Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс) на тему
А.Невский
Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России.
Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живопись, кино).
Цель занятия:
- Дать учащимся знания о героических страницах истории нашего Отечества; вспомнить наиболее выдающиеся события военной истории, которые вошли в календарь Воинской славы России (Победные дни).
- Воспитывать у обучаемых патриотизм, гражданственность, любовь к родному краю, гордость за свою страну, готовность к её защите.
3. Развивать у учащихся умение анализировать, оценивать изучаемый материал; способствовать формированию уважительного отношения к ветеранам войны и военной службы.
Актуальность темыопределяется тем, что ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, самоотверженность, стойкость и героизм – сегодня важнейшее направление в обучении и героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения XXI века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_obzh.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы безопасности жизнедеятельности
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.
Этих дней не смолкнет слава!
«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь
жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости.
Но кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет.
На том стояла и стоять будет земля русская».
А.Невский
Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России.
Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живопись, кино).
Средства обучения:
- Наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию- плакаты, стенды, схемы, стенгазеты.
- Видеофильмы и DVD- диски по тематике патриотического обучения (перечень прилагается).
- Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.
- Подборка-выставка художественной, мемуарной и методической литературы по теме урока.
- Выставка рефератов учащихся по тематике урока, боевых листков, посвященных защитникам Отечества.
Цель занятия:
- Дать учащимся знания о героических страницах истории нашего Отечества; вспомнить наиболее выдающиеся события военной истории, которые вошли в календарь Воинской славы России (Победные дни).
- Воспитывать у обучаемых патриотизм, гражданственность, любовь к родному краю, гордость за свою страну, готовность к её защите.
3. Развивать у учащихся умение анализировать, оценивать изучаемый материал; способствовать формированию уважительного отношения к ветеранам войны и военной службы.
Актуальность темы определяется тем, что ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, самоотверженность, стойкость и героизм – сегодня важнейшее направление в обучении и героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения XXI века.
Методы и приемы преподавания:
- рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;
- демонстрация видеофильмов, анимации;
- выставка работ учащихся (плакатов, стенгазет, рефератов);
- чтение отрывков из произведений классиков.
Проверка знаний ( 2 - 3 минуты ).
Тема предыдущего урока: Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества.
Задать вопросы учащимся:
- Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина. (Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
- Что такое воинский долг? К чему он обязывает воина ? (Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.
Изучение нового материала ( 30 минут ).
Вопросы темы:
1. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России.
2. Увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
3. Ростов-на-Дону – город воинской славы.
Основные моменты:
- Дни воинской славы России.
- Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995г.
- Организация проведения победных дней.
- Формы и методы увековечения памяти Российских воинов.
- Отрывки из произведений классиков литературы.
- Историческая хроника дней воинской славы.
- Дни воинской славы России- дни славных побед , сыгравшие решающую роль в истории России.
Вступительная часть.
У нашего народа славные боевые традиции. Они должны стать одной из составляющих нашей российской государственности, важным элементом воспитания молодежи. Ибо русское государство складывалось в борьбе с внешней опасностью. С древнейших времен оно вело длительные войны с кочевыми народами, с немецко-шведскими крестоносцами, с польско-шведскими интервентами. И в дальнейшем иноземцы не оставляли в покое Россию.
Наш народ вынес основную тяжесть разгрома фашистской Германии в годы второй мировой. В испытаниях зарождались и вырабатывались в защитниках Отечества высокий патриотизм и профессионализм, стойкость и выносливость, воспитывались чувства товарищества и взаимовыручки.
Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны, и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
Законодатели посчитали, и это справедливо, что дни воинской славы должны охватить все наиболее яркие победы русского оружия начиная с 1242 года - с разгрома воинами князя Александра Невского немецких рыцарей на Чудском озере.
Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» подписан
Президентом РФ 13 марта 1995г. В список праздников вошли 16 из наиболее выдающихся событий военной истории России и Советского Союза.
В Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что:
- во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства,
- днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны ,и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
Рассмотрим календарь воинской славы России (смотри приложение 1).
(показываются слайды из авторской разработки- электронного приложения к уроку «Дни воинской славы России»; фрагменты кинохроники «Великая Отечественная война 1941 -1945гг»..
Турнир: Дни воинской славы России в литературе , истории и МХК. (смотри приложение 5). Учащиеся должны показать свои знания о днях воинской славы и героических страницах по литературе, истории России, МХК; увидеть взаимосвязь знаний, полученных в процессе изучения этих учебных предметов.
По литературе учащиеся получают отрывок из стихотворения (рассказа, повести, романа). Они должны узнать автора произведения и историческое событие (день воинской славы России), которому посвящен отрывок.
По истории учащиеся получают крылатое выражение или завет полководца и должны объяснить: кому оно принадлежит, какому историческому событию или дню воинской славы России соответствует?
По МХК: учащиеся смотрят на слайде картины художников по теме урока и называют событие, изображенное на картине и автора полотна.
- Увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражения, являются:
- Создание и сохранение мемориальных музеев, музеев боевой славы, комнат и уголков боевой славы;
- Установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов;
- Организация выставок, посвященных дням воинской славы России, прославленным защитникам Отечества;
- Сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов.
- Публикация в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России.
- Присвоение имен национальных героев ,отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицам и площадям, воинским частям, кораблям и судам.
Могут осуществляться и другие мероприятия по увековечиванию памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, в том числе связанных с днями воинской славы России.
Какие мероприятия проводятся в нашей школе в дни воинской славы России?
- Проводятся научно-практические конференции с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны или ветеранов военной службы.
- Проводятся конкурсы стенных газет, боевых листков, плакатов, посвященных героическим дням и защитникам Отечества.
- Организуется выставка плакатов – «Уголок боевой славы».
- В школе проводятся «Уроки мужества» с приглашением ветеранов ВОВ и курсантов Ростовского военного института РВ.
- Оформлен стенд – календарь «Дни воинской славы России».
- На уроках ОБЖ в кабинете в эти дни демонстрируются видеофильмы из кинохроники о ВОВ и другие патриотические фильмы.
- Ростов-на-Дону – город воинской славы.
- Этот вопрос можно провести в виде викторины (см. приложение 2).
- Вопрос учащимся: когда Ростов-на-Дону стал городом воинской славы? (6 мая 2008г).
- Вопрос учащимся: в каких произведениях русских и советских писателей очень ярко и образно отображены дни воинской славы России? (см. приложение 3).
- Вопрос учащимся: какие вы знаете пословицы и поговорки о защите Отечества, воинской славе, героизме? (см. приложение 4).
4. Заключительная часть урока. Закрепление знаний ( 3- 5 минут ).
Задать вопросы учащимся:
- В каком году и каким актом установлены дни воинской славы России ?
- В честь каких основных событий Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. установлены победные дни России?
- Какие формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, вы можете назвать?
- Какие памятники прославленным полководцам и российским воинам установлены в г. Ростове-на-Дону? (см. приложения).
Оценка знаний и активности учащихся. Объявление и информация :
Следующее занятие- экскурсия в музей Боевой Славы Северо-Кавказского военного округа ! (дата и порядок следования будут объявлены дополнительно.)
Что подготовить к следующему уроку ?
Выбрать одно из вышеперечисленных заданий:
- Опишите одну из побед нашей армии, объявленную днем воинской славы России ( реферат, сообщение или творческая работа с применением компьютерных технологий).
- Подберите пример из художественной или мемуарной литературы, иллюстрирующий один из победных дней, (стихотворение, отрывок, воспоминание…).
- Подготовить выступление: «Их именами названы улицы г. Ростова-на-Дону».
Итог урока: (военно-исторический компонент).
- Ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, самоотверженность, стойкость, героизм.
- Понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитания чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявившийся в годы суровых испытаний.
- Воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа, его готовности во все времена отстоять свободу и независимость Отечества.
Литература, методические пособия
- ОБЖ. Учебник для 10 класса, автор А. Смирнов и др. «Просвещение», 2004-2011гг.
- История русской армии. А.А.Керсновский, 4 тома, Москва, «Голос», 1992г.
- Верность воинскому долгу, Библиотека журнала «Военные знания», Москва, 1998- 2008г.
- Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995г., № 11.
- Книга будущих командиров. А.Митяев, Москва, Молодая гвардия, 1974г.
- Энциклопедия для детей. История России. Том 5, части 1,2,3 Москва, «Аванта +», 1995- 1997г.
- А.В.Суворов . «Наука побеждать». Военное издательство, 1946г.
- Бессмертные героев имена. Очерки о воинах, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в сражениях на Дону. Ростовское издательство , 1978г.
- С.Н.Сергев-Ценский. Витязи морей. Исторические очерки, рассказы, новеллы, статьи. Воениздат, 1985г.
- А.С.Пушкин. Стихотворения, поэмы. Москва, 1974г.
- История города Ростова-на-Дону. Пособие для учащихся и учителей, второе издание. МУ «Управление образования администрации г.Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону 2006г.
Видеофильмы, CD-ROM диски:
- CD- ROM . УМП, Основы военной службы, авторская работа А.А.Глебова. Компьютерный кабинет МОУ СОШ №102.
- Видеофильм. Кинохроника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Энциклопедия истории России. 862-1917г. «Интерактивный мир».
- Россия на рубеже тысячелетия. Образовательная коллекция.
- От Кремля до рейхстага. Познавательная коллекция.
Приложение 1.
27 января | День воинской славы России – снятие Ленинградской блокады. Установлен в честь снятия блокады города Ленинграда (1944 год). Из истории: Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей ВОВ , шла с 10 июля 1941г. по 9 августа 1944г. Советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда сковали крупные силы германской армии и всю финскую. Ленинградцы показали всему миру образцы стойкости, выдержки и патриотизма. Во время блокады погибло около 1млн. жителей, в том числе более 600 тысяч – от голода. |
2 февраля | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). Из истории: Сталинградская битва началась 17 июля 1942г. и закончилась 2 февраля 1943г. Это самое крупное сражение второй мировой войны. В ходе операции были разгромлены 22 дивизии и 160 отдельных частей противника. В плену оказались 91 тысяча человек, в том числе более 2500 офицеров и 24 генерала во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом. Победа под Сталинградом ознаменовала коренной перелом в ВОВ и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей второй мировой войны. |
23 февраля | День защитников Отечества. Дата 23 февраля выбрана в честь победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году. Из истории:23 февраля 1918г. молодая абочее-Крестьянская Красная Армия приостановила продвижение немецких войск под Псковом и Нарвой. Этот день в ознаменование выступления российского народа на защиту Отечества отмечается как всенародный праздник. |
18 апреля | День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (1242). Из истории: Ледовое побоище – сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242г. между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими рыцарями-крестоносцами, завершившееся полным разгромом захватчиков. Этот одно из выдающихся сражений средневековья. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев и на многие годы обезопасила западные границы Руси. Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. |
9 мая | День Победы. Из истории: 1418 дней и ночей советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров и сокрушили их. Народ отстоял свободу и независимость своего Отечества, спас от фашистского порабощения мировую цивилизацию. Именно нашей стране и ее Вооруженным Силам принадлежала решающая роль в победоносном исходе второй мировой войны. 8 мая 1945г. гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала. 9 мая – самый светлый праздник всего российского народа, неувядаемый день нашей немеркнущей воинской славы. |
10 июля | День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709г.). Из истории: 27 июня (8 июля) 1709г. на берегу реки Ворсклы, близ Полтавы, русские полки нанесли сокрушительный удар прославленной шведской армии. Враг потерял более 9 тыс. человек убитыми, 19 тыс. человек пленными, в том числе весь генералитет. Русские потеряли 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Карл 12-й с небольшой охраной бежал в Турцию, его непобедимая слава была развеяна. Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны 1700-1721гг. и поставила Россию в ряд великих европейских держав. |
9 августа | День первой в истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714г.). Из истории: Морское сражение у мыса Гангут – славная страница истории русского флота. Это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Авангард русского галерного флота под командованием Петра1 разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н.Эреншельда и захватил 10 вражеских кораблей. Петр 1 , произведенный в вице-адмиралы, назвал эту победу «второй Полтавой». |
