"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"
классный час (7 класс) по теме

Михайлова Татьяна Анатольевна

Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается презентацией (номера слайдов расписаны по ходу часа). Презентация содержит портреты героев Отечественной войны 1812 года, карты. Второй этап классного час также сопровождается презентацией, где даны вопросы и ответы (содержат фотографии) . Игра интерактивная, состоит из 4 тем. Стоимость вопросов указана. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nedarom_pomnit_vsya_rossiya_pro_den_borodina_konkurs.zip2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия"

Детская организация «ДОШиК»

МОУ «СОШ с.Мироновка Питерского района Саратовской области»

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

(классный час)

Автор: Старшая вожатая 1 квалификационной категории

Михайлова Татьяна Анатольевна

МОУ «СОШ с.Мироновка Питерского района

Саратовской области»

2012

Вожатая: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим об истории нашего народа, Родины. Все вы знаете, что этот год объявлен годом истории, что в этом году вся страна отмечает 200-летие Бородинского сражения. Пожалуй, не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не знал об этом историческом событии.

Ведущий: - Что вы, ребята,  можете рассказать об этом сражении?

/ответы учащихся/

- Действительно, это сражение произошло в 1812 году, если быть точным, то 26 августа (7 сентября). И как вы правильно сказали, русскими войсками командовал Михаил Илларионович Кутузов-Смоленский (Голенищев –Кутузов)

Вожатая: Но ведь очень много русских полководцев, генералов и просто солдат совершали свой подвиг в этой битве.

Ведущий: И сейчас мы представляем вашему вниманию исторический экскурс в Бородинское сражение. А поможет нам его совершить М.Ю.Лермонтов.

(Ученик старших классов в стилизованной одежде 19 века. Он сидит за столом с пером и рукописным текстом в руке, и читает текст  стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»)

Слайд № 1

1 чтец: - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

- Да, были люди наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москву!

1 экскурсовод: (Слайд №2) Итак, 24-30 июня 1812 года вся «великая армия» перешла границу России. Хотя точная дата начала военных действий с Францией была неизвестна, вторжение в Россию не было неожиданным. Началась  Отечественная война как-то очень странно – французская армия почти без боёв продвигалась в глубь страны, а русская армия отступала. (Слайд №3)Первое крупное сражение произошло только 9-10 июля 1812 года у местечка Мир на минском направлении, уже в 250 километрах от русской границы.

Первая осечка у Наполеона случилась у села Красного 14 августа 1812 года. Здесь на 27-ю пехотную дивизию генерала Д.П.Неверовского с приданным ей воинским кавалерийскими и артиллерийскими командами Оленина и Лесли (всего около 7 тысяч человек и 14 пушек) обрушилась армада из 5 пехотных и трёх кавалерийских корпусов всей  «великой армии», не считая наполеоновской гвардии. Любой европейский генерал либо немедленно отступал без боя, либо сдался бы на милость победителю. Но только не в России. Наполеон был поражен мужеством молодых русских солдат, когда ему доложили о русских потерях: 7 пушек, 800 раненых пленных и 1500 убитых.

2 экскурсовод: (Слайд №4)16-17 августа 1812 года развернулась битва за Смоленск.  Сражение началось в 7 часов утра. Маршал Ней рассчитывал на лёгкую победу. Дважды Ней  бросал своих гренадёров на штурм стен, и оба раза французы откатывались назад. 180 тыс. «великой армии» у Смоленска противостояло 110 тыс. русских войск. Со времени вторжения  в Россию битва у Смоленска оказалась самой кровопролитной для французов.

Смоленское сражение 14-19 августа 1812 года имело далеко идущие последствия. Это сражение выявило новую серьёзную силу – русское народное ополчение.

