Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_gulec_i._v..doc99.5 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

    интегрированный урок литературы и истории

    Цель урока:

    1. Познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением, рассказать о его значении в ходе Отечественной войны 1812 года;
    2. Познакомить с произведением М. Ю. Лермонтова «Бородино», сопоставить исторические факты с произведением;
    3. Показать взаимосвязь учебных предметов: литературы, истории и изобразительного искусства.

    Оборудование:

    1. Портреты Кутузова и Наполеона, иллюстрации к произведению «Бородино» В. Шевченко, карта Бородинского сражения, репродукции фрагментов панорамы Ф. А. Рубо «Бородинское сражение», репродукция картины В. В. Верещагина «Конец Бородинского сражения». Запись Чайковского «Увертюра 1812 года».

    ХОД УРОКА

    1. Вступление. Слово учителя литературы.

    Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.  

    В сентябре следующего года наша страна будет отмечать 200-летие Бородинской битвы. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что это было за сражение, чем оно знаменательно для России, какое отражение нашло в литературе и живописи.  Вместе со мной урок будет вести  Тамара Ивановна – учитель истории.

    1. Слово учителю истории.

        Наш великий народ имеет многовековую историю.  Много раз нам приходилось отражать нападение иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. В начале 19 века грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Бонапарт Наполеон, покоривший всю Европу, направил свои войска на Россию(слово учащегося о Наполеоне). В ночь 12 (24) июня 1812 года французские войска переправились через реку Неман и вторглись на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года.  «Не пройдёт и месяца, как мы будем в Москве»,- говорил Наполеон своим солдатам.  Его войска почти в 3 раза превышали численность русской армии, к тому же разделённой на три части вдоль границы государства. Поэтому Наполеон рассчитывал разбить каждую армию поодиночке.  Но его план был сорван. В начале августа 1812 года произошло одно из самых важных сражений под Смоленском. Французы несколько раз штурмовали город и только с третьей попытки они вошли в город, потеряв 20 тыс. солдат. Положение русской армии тоже было трудным. До Москвы оставалось всего 200 вёрст, впереди было генеральное сражение. Именно в эти дни царь Александр I назначил главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова (слово учащегося о Кутузове). Весть об этом молниеносно разнеслась среди солдат. Они любили, уважали и верили Кутузову, между собой солдаты  говорили: «Приехал Кутузов – бить французов».

       Опытный полководец, ученик Суворова, Михаил Илларионович хорошо понимал, что настало время дать генеральное сражение. В 125 км от Москвы на огромном поле близ села Бородино состоялось крупное и самое решающее сражение, которое часто называют битвой гигантов - Бородинская битва.   К этой битве русская армия готовилась очень тщательно. Кутузов приказал построить специальные укрепления – редуты, флеши, продумал расстановку всех войск.

      Тихо было в лагере русской армии накануне боя, все понимали, что завтра предстоит необычный и страшный бой.

        И вот наступило утро 26 августа (7 сентября) 1812 года, рано утром раздались первые артиллерийские залпы – началась Бородинская битва, в которой на поле площадью 49 кв. км – сошлись две огромных силы: войска Наполеона- насчитывали 135 тыс. человек, у Кутузова было 125 тыс. человек. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул…Земля дрожала.. от дыма не было видно даже солнца.

       Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

        Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервене нием - они стремились в Москву. Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивитель ным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Желая сохранить армию, Кутузов принял решение отступить. Но Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе.

      В донесении царю М. И. Кутузов писал: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».

    1. Работа с произведениями живописи

    Ребята, перед вами иллюстрации двух картин. «Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения»  художника Шепелюка А. М. и «Наполеон на Бородинских высотах» В. Верещагина.