23 августа | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.). Из истории: Курская битва продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943г. По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных.12 июля произошло крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой, которое окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитадель». В сражении с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов – участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в ВОВ. |
8 сентября | День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.). Из истории: Бородинская битва была одной из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тыс. человек и 580 орудий. У Кутузова было более 120 тыс. человек и 620 орудий. Сражение началось 26 августа 1812г. (7 сентября по новому стилю) и окончилось к концу дня. Вот как оценивал Бородинское сражение Кутузов в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего жизнью за свое Отечество». |
11 сентября | День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790г.). Из истории: В русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра. 11 сентября 1790г эскадра под командованием Ушакова напала на стоявшую на якоре турецкую эскадру. Открывая огонь, Ушаков спешил сблизиться с противником. «Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела – и в картечь!» - таков был его обычный прием, приводивший врага в замешательство. В итоге - 7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Потери турок превысили 2тыс. человек, у русских- 21 человек погиб и 25 было ранено. Победа у Тендры обеспечила прочное господство русского флота Черном море. Ф.Ф.Ушакова в России прозвали «Морской Суворов». |
21 сентября | День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380г.). Из истории: Куликовская битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарским войском под началом Мамая произошло 8 сентября 1380 г. Войско Мамая было полностью разгромлено. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения. Князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской. |
4 ноября | День народного единства. Празднуется в память о дне освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.). Этот праздник в России отмечается c 2005 года. 16 декабря 2004г. Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России), введя новый праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». |
7 ноября | День проведения военного парада на Красной площади в Москве в 1941 году. |
1 декабря | День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.). Из истории : Синопское морское сражение произошло 18 ноября (1 декабря) 1853 г. между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны (1853- 1856). Это было последнее крупное сражение парусных кораблей и первое, в котором использовались орудия, стрелявшие разрывными снарядами. 30 ноября 1853 г. эскадра адмирала П.С.Нахимова ( 6 линейных кораблей и 2 фрегата) нанесла упреждающий удар по противнику, неожиданно напав на турецкий флот, состоящий из 16 кораблей. Цвет турецкого флота был сожжен, береговые батареи уничтожены. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля. Блестящая победа русского флота лишила турок господства на Черном море, не позволила им высадить войска на побережье Кавказа. |
5 декабря | День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.). Из истории: Битва за Москву в ВОВ началась 30 сентября 1941 г. Гитлер бросил на захват Москвы самые лучшие дивизии. Во главе обороны Москвы 10 октября 1941 г. был поставлен Г.К.Жуков. В результате героических действий советских войск группа немецких армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне. А в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту, которое завершилось в начале января 1942 г. Враг был отброшен от стен Москвы на 100- 250 км. В ходе боев советские войска разгромили 38 немецких дивизий, в том числе 15 танковых. Битва под Москвой явилась началом коренного перелома в ВОВ, имела крупное международное значение и способствовала укреплению антигитлеровской коалиции. |
24 декабря | День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 г.). Из истории: Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787- 1791 гг. имело взятие Измаила _ цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров и считалась неприступной. В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал фельдмаршал Г.А.Потемкин поручил взятие неприступной крепости А.В.Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму. 24 декабря 1790 г. русские войска начали штурм крепости. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Примечательно: Измаил был взят армией, уступающей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. |
9 декабря | День героев Отечества. Новая памятная дата - День героев Отечества - установлена в 2007 году, после того как президент РФ Владимир Путин внес изменения в закон " О днях воинской славы и памятных датах России". До 1917 года в этот день (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. Именно 9 декабря в 1769 году Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость. Статус высшей военной награды РФ был возвращен ордену в 2000 году. |
Приложение 2.
