Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"
методическая разработка (обществознание , 7 класс) по теме

Петрова Наталья Владимировна

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .

ЦЕЛЬ УРОКА:          1. познакомить учащихся с разнообразием социальных норм

2. Определить, для чего нужны правила и как по ним жить.

3. Познакомить учащихся с такими понятиями как привычка,  обычай, ритуал, обряд, церемония, этикет и отметить их значение в современном обществе. Учащиеся должны выяснить как опасны вредные привычки.

4. Узнать какими бывают социальные нормы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

ТЕМА УРОКА

«Что значит жить по правилам»

ЦЕЛЬ УРОКА:          1. познакомить учащихся с разнообразием социальных норм

2. Определить, для чего нужны правила и как по ним жить.

3. Познакомить учащихся с такими понятиями как привычка,  обычай, ритуал, обряд, церемония, этикет и отметить их значение в современном обществе. Учащиеся должны выяснить как опасны вредные привычки

4. Узнать какими бывают социальные нормы. Следует им соблюдать дисциплину и кто от этого выигрывает

 Технологии: Игровая, Здоровьесберегающая , ИКТ , Групповая .

Оборудование урока может включать рисунки и плакаты, заранее выполненные

учащимися на тему урока, карточки с описаниями ситуаций, требующих применения

правил этикета.

План изучения нового материала

1. Что такое социальные нормы.

2. Привычка, обычай, ритуал, обряд.

3. Правила этикета и хорошие манеры.

                                             ХОД УРОКА:

 Проверка домашнего задания:

 Учитель.  Какие правила общения вам известны?   Дома вы должны были подготовить небольшие сценки. « Формы общения», « Как правильно слушать»

 Учащиеся показывают сценки , учитель беседует с классом

Учащиеся определяют какие формы общения были продемонстрированы , оценивают правильно ли ребята продемонстрировали правила общения .  

                   Какие правила гостеприимства вы знаете ?

 Сегодня мы будем говорить о правилах по которым мы с вами живем.

 Выскажите свое мнение о споре семиклассников. (учебник с. 58).

Работа с текстом учебника

Первый фрагмент текста параграфа может быть кратко изложен учителем,

поскольку его основная мысль связана с разнообразием отношений в обществе, которые требуют от людей определённости в поведении.

В дополнение к рассказу учителя можно с помощью комментированного чтения

разобрать фрагмент о словарном значении термина «правила», а также внимательно рассмотреть таблицу в тексте (с. 59).

Комментируя таблицу, полезно обратить внимание ребят на то, по каким причинам

правила (нормы) включены в каждую графу.

Учитель:  Какие правила поведения людей вы можете назвать? Назовите как можно больше правил. Что такое социальные нормы?

А теперь поговорим о привычках

Привычка - действие, которое возникло постепенно, в результате повторения, и теперь выполняется само, без моей воли. Например, зашел в темную комнату - машинально, не задумываясь, включил свет. Кстати, многие люди, сделавшие ремонт знают: если выключатель света сдвинуть со старого места, какое-то время по нему не будешь попадать. Потом включится мозг и сообразит, где находится выключатель. А потом снова возникнет привычка включать свет машинально.

                Привычки можно определить и как сложившиеся со временем шаблоны поведения. Формирование привычки называют приучением, устранение привычки - отучением. Привычки у человека могут быть самыми разными профессиональные и бытовые, социальные и индивидуальные, возникающие постепенно или практически мгновенно. А самое главное - вредной привычкой может быть и курение  и привычка недовольно топать ножкой, когда что-то не выходит, не получается, и привычка мстить  Полезные привычки - привычка ложиться вовремя и рано вставать; привычка в трудных ситуациях думать, а не переживать; привычка видеть в людях и в себе в первую очередь хорошие черты.

 Послушаем сообщение о  вреде о курения.

 Очень опасной считается привычка употребления алкоголя и наркотиков .

Выступление группы с презентацией « нет наркотикам»

Учитель: Какие полезные привычки вы можете назвать:

 Зарядка по утрам.

 Физкультминутка.

 Зарядку полезно делать и в течение дня. Вот сейчас мы тоже сделаем несколько упражнений. Все встали,  вышли из  за парт, подняли руки вверх, опустили, 2 раза

Вытянули руки в стороны (руки сломались)

Поднялись на мысочки и встали ровно.

 Садитесь. Мы часто сидим и помногу за компьютером  а какие упражнения можно делать за компьютером? Слушаем Олю о гимнастике для газ. она нам ее продемонстрирует.

Выступление ученика с демонстрацией гимнастики.

  Желательно чтобы эта гимнастика стала вашей полезной привычкой .

«Привычки полезные, бесполезные, вредные»

Учитель предлагает ребятам объединиться в несколько групп и за отведённое

время (5—7 минут) придумать плакат (формат может быть небольшим) на тему привычки. На плакате за отведённое время нужно нарисовать сюжет, посвящённый

каждому виду привычки, и ясно выразить коротким текстом, какая это привычка —

вредная, полезная или бесполезная.

 А теперь выясним каких же привычек мы больше знаем : вредных или полезных?

 Задания для учащихся  по карточкам

Примерные задания на карточках могут быть такие:

— Вас пригласили в гости к однокласснику на день его рождения. Гости уже

собрались. Входите вы, здороваетесь...;

— Подруга звонит по телефону. Во время разговора связь прервалась. Что вы делаете?

На десерт подают торт, варенье и фрукты . какие приборы должны быть на столе?

Работа с текстом учебника

 Обратимся к рубрике «Жил на свете человек», Чем интересна судьба Б. П. Шереметева? Какие события из жизни Б. П. Шереметева связаны с правилами поведения в обществе?

А теперь мы с вами выполним  следующее задание  :

 Задание  «Знакомство»

Учитель просит ребят назвать по одному правилу знакомства, принятому среди

воспитанных людей. Правила называют все по очереди, пропуская тех, кто по каким-либо причинам не хочет этого делать.

Затем каждый участник занятия представляется по правилам этикета.

По итогам выбирается «Самый, самый...» — тот, кто лучше всех выполнил все

принятые правила этикета.  Победителю вручается грамота

Выводы:

  1. Правила регулируют отношения между людьми.
  2. Служат эталонами, образцами поведения
  3.  Вредные привычки очень опасны для человека.
  4. Спорт и физкультура важные и полезны для человека.

Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь,

Нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай.

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

Разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий.

Фрагмент урока составлен на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Также включает авторские технологии, разработанные мною, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся....

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Методическая разработка занятия по английскому языку с применением здоровьесберегающих технологий для обучающихся 5 класса

Конспект занятия по английскому языку с применением здоровьесберегающих технологий...