Урок литературы "Недаром помнит вся Россия про день Бородина".
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Андреева Лариса Николаевна

Урок литературы "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" для учащихся 5 класса сопровождается презентацией. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с содержанием стихотворения Лермонтова «Бородино». 2. Развивать устную речь и навыки художественного анализа стихотворения. 3. Воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literatury_v_5_klasse.zip692.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 5 классе

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с содержанием стихотворения Лермонтова «Бородино».
  2. Развивать устную речь и навыки художественного анализа стихотворения.
  3. Воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому страны.

Оборудование: презентация, диафильм «Бородино», видеопроектор, экран.

Ход урока:

  1. Слово учителя с элементами беседы.
  1. Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

/детьми, успехами, достижениями/.

  1. А бывает ли так, когда что-то является предметом гордости всего народа?  

/да, какие-либо воинские победы, подвиг народа во время войны/.

      Сегодня мы с вами будем говорить об одном из таких событий, Бородинском сражении, о том, как оно отображено в стихотворении замечательного поэта М.Ю.Лермонтова.

        Запишем тему урока (слайд 1) и послушаем рассказ о поэте (слайд 2).

(Заранее подготовленный ученик раасказывает о жизни и творчестве поэта). Примерное содержание выступления:

        М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году. Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

        Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всего любил творчество  Пушкина, рано начал сочинять стихи. Кроме того, умел прекрасно рисовать.

       М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, особенно его привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

       Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году. За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.       Стихотворение “Бородино” – первое напечатанное произведение  Лермонтова. Он  пишет его в 1837 году, к 25 годовщине Бородинской битвы. Поскольку Лермонтов был человеком военным, ему приходилось встречаться с солдатами-ветеранами войны 1812 года, слушать их воспоминания. Так возник замысел написать произведение “Бородино”.

         -  А что вы знаете о Бородинском сражении? (ответы детей)

          Дополнение учителя:

       Летом 1812 года французская армия во главе с Наполеоном (слайд 3) напала на Россию. Наша армия долго отступала, потому что не была готова к войне. Полководец Кутузов (слайд 4) искал подходящее место для генерального сражения, чтобы сразить французскую армию. И вот такое место нашли. Это было большое поле около села Бородино, которое находится в 124 километрах от Москвы. На Бородинском поле  7 сентября 1812 года  состоялось кровопролитное сражение.  200 лет прошло с тех пор, как наша армия во главе с великим полководцем Кутузовым одержала победу в Бородинском сражении. Долгих 15 часов длилась битва, всё поле было завалено убитыми и ранеными. Но бой продолжался. Вот что вспоминает об этом один из участников сражения (слайд 5):  «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью, раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…». А Кутузов назвал эту битву “Вечным памятником мужеству и отличной храбрости российских воинов”.

  1. Как вы думаете, почему наши солдаты и офицеры стояли насмерть?

(отступать было некуда, дальше была Москва).

  1. Словарная работа.

      В стихотворении очень много непонятных для вас слов. В основном это слова военной терминологии. Давайте определим их значение. (Слайды 6,7,8)

Редут- (франц.) –квадратное земляное  укрепление на поле боя.

Мусью – ( разг. нар.): мсье, месье  - (франц.)  сударь, государь.

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.

Лафет – боевой снаряд, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак – стоянка войск под открытым небом.

Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.

Булат –оружие из булатной стали, стали особой закалки.

Улан, драгун – солдаты конных полков.

Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь – враги.

  1. Прослушивание стихотворения.

Озвученный диафильм «Бородино». Читает актёр Казаков.

  1. Беседа по тексту:
  1. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

(Чувство гордости за свой народ, жалости к погибшим воинам и их близким, восхищения смелостью героев битвы).

  1. Как построено стихотворение? (В форме диалога и монолога).
  2. Кто участвует в разговоре? (Молодой солдат и старый солдат, участник битвы).
  3. Каким вы себе представляете старого солдата? Дайте его словесный портрет. Седина в волосах, пушистые усы, морщины на лице, возможно, есть шрамы на лице, сильные, загрубелые руки, добрые глаза).
  4. Какие черты характера увидели вы в рассказчике?

(простодушие, доброта, благородство, стойкость, большая сила воли, готовность отдать жизнь за Родину).

  1. В стихотворении «Бородино» впервые в литературе историческое событие увидено глазами рядового воина. Как вы думаете, с какой целью автор доверил рассказ об историческом событии рядовому солдату?

 (Он был на поле боя, видел всё своими глазами не с командного пункта, а изнутри, и поэтому его рассказ достоверен. Читатель понимает, что это всё правда. Он рассказывает простым, понятным всем языком).

  1. Исследовательская работа.

    Но всё ли, рассказанное солдатом, правда? Сейчас мы с вами постараемся выяснить это и определим,  насколько верно Лермонтов изобразил в стихотворении события Бородинского сражения. Для этого на партах у вас лежат таблицы с цитатами из исторической справки по Бородинскому сражению. Вам нужно вписать во второй столбец цитаты из стихотворения, соответствующие цитатам из исторической справки.

Таблица.

№ п/п

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

1.

После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве.

Мы долго молча отступали…

2.

3 сентября (22 августа) армия  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

И вот нашли большое поле…

3.

 Бой 5 сентября (24 августа) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона

Два дня мы были в перестрелке

4.

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Прилёг вздремнуть я у лафета…

5.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Ну ж был денёк!...

6.

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Вам не видать таких сражений…

7.

Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Вот затрещали барабаны/ И отступили басурманы.

Сделаем вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

       Но мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел. Давайте подумаем, где в стихотворении может быть вымысел?   (Ответы детей). 

  1. Работа с текстом.

  1. Мог ли Лермонтов знать о настроении, мыслях, чувствах героев  или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).
  2.  Найдите слова, с которых рассказчик начинает свой ответ. Зачитайте их. С каким чувством он говорит о тех, рядом с кем воевал?

(Он с гордостью говорит о славных  воинах-богатырях, участниках Бородинского сражения, и сравнивает их с «нынешним племенем»).

  1. Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?

(Они испытали чувство радости. Оно выражено в строчках «Есть разгуляться где на воле!»)

  1. Как вы думаете, почему «ликовал француз»?

(Они рассчитывали на быструю и лёгкую победу, потому что привыкли побеждать).

  1. А как вели себя перед боем наши солдаты и сам рассказчик?

(7 строфа, солдаты  готовились к бою, в их лагере была тишина, рассказчик дремал у лафета, они настраивались на бой и, наверное, каждый переживал о том, смогут ли завтра одержать победу, смогут ли отстоять Москву).

  1. Согласны ли вы с тем, что участники битвы были богатырями, т.е. настоящими героями? Докажите своё мнение примерами из текста.

(Со слов «Вам не видать таких сражений…» до слов «Слились в протяжный вой…»).

  1. Какие строчки говорят о верности и преданности русских солдат?

(«И умереть мы обещали/ И клятву верности сдержали/ Мы в Бородинский бой», «Уж мы пойдём ломить стеною,/ Уж постоим мы головою/ За родину свою!»).

  1. В стихотворении старый солдат, рассказывая о битве,  почти всегда говорит «мы», а не «я». Как вы думаете, почему?

 (Он говорит от имени народа и передаёт чувства всего народа).

Сделаем вывод: В стихотворении автор передаёт настроение и героев, и мы   переживаем те же чувства, что и солдаты.

  1. Заключение.

     Вернёмся к названию нашего урока: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» и попробуем ответить на вопрос: «Почему помнит российский народ  про день Бородина?».

(Это не просто великое историческое событие, это бессмертный подвиг, который совершил  народ).

    А само стихотворение Лермонтова «Бородино» является своего рода автобиографией народного подвига. Прошло уже 200 лет, но произведение по-прежнему актуально и будет таковым всегда, потому что память о народном подвиге на Бородинском поле вечно будет жить в сердцах людей.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....

Урок –историческая игра: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересов...

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...