1 чтец: Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы?  На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветлило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

3 экскурсовод: (Слайд №5) Село Бородино находится в 12 километрах к западу от Можайска и в 110 километрах к западу от Москвы.  Его и выбрал для генерального сражения главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов. На Бородинском поле русская армия могла преградить французам две дороги, идущие параллельно от Смоленска на Москву. Пересечённая местность, реки, ручьи и овраги могли затруднить маневры противника и облегчить оборону русским войскам, занявшим господствующие высоты. (Слайд № 6) Позиции русских войск растянулись на 10 километров по фронту и до 5 километров в глубь местности. Правый фланг был прикрыт обрывистым берегом реки Колоча. В центре на Курганной высоте был оборудован редут (сооружение из земли и брёвен) для батареи на 18 орудий. Слева, у деревни Шевардино, был большой холм. Этот участок оборонял корпус Н.Н.Раевского.(Слайд №7)

(Слайд №8)Войска, оборонявшие правый фланг и центр, входили в состав 1-й Западной армии М.Б.Барклая-де-Толли. Левый фланг, близ деревни Семёновское, был самым уязвимым, поэтому здесь начали возводить Семёновские флеши – земляные укрепления на 36 орудий.  (Слайд №9) Левое крыло русских  от Курганной батареи до Утицкого леса обороняли войска, входившие в состав 2-й Западной армии П.И.Багратиона. (Слайд № 10)

2 экскурсовод: На краю левого фланга на старой Смоленской дороге разместился 3-й пехотный корпус генерала Н.А.Тучкова – это был резерв.

Общая численность русской армии составляла 115 тыс.солдат регулярной армии при 640 орудиях, 11 тыс. казаков и 28,5 тыс. плоховооружённых и необученных ополченцев.

Наполеон 1 перед битвой располагал армией в 134 тыс. человек при 587 орудиях.

Бородинское сражение длилось 12 часов. Его итоги до сих пор вызывают споры у историков разных стран. По материалам Военно-учёного архива Главного штаба России, русская армия потеряла убитыми и ранеными 45,6 тыс. человек. Французы по данным архива военного министерства Франции, потеряли 28 тыс. человек.  Русская армия потеряла 28 генералов, французская – 47. Современные историки считают, что у Бородино погибло от 30 до 40 тыс. русских.

1 чтец: Ну, ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи.

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

4 экскурсовод: (Слайд №11)Французской армией командовал Наполеон 1 Бонапарт- французский государственный деятель и полководец, первый консул Французской республики, император Франции. В Бородинском сражении участвовал ряд французских полководцев и генералов. Но главные события развернулись у Семёновских флешей и Курганной батареи (батареи Раевского). (Слайд №12) Французская пехота и кавалерия, входившая в корпуса маршалов  Луи Никола Даву (командовал 1 корпусом, потерпел поражение под Вязьмой, затем – под Красным), Мишеля Нея (командовал 3-им армейским корпусом, отличился в сражениях при Смоленске и при Бородино, получил титул князя Московского) и Иоахима Мюрата ( маршал, король Неаполя, зять Наполеона), четырежды атаковали флеши. Польский корпус генерала И.Понятковского попытался окружить русский левый фланг, но корпус генерала  Николая Алексеевича Тучкова устоял. (Слайд № 13) В бою погибли генералы братья  Александр Алексеевич и Николай Алексеевич Тучковы.

1 чтец: Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

5 экскурсовод: (Слайд №14) 13 сентября 1812 года русская армия подошла к Москве. Французы были в 10-12 километрах от Москвы. Вечером 13 сентября в избе крестьянина Фролова в деревне Фили М.И.Кутузов собрал военный совет армии в составе М.Б.Барклай-де-Толли, Д.С.Дохтурова, А.П.Ермолова, А.И.Остерман-Толстого, Ф.П.Уварова,П.П. Коновницына, К.Ф.Толя, П.С.Кайсарова и Н.Н.Раевского. Вопрос – «Ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения?».

Вся тяжесть решения легла на плечи Кутузова. «С потерянием Москвы не потеряна ещё Россия и что первою обязанностию поставлен он сберечь армию…» в тот же вечер Кутузов дал приказ об отступлении через Москву.15-16 сентября начался пожар в Москве.