    1. Кто изображён на этих репродукциях?
    2. В какой момент сражения художники запечатлели Наполеона и Кутузова?
    3. Что вы можете сказать о двух главнокомандующих?  Опишите их позы, действия.( Лицо Наполеона мрачно, взор сосредоточен. Не радует императора ход генерального сражения, которого он так страстно желал. Поза Наполеона с угрюмо склонённой головой, со скрещенными на груди руками выражает разочарование, отчуждённость от окружающего.  Кутузов изображён сидящим на лавке, покрытой красным сукном, он в окружении генералов. Обсуждает с ними происходящее на поле боя. Он указывает рукой на поле, отдаёт распоряжения. Кутузов верит в победу, он не разочарован ходом событий)
    4. Чем занято ближайшее окружение Наполеона и Кутузова?
    5. Как одеты французские генералы? (генералы одеты в парадные мундиры. Французы рассчитывали встретить победу над русской армией во всём своём величии. Но им это не удалось).
    6. Какие краски используют художники? (обратите внимание, что сквозь  пелену клубящегося дыма на обоих полотнах светит солнце. Наполеон изображен  на холме, который покрыт цветами. Этот прекрасный кусочек земли, родной природы, которую топчут сапоги вражеских солдат, олицетворяет на картине красоту России. Кутузов изображен так же в свете солнца, пробивающегося сквозь дым. Всё это говорит о непобедимости русского народа, о том , что победа будет за нами).
    1. Физминутка.

    1. Слово учителю литературы.

    Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению – стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это стихотворение было написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года, в стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к родине, к ее истинному защитнику – русскому народу. «Бородино» относится к жанру баллада. Давайте вспомним особенности этого жанра.

    Баллада - лироэпический жанр. Признаки эпоса – изображение событий и людей, признаки лирики – выражение чувств и переживаний автора.

    1. Знакомство с текстом стихотворения. Эвристическая беседа.

    Слушаем аудио запись

    1. Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
    2. Как вы считаете, в чём особенность этой баллады? (Она построена как диалог)
    3. Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ? 

    Старый солдат рассказывает о сражении молодому поколению. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя – это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку.

    1. Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет? 

    Через много лет. Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.

    1. Поэт не даёт описания внешности рассказчика, как вы его себе представляете? (словесное рисование, привлечение иллюстраций)

    Стихотворение написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, дядя Лермонтова, Афанасий Алексеевич Столыпин тоже был участником Бородинской битвы. Лермонтов  много встречался с ветеранами Бородино, однако главный герой его стихотворения, рассказчик – старый солдат остался безымянным.

    1. Какие характерные черты солдата вы заметили? 

    ( простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине.

    1. С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чём он сожалеет? Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
    1. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный персонаж?
    2. Почему Лермонтов доверяет повествование простому русскому солдату?

    (для того, чтобы сделать повествование более достоверным. Он там был, всё видел, пережил. Рассказчик лишь дважды говорит «я», в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит «мы». Герой безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего русского народа).

    1. Что означает фраза «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»?

    По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воеали: войска располагались на «зимних квартирах».

    1. Как солдат говорит о своём командире - полковнике?

    Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам...
    Да, жаль его:
    сражен булатом,
    Он спит в земле сырой.

    1. Как вы понимаете выражение «быть хватом»? «сражен булатом»?

    «быть хватом» значит всё уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполнял все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя горечь, когда он вспоминает солдата. Слова 2сражен булатом2 говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою шпагой.

    1. Какими словами полковник в стихотворении поднял солдат на битву?

    "Ребята! не Москва ль за нами?
     Умремте же под Москвой,
      Как наши братья умирали!"

    1. Найдем в тексте приготовление русских войск к бою. Читаем. Обсуждаем.

         Но тих был наш бивак открытый:
     Кто кивер чистил весь избитый,
     Кто штык точил, ворча сердито,
     Кусая длинный ус.

    1. Как описана картина боя? Как её читать? (с нагнетающей интонацией)

    Французы двинулись, как тучи,
     И всё на наш редут.
     Уланы с пестрыми значками,
     Драгуны с конскими хвостами,
     Все промелькнули перед нам,
     Все побывали тут.

    Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел,
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.

    1. Какие звуки помогают нам услышать бой, свист ядер, звон оружия? (Звуки “з”, “в”, “зж” передают свист, визг ядер и звон холодного оружия)
    2. Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего?
    3. Читаем последнюю строфу. К чему были готовы русские воины? Что означают  слова «вот затрещали барабаны - // и отступили басурманы»?

    Вот смерклось. Были все готовы,
    Заутра бой затеять новый
    И до конца стоять...
    Вот затрещали барабаны -
    И отступили бусурманы.
    Тогда считать мы стали раны,
    Товарищей считать.

    В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимал каждый солдат.

    1. Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?

    Воин жалеет о гибели многих русских людей. После кровопролитного сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.

    1. Словарная работа:

    РЕДУТ - квадратное земляное укрепление на поле боя

    МУСЬЮ - господин

    КАРТЕЧЬ - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями

    ЛАФЕТ - боевой станок пушки

    БИВАК - стоянка войск под открытым небом

    КИВЕР - высокий военный головной убор из твёрдой кожи

    БУЛАТ - оружие из стали особой закалки

    УЛАН, ДРАГУН - солдаты конных полков

    БУСУРМАНЫ - люди другой веры, враги

    ФЛЕШИ - земляные укрепления, из двух фасов длиной 20–30 м каждый, которые образовывали тупой, обращенный вершиной к противнику угол. Ф. устраивались для прикрытия важных направлений и пунктов.

    ФУРАЖ - корм для лошадей

    1. В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

    Основная мысль стихотворения- русские люди не жалеют ничего для победы над врагами. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Из него мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

    1. Групповая работа.

    Цель работы: выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

       Задание: подберите к историческим описаниям строки из текста стихотворения

    Историческая справка

    Строки из стихотворения

    1 группа

    12 июня 1812 года огромная французская армия вторглась  на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. Два месяца русские войска отступали. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение на большом поле.

    Мы долго молча отступали…

    И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.

    2 группа

    Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа - день затишья. Все готовились к тяжёлому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

    Кто кивер чистил весь избитый,
    Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус.

    3 группа

    Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

    Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
    Французы двинулись, как тучи,
    И всё на наш редут.
    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нам,
    Все побывали тут.

    Вам не видать таких сражений!..
    Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел,
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.

    4 группа

    Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери русской армии были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

    Изведал враг в тот день немало…

    Вот затрещали барабаны…

    Когда на то не Божья воля, не отдали б Москвы!

    Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении Лермонтова, полностью совпадают с историческими фактами.

    8.  Игра «Подбери строки к иллюстрации».

    9. Заключительное слово учителя. Звучит  романс «Генералам 1812 года».

     К теме бородинской битвы обращались многие художники и поэты. Так к  столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Российской империи Николая II, художник   Франц Алексеевич Рубо  написал огромное полотно 15 на 115 метров  «Бородинское сражение», расположено в музее «Бородинская панорама».  В 18291834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года построены Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка). Мы, благодарные потомки, не должны забывать о подвиге русского народа, помнить и чтить тех людей, которые положили свои головы на полях сражений.

    1. Итоги урока. Домашнее задание.

    Составить цитатный план стихотворения. Выучить наизусть.

    Приложение к уроку

    Кутузов Михаил Илларионович

    Михаил Кутузов родился в 1745 году в семье военного инженера. Мальчик рос любознательным, трудолюбивым, много читал. Воинский путь начал в русско-турецкой войне, где воевал под командованием Александра Васильевича Суворова. В одном из боёв Кутузов был тяжело ранен в голову. Врачи посчитали рану смертельной, но Кутузов выжил, однако, ослеп на один глаз. Громкую славу Кутузову принесла Отечественная война 1812 года. Царь Александр 1 попросил Кутузова принять командование войсками. Вступив в командование, Кутузов решил дать генеральное сражение на Бородинском поле. Сражение длилось 15 часов, и всё это время Кутузов находился на поле боя. После Бородинского сражения русская армия ещё отступала, но исход войны был предрешён. Вскоре французская армия начала отступать, страна была освобождена. Кутузов получил звание князя Смоленского и награждён орденом Святого Георгия I-ой степени. В годы Великой Отечественной войны в нашей стране был учреждён орден Кутузова, которым награждали  командиров Красной Армии за хорошо разработанный и проведённый план военной операции.


    Наполеон

    Историки называют Наполеона Бонапарта великим корсиканцем, который привлёк к себе внимание всего мира. Родился Наполеон в многодетной семье, и когда ему исполнилось 10 лет, отец определил его в военное училище. Мальчик проявил исключительные способности к математике, много читал, отлично учился по всем предметам, кроме немецкого и французского языков.  Он с детства приучил себя мало  спать, умел делать по службе всё, что приходилось делать любому солдату, всегда подавал пример другим офицерам. Когда ему исполнилось 20 лет, во Франции произошла революция, и он, не раздумывая, перешёл на сторону революционеров. С этого момента для Наполеона начинается «путь к славе». Будучи генералом французской республики, Наполеон неоднократно громил армии, считавшиеся непобедимыми, и завоёвывал всё новые страны.  В 1804 году он стал императором самой большой империи в мире. Его власть в Европе была безграничной. Никто не мог спорить с ним, он всем внушал страх. И только Россия продолжала быть независимой. В 1812 году Наполеон вероломно вторгся на территорию России. В первые месяцы французская армия уверенно продвигалась вперед, но на Бородинском поле, где решалась судьба Отечественной войны, он практически проиграл. Позже в своих воспоминаниях он горько сожалел о своём походе на Россию, и признавался, что война с Россией была ошибкой.

    Задание: подберите к историческим описаниям строки из текста стихотворения

    Историческая справка

    Строки из стихотворения

    1 группа

    12 июня 1812 года огромная французская армия вторглась  на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. Два месяца русские войска отступали. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение на большом поле.

    2 группа

    Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа - день затишья. Все готовились к тяжёлому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

    3 группа

    Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

    4 группа

    Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери русской армии были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».


    Задание: подберите к историческим описаниям строки из текста стихотворения

    Историческая справка

    Строки из стихотворения

    1 группа

    12 июня 1812 года огромная французская армия вторглась  на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. Два месяца русские войска отступали. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение на большом поле.

    2 группа

    Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа - день затишья. Все готовились к тяжёлому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

    3 группа

    Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

    4 группа

    Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери русской армии были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».



    Предварительный просмотр:

    Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

    «Недаром помнит вся Россия»

    Конспект интегрированного урока для 5 класса

    (литература и история)

    Тема урока

    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

    Автор: Гулец Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории  МБОУ СОШ № 13  г. Новосибирска, Заельцовского района.

    Урок проводился совместно с учителем истории Ястрембович Тамарой Ивановной (высшая квалификационная категория)

    Цель урока:

    1. Познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением, рассказать о его значении в ходе Отечественной войны 1812 года;
    2. Познакомить с произведением М. Ю. Лермонтова «Бородино», сопоставить исторические факты с произведением;
    3. Показать взаимосвязь учебных предметов: литературы, истории и изобразительного искусства.

    Список использованной литературы и интернет – источники

    Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995

    Кормилова С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова. М., 1998

    http://veresh.ru/napoleon.php

    http://www.memorandum.ru/1812db/?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

    Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

    Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

    Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....

    Урок литературы "Недаром помнит вся Россия про день Бородина".

    Урок литературы "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" для учащихся 5 класса сопровождается презентацией. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с содержанием стихотворения Лермонтова «Бороди...

    Урок –историческая игра: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

    В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересов...

    Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

    В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

    Внеклассное мероприятие по литературе для 7-ых классов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

    Цели  мероприятия: повышение интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова;  расширение кругозора учащихся;  вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развити...