Разработка интегрированного урока "Обществознание + экономика"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Урок « Роль государства в экономике»
 

Тип урока: комбинированный, 10 класс.
 

Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №1 им. Д. Комарова

Разработка урока
(интегрированный урок:

экономика + обществознание)
«Роль государства в экономике»

Выполнила
учитель обществознания

Козлова И. В





                                                             
г. Шахунья
                                                      2012 г.

Урок « Роль государства в экономике»

Тип урока: комбинированный, 10 класс.

Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику

Задачи уроки:
1.Образовательные
а) знать историю эволюции представлений о роли государства в экономике;
б)знать различные варианты государственного воздействия  на экономику;
в) знать специфику деятельности государства как экономического субъекта
2.Развивающие:
а)содействовать познавательной активности учащихся
б)умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
в)формировать навык парной и групповой работы
3.Воспитательные:
экономическая и интеллектуальная культура, воспитание интереса к экономике

Методы обучения:

словесные методы (вводная беседа, рассказ, объяснение, индивидуальная и фронтальная беседа)
практические: тренировочные, устные, письменные упражнения.

Оборудование: 1. Учебник Л.Н. Боголюбов  «Обществознание» Москва  «Просвещение» 2006 г.  2. Презентация
Понятийный аппарат:  меркантилизм, налоги, методы государственного  регулирования.

План урока:

1.История эволюции представлений о роли государства в экономике

  а) меркантилизм
 б) классическая теория
 в) кейнсианская теория

  г) неоклассическая теория


2. Функции государства в экономике
3. Методы государственного воздействия на рынок
4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства

Вводная беседа учителя:

Актуализация знаний учащихся.
Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю. Меркантилизм 17 века (опережающее задание ученику)
1-ый ученик: Экономическая школа меркантилистов провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. Меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

2-ой ученик: Ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита «  Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал , что « свободная игра рыночных сил», создает гармоничное устройство.  Государство должно обеспечивать безопасность жизни человека, разрешать споры; Адам Смит  доказывал, что стремление предпринимателя к достижению частных интересов является главной движущей силой экономического развития. Он доказывал, что должны быть гарантированы экономические свободы для предпринимателей, свобода конкуренции , свобода торговли.

3-й ученик: В 30е годы ХХ века в США произошел глубокий спад экономики.  Дж. Кейнс выдвинул теорию вмешательства государства в экономику в период спада. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса. Это можно делать несколькими инструментами:
а) гибкая кредитно-денежная политика, которая стимулирует спрос и рост занятости населения
б) с помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные  предприятия. Это уменьшит безработицу и снимет социальную напряженность.
в) создание государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий.

4-ый ученик: Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70 годы ХХ века появилась  неоклассическая теория: отказ от воздействия на воспроизводство через спрос, использование косвенных мер воздействия на предложение. Экономический рост рассматривается как функция накопления капитала. А государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала. Согласно этой теории осуществляются антиинфляционные меры и налоговые льготы  предпринимателям.

Задание для учащихся:
найдите в учебнике функции государства в экономике стр. 128-129 .

Какие выводы вы сделаете?  Запишите их в тетради:
1. Создание правовой основы для принятия экономических решений (Законы для предпринимателей, определение прав и обязанностей государства и бизнеса)
2. Стабилизация  экономики. Кредитно-денежная  и бюджетно-налоговая системы используются для преодоления спада в экономике, для сглаживания инфляции, для снижения безработицы.
3. Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор.
4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии через перераспределение  доходов.
5. Антимонопольная деятельность государства.

Воздействие на размещение ресурсов через систему налогов и субсидий. Государство воздействует на производство общественных благ и услуг

( субсидии в сфере искусства, образования, науки)
Как государство воздействует на рынок? (Опережающее задание на составление схем ---дома)

Схема №1 (ученик)

Причины государственного регулирования

Создание правовых, финансовых социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики

Минимизация негативных последствий экономики

Обеспечение социальной защиты населения, которое в конкретной экономической ситуации становится   уязвимым

        

Схема № 2(ученик)

Государственное стимулирование отраслей  экономики 

Формирование государственного заказа (обороноспособности, здоровья населения)

Государственная закупка

Создание определенных программ развития экономики

Методы государственного регулирования :
- прямое регулирование:
а) административное регулирование (лицензирование, контроль за ценами и т.д.)
б) правовое регулирование (разработка законов)
в) антимонопольное законодательство
г) поддержка мелкого и среднего бизнеса
д) экономическое регулирование – государственные заказы, развитие государственного сектора в экономике
- косвенное регулирование:
а) кредитно-денежная (монетарная ) политика
б) бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Вывод:

Государство регулирует

        

косвенно
(мягко)

прямо
(жестко)

4-ый ученик: Главные направления экономической политики:
1. Структурное направление :
а) поддержка важных отраслей промышленности
б) содействие конкуренции и ограничении монополий
в) приватизация
г) производство общественных благ
2. Стабилизационное направление:
а) создание бюджета и сбор налогов
б) денежная эмиссия, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов
3.Фискальное направление:
а) регулирование доходов и расходов бюджета государства
б) обеспечение занятости населения
в) подавление большой инфляции
4.Монетарнаое направление :
-контроль над денежной массой в экономике

Подводим итоги урока. «Мозговой штурм»
Класс делится на 2 группы
1-я: доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны
2-я: доказывает, что экономика должна быть свободная от вмешательства государства

После «мозгового штурма » делаем вывод, что государство должно вмешиваться в рыночную экономику и вызвано это:