Чем дальше продвигалась наполеоновская армия, тем организованнее становилось сопротивление населения. От пассивных форм сопротивления крестьяне всё чаще переходили к активным, вооружённым. На оккупированной территории даже (Слайд №15) существовали районы, где не было ни французской, ни русской администрации и которые контролировались партизанскими отрядами. Одним из таких отрядов (до 4 тыс. человек) командовал рядовой солдат драгунского кавалерийского полка, входившего в августе 1812 года в арьергард русской армии под командованием генерала Коновницына Еремей Васильевич Четвертаков. Он начал с того, что создал «партизанскую школу». Обучал своих подчинённых элементам верховой езды. Четвертаков за подвиги был награждён знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом, высшей наградой солдат русской армии).

Не редко во главе отрядов становились и простые крестьяне. Например, в Московской губернии действовал большой отряд крестьянина Герасима Курина. За свои самоотверженные действия Герасим Курин получил Георгиевский крест из рук самого М.И.Кутузова.  Это был редчайший  случай награждения невоенного человека, да ещё крепостного мужика.

Что особенно поражало французов, так это участие в партизанском движении женщин. История сохранила до наших дней подвиги старостихи хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии Василисы Кожиной. Она возглавляла партизанский отряд, состоявший из женщин и подростков.

6 экскурсовод: (Слайд №16) Действовали и войсковые партизанские отряды. Один из таких отрядов возглавлял русский военачальник, генерал, в 1812 году полковник, командир Ахтырского гусарского полка Денис Васильевич Давыдов. Одним из самых крупных отрядов (4 кавалерийских полка) командовал генерал Иван Семёнович Дорохов. Крупной операцией отряда Дорохова явился разгром французского гарнизона в городе Верея 19 сентября 1812 года.

Ведущий: (Слайд №17)  Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. 7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы.. отступление французской армии сопровождалось непрерывными налётами  и ударами казаков, летучих кавалерийских отрядов, партизан. (Слайд №18) 12-17 ноября во время переправы через реку Березина «Великая армия» потеряла 45-50 тыс.человек и практически перестала существовать.14 декабря последний французский отряд под командованием маршала М.Нея перешёл через Неман на прусский берег. Именно этот день, 14 декабря, считается днём окончания Отечественной войны 1812 года.

Вожатая: (Слайд №19) Сейчас я предлагаю вам закрепить знания о Бородинском сражении и сыграть в игру «Своя игра» «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

Ведущая: Предлагаю всем разделиться на 4 команды за игровые столы, а жюри занять свое место.  Послушаем правила  игры.

( Правила игры такие же, как и в телевизионной игре)

«Вам не видать таких сражений…»

10 – генеральное сражение Отечественной войны 1812 года произошло…

/26 августа (7 сентября) 1812 года/

20 – сколько часов продолжалась Бородинская битва? (12 часов)

30 – общая численность русской армии в Бородинском сражении составляла… (115 тыс.солдат+640 орудий)

40 – общая численность французской армии в Бородинском сражении составляла…(134 тыс.солдат+587 орудий)

50 – потери русской армии в Бородинском сражении составили…(45,6 тыс.человек)

«Мы долго молча отступали…»

10- первая крупная стычка случилась у местечка Мир. Когда? (9-10 июля 1812 года)

20 – Бой при Красном состоялся …(14 августа 1812 года)

30 – битва за Смоленск проходила…(16-17 августа 1812)

40 – этот день считается днём окончания Отечественной войны 1812 года

        (14 декабря 1812)

50 -  «Великая армия» Наполеона перешла границу России …(22-30 июня 1812 года)

«Да, были люди в наше время…»

10 -  он стал инициатором создания подвижных конных партизанских команд. Ещё он известен как поэт-партизан. Русский военачальник, генерал. В 1812 году полковник, командир Ахтырского гусарского полка. (Денис Давыдов)

20 – он командовал крупным отрядом войсковых партизан (4 кавалерийских полка). Генерал. Крупной операцией отряда является разгром французского гарнизона в городе Верея 19 сентября 1812 года. (Дорохов)

30 -  старостиха хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Командовала партизанским отрядом, состоявшим из подростков и женщин. (Василиса Кожина)

40 – рядовой солдат драгунского кавалерийского полка. Его прозвище «четвертак». За подвиги награждён Георгиевским крестом. Он создавал «партизанскую школу», командовал партизанским отрядом. (Еремей Четвертаков)

50 – руководил крестьянским партизанским отрядом в Московской губернии. За самоотверженные действия получил Георгиевский крест из рук самого Кутузова. (Герасим Курин)

«Полковник наш рождён был хватом…»

10 – В 1812 году ему шёл 67-й год. Он находился на отдыхе. Ученик и сподвижник А.В.Суворова. 12 июля 1812 года его пригласили на секретное заседание комитета министров и попросили возглавить оборону столицы. (Михаил Илларионович Кутузов- Смоленский (Голенищев –Кутузов)

20 – выдающийся русский полководец, генерал. В 1812 году – главнокомандующий 2 –ой Западной армии. (Багратион Пётр Иванович)

30 – выдающийся русский полководец, генерал. В 1812 году – военный министр и главнокомандующий 1-й Западной армии. В 1814 году за взятие Парижа получил чин генерал-фельд-маршала. (Михаил Богданович Барклай-де-Толли)

40 – Русский военачальник, генерал. Погиб во время одной из неприятельских атак на Багратионовы флеши. Со знаменем в руках он пытался остановить отступающих солдат Ревельского полка,  и был разорван картечным снарядом. Сам он происходил из семьи военных, отличившихся во время Отечественной войны 1812 года. Их было 5 братьев. (Александр Алексеевич Тучков)

50 – в центре русской позиции на Курганной высоте был оборудован редут для батареи на 18 орудий. Этот участок оборонял корпус генерала, чьё имя вы должны назвать. В последствии эту батарею стали называть его именем. Он был женат на внучке М.В.Ломоносова. ( Николай Николаевич Раевский)

1 чтец: Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Ведущий: Пришло время подвести итоги нашего часа. Сегодня мы с вами познакомились более подробно с историей Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую  и славную историю, что вы – часть этой истории. Вам предстоит строить новую Россию, приумножать её славу, быть достойными многовековой истории и подвигов наших предков.

Вожатая: Наш классный час окончен. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Примечание: можно, если позволяет время,  включить и такой раздел игры.

«Французы двинулись, как тучи…»

10 -  он в 1804 году стал императором Франции, а в 1812 году перешёл границу России во главе «Великой армии» ( Наполеон 1 Бонапарт)

20 – французский полководец, маршал. Участник кампании 1812 года. Потерпел поражение в сражении под Вязьмой, затем под Красным. Людовик 18 сделал его пэром Франции в 1819 году (Даву)

30 -  французский военачальник, маршал с 1804 года. В 1812 году отличился в сражении при Смоленске и при Бородино, получил титул князя Московского. (Ней)

40 – маршал был женат на сестре Наполеона. Он был назначен королём Неаполя. 15 июля 1812 года был назначен главнокомандующим северной группировкой французских корпусов. (Мюрат)

50 – в состав французской армии входил польский корпус генерала, который попытался окружить русский левый фланг, но корпус генерала Тучкова устоял. В этом бою погибли братья генералы Н. и А. Тучковы. (Понятовский)

Литература

1. Школьная энциклопедия «Руссика».

История России.18-19 вв. – М.:Олма-Пресс Образование,2003.

2. Школьная энциклопедия «Руссика».

Новое время. 19 в. – М.:Олма-Пресс Образование, 2003.

3. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года: Кн. Для учащихся

ст.классов сред. школы. – М.: Просвещение, 1988.

4. Зырянов П.Н. История России, XIX в.: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...

Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Игра для 8-х классов

Внеклассное мероприятие по истории, имеющее своей  целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по  Отечественной войне 1812 года. Может быть использовано в 8-9-х классах....

Урок –историческая игра: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересов...