекловидным телом.
Пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком заполнено прозрачной жидкостью. Свет внутри глаза проходит через однородную прозрачную среду.
Внутреннее строение глаза
2
6
6
3
4
5
9
1
1
1 — мышцы глаза;
2 — белочная оболочка (склера);
6 — радужная оболочка;
3 — роговица;
4 — сосудистая оболочка;
5 — сетчатка;
7 — зрачок
8 — хрусталик;
9 — стекловидное тело.
1. Стр. 77 №188



Значение
Название оболочки
2. Заполните таблицу.
3. стр.78 №189
Проверь выполнение заданий Строение глаза

1
2
33
1
2
3
11
4
7
Оболочки глаза и их значение

Восприятие раздражения
Сетчатая
Питание
Сосудистая
Защита
Белочная
Значение
Название оболочки
Тестирование1. Снаружи глазное яблоко заключено:а) в белочную оболочку, б) сосудистую оболочку, в) в сетчатую оболочку. 2. За белочной оболочкой находится:а) хрусталик, б) сосудистая оболочка, в) сетчатая оболочка. 3. Хрусталик расположен:а) за зрачком, б) за сетчаткой, в) за склерой.4. Цвет глаза определяет:а) белочная оболочка, б) радужная оболочка, в) хрусталик.5. Внутренняя часть глаза заполнена:а) стекловидным телом, б) ничем не заполнена, в) хрусталиком.6. Зрительные рецепторы – это:а) только палочки, б) только колбочки, в) палочки и колбочки.7. Цвета предметов воспринимают:а) только палочки, б) только колбочки, в) палочки и колбочки.8. Палочки и колбочки распределены:а) равномерно, б) неравномерно.
Ключ к тесту: 1а, 2б, 3а, 4б, 5а, 6в, 7б, 8б.

Доставить к врачу
Боль
Несоблюдение Т/Б
Ожоги
Доставить к врачу
Потеря зрения
Травмы
Бельмо(помутнение роговицы)
Удаление хрусталика,очки
Потеря зрения
Травмы, нарушение обмена веществ
Катаракта(нарушение прозрачности хрусталика)
Медикаменты
Слипание глаз от гноя
Микробы,вирусы
Конъюнктивит(воспаление поверхности век и глаза)
Первая помощь
Симптомы
Причины
Заболевания
Заболевания и травмы глаз
Читать лёжаСмотреть на яркий светСмотреть близко телевизорОберегать глаз от ударовПромывать по утрам глазаТереть глаза грязными рукамиЧитать при хорошем освещении
Умываться по утрамСмотреть телевизор не более 2 часов в деньСидеть не ближе 3 м от телевизораНе читать лёжа, в транспортеОберегать глаза от инородных предметовПри чтении и письме свет должен освещать страницу слеваУпотреблять в пищу растительные продукты Делать гимнастику для глаз

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы VIII вида "Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней"

Урок проводится в компьютерном классе, с применением элементов ИКТ-технологий....

Урок биологии "Строение и функции зрительного анализатора"

Урок биологии в 8 классе  "Строение и функции зрительного анализатора"....

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.Цель урока: изучение зрительного анализатора.Задачи:Определение понятия «анализатор»;изучение работы анализатора;развитие навыков эксперимен...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...

Презентация "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"

Данная презентация подготовлена для проведения урока Биологии в 8 классе - "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"...

Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор

Презентация для 8-ого класса на тему "Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор"...