В И К Т О Р И Н А
Что ты знаешь о г. Ростове-на-Дону в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?
- Какая дивизия встретила врага в г.Ростове-на-Дону первой?
74 стрелковая дивизия, сформированная в СКВО еще в 20-е годы.
2. Когда немецко-фашистские захватчики оккупировали г.Ростов-на-Дону?
В октябре 1941г.
3. Когда был освобожден Ростов-на-Дону от фашистских захватчиков?
В течении двух лет, с октября1941 по август 1943 года, через Ростов и Ростовскую область четырежды прокатывались огненные смерчи войны. 29 ноября 1941г. части 56 и 9 армий полностью очистили Ростов от фашистских захватчиков. 24 июля 1942г. немецко-фашистские войска вновь захватили г Ростов-на-Дону. 14 февраля 1943 г. Ростов вновь освобожден частями 28-й и 51-й армий.
4..На каких предприятиях в Ростове создавались группы народного ополчения?
На Ростсельмаше, паровозоремонтном заводе в Красном Аксае, на обувной и табачной фабриках.
5. В каком году был сформирован полк народного ополчения и кто был его командиром?
15 октября 1941г. Командир- майор Н.Ф.Скачков.
6. Кому из ростовчан присвоено высокое звание Героя Советского Союза и их именами названы улицы Ростова?
Никулиной Е.А., Евдокимову В.В., Бондаренко В.П.
7. Какие вы знаете улицы, названные именами геройски погибших ополченцев?
1.улица Народного ополчения. 2. 14 улиц носят имена ополченцев: Варфоломеева, Ивахненко, Текучева, Катаева, Юфимцева, Малюгиной, Скачкова, Деревянко, Горбачева, Самошкина, Паповского, Чебанова.
- Какие вы знаете памятники воинам Великой Отечественной войны в г.Ростове-на-Дону?
- на площади К.Маркса в память о погибших горит Вечный огонь у братских могил.
- На Комсомольской площади установлена 15 метровая стела-обелиск.
- На Гвардейской площади установлен танк Т-34, гроза гитлеровцам, символ победного наступления.
- Мемориал и стела на Театральной площади «Воинам, павшим за освобождение г.Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков».
- В Змеевской балке установлен памятник воинской славы .
- . Назовите улицы в Ростове, названные именами героев войны.
В Октябрьском районе улица имени ст. сержанта М.Геккеля.
В Первомайском районе- улица имени Н.И. Сержантова, М.И.Щербакова, А.А.Ивахненко.
В Железнодорожном районе улица имени В.И.Кулагина, Я.И.Губарева, А.К.Носадзе, П.С.Литвинова .
В Ворошиловском районе улица имени В.В.Евдокимова.
В Ленинском районе улица имени В.П.Бондаренко, Н.К.Козлова.
10. Когда г.Ростов-на-Дону стал городом воинской славы?
6 мая 2008г. мэру нашего города М.А.Чернышеву в Большом Кремлевском дворце была торжественно вручена грамота Президента России о присвоении столице Дона звания «Город воинской славы».
Приложение 3.
Победные дни России
в произведениях русских и советских писателей.
- Л.Н.Толстой. «Война и мир».
- А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».
- М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
- С.Н.Сергеев-Ценский. «Витязи морей». Исторические очерки, рассказы, новеллы. Военное издательство, 1985г.
- В.Розовский. «Поле Куликово» , «Эхо Непрядвы», исторические романы, Воениздат, 1989г.
- Л.Раковский . «Генералиссимус Суворов», «Адмирал Ушаков», исторические романы. Лениздат, 1987г.
- Михаил Алексеев, «Солдаты», Воениздат, роман, 1973г.
- Юрий Бондарев. «Горячий снег», Воениздат, 1999г.
- Константин Симонов. «Живые и мертвые», роман-трилогия, Москва, 1990г.
- Иван Стаднюк. «Война» , Воениздат, 1980г.
- Роберт Рождественский. «За того парня», стихи , поэмы. Москва, Воениздат, 1986г.
Приложение 4.
За край свой насмерть стой (пословицы и поговорки о воинской славе, героизме).
Кто храбро врага бьет, о том слава не умрет (русская)
Славу свою добывай в бою (русская).
Огонь гаснет, слава нет (осетинская).
Человек смертен, а слава бессмертна (тувинская).
Дым Отечества светлее чужого огня (литовская).
Не жаль нам жизни, а жаль Отчизны (русская).
Кто Отчизну любит, тот врага рубит (русская).
У Ленинграда раздавили гада (русская).
Сражайся смело за правое дело (русская).
Три вещи славят солдата: рана, победа, награда (русская).
За родной край и жизнь отдай (украинская).
За родной край голову отдай (белорусская)
Не теряй отвагу, назад ни шагу (русская).
Мужественно биться – победы добиться (русская).
Если ты мужчина, отличись мужеством (осетинская)
С чем нагрянули, с тем и отпрянули (русская).
До Москвы - на танках, от Москвы – на санках (украинская)
Кто за меч возьмется, тот от меча и погибнет (карельская)
Человек смертен, доблесть бессмертна (тувинская).
Доблесть не покупают, а добывают (русская).
Герои рождаются на поле брани (чувашская).
Героя рождает битва (башкирская).
За народное дело бейся смело (карельская).
Сам погибай, а товарища выручай (А.В.Суворов).
Деды врагов бивали и нам наказали (русская).
Бой - святое дело: иди на врага смело (русская).
Приложение 5.
Литература и история.
- Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный миг!
Еще напор и враг бежит…
(А.С.Пушкин. Полтавская битва).
- Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри, не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
(М.Ю.Лермонтов. Бородино.)
- «Мы русские, с нами бог! Готовься в войне к миру, а в мире к войне.
Военные добродетели суть: отважность для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала». (А.В.Суворов. «Наука побеждать».)
- «Кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет.» (А.Невский)
- «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить на землю.»
(Прусский король Фридрих II, когда в 1760г .русские войска овладели Берлином.)
- «Не множеством побеждают!». (Петр I. 1714г. Гангут.).
- «Каждый из вас есть спаситель Отечества!» (М.И.Кутузов. Бородино.)
- «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». (политрук Клочков, 1941г.)
- «Нет героев от рожденья, они рождаются в боях». (А.Твардовский).
- «Клянусь честью ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории моих предков.» (А.С.Пушкин).
Подготовил: Глебов Александр Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ лицея № 102 Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памяти поколений- дни воинской славы России
Дни воинской славы...
Конспект урока "Памяти поколений - дни воинской славы России"
Конспект урока. Презентацию пришлось разбить на 2 части из-за большого объёма....
Интегрированный урок: Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс
Конспект и материалы для интегрированного урока : Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс...
Интегрированный урок по ОБЖ и Информатике «Памяти поколений – дни воинской славы России»
Тип урока: интегрированный урок ОБЖ и Информатики.Вид урока: комбинированный.Технология: личностно – ориентированнаяЦель: Значение знаний о героических страницах истории нашего отечестваЗадачи: Обучаю...
Памяти поколений - Дни воинской славы России. Презентация у уроку ОБЖ в 10 классе по программе А.Т.Смирнова
Данная презентация наглядно проиллюстрирует календарь дней воинской славы России и поможет раскрыть тему мужества и героизма воинов России во все времена....
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России
Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России.Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живопись, кино)....