Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedarom_pomnit_vsya_rossiya_pro_den_borodina.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»                      

                                          Урок-презентация проекта                                                             

Цели: учащиеся должны знать содержание глав, посвящённых изображению Отечественной войны 1812 года; уметь разъяснять основные положения историко-философских взглядов Л.Н.Толстого; понимать композиционную роль философских глав романа; уметь работать с критической статьёй.

Оборудование: аудиозапись «Арии Кутузова» из оперы С.Прокофьева «Война и мир», мультимедийная презентация, видеофрагменты из фильма «Война и мир», тексты романа Л.Толстого «Война и мир», иллюстрации к роману.

                                                              Ход урока 

I.   Вступительное слово учителя.

     Звучит музыкальный эпиграф к уроку – «Ария Кутузова» из оперы Прокофьева «Война и мир».

      - «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну, - говорит князь Андрей Болконский. - …Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их и воровство продовольствия для армии: обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, т.е. дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство… Сойдутся, как завтра на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число ещё прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» (т.III, ч.2, гл.XXV).

       Однако войну 1812 года Толстой видит войной освободительной, а это – святое дело, и устами того же князя Андрея автор говорит: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

II. Защита проекта «Историческая деталь в романе Л. Толстого «Война и мир». 

        Участники проекта знакомят одноклассников с участниками войны 1812 года, показывают на экране портреты героев тех событий: М.Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Тормасова, А.Ермолова, Дохтурова, П.Коновницына, Дорохова, Милорадовича, Н.Раевского, Д.Давыдова, А.Сеславина, А.Тучкова. Рассказывая о Бородинском сражении, приводят воспоминания современников, демонстрируют схемы сражения.

       Зачитываются  избранные страницы из статьи В.Я.Линкова «Человек и  история». Затем идёт обсуждение прочитанного.

- Правильно ли переданы Толстым факты истории; такими ли были исторические детали, которые показаны в романе, в соответствии ли с характером эпохи действуют, мыслят, чувствуют герои романа?

- Как Толстой понимал роль личности в истории и прав ли он?

- Каково отношение Толстого к войнам, а также к чувству патриотизма, которое обостряется во время войны?

III. Философия войны. Аналитическая беседа.

          - Почему Толстой не делит участников войны на нападающих и                     обороняющихся?

          - Берётся ли Толстой найти причину войны? Почему?

          - Ждали ли русские войны? Как готовился к ней царь?

            На экране слова Толстого, сказанные им в «Севастопольских рассказах»: «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут люди принять эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого».

          - Как называет это чувство Толстой в романе «Война и мир»?

          - В каких эпизодах наиболее ярко показаны проявления этого чувства? Каким героям оно свойственно в наибольшей степени?

          - Кто из главных героев романа приобщается к нему только во время Отечественной войны 1812 года?

IV.      Анализ эпизода «Бородинское сражение».

           - Как вы думаете, почему Бородинское сражение показано в восприятии штатского (Пьера)?

            - Проследите, как меняется направление внимания у Пьера: если в начале сражения Пьер интересовался общим планом сражения, правым и левым флангами, обозревал панораму, то на батарее Раевского он захвачен только тем, что делалось во внутреннем, «как бы семейном» кружке солдат этой батареи. Чем вызвана эта переориентация героя?

           - Как согласуется точка зрения Пьера с взглядами Л.Толстого на движущие силы истории, на причины победы или поражения в войне?

           - Почему князь Андрей убеждён в предстоящей победе русских под Бородином? Случайно ли, что его слова горячо поддерживает капитан Тимохин (своеобразный        двойник Тушина)?

            - Во всём ли вы согласны с высказываниями князя Андрея? В чём сила и в чём слабость его позиции?

V.  Обобщение.

          - Какими красками рисуется Толстым начало сражения?

           - Как меняется бородинский пейзаж в конце сражения? Что хотел сказать автор этим приёмом?

           - Что говорит Толстой об итогах Бородина? Почему русские не сделали последнего усилия, чтобы разбить французов, а французы не стали наступать?

VI.      Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «Каково ваше отношение к войнам?» (личностная позиция).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"

Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...

Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...

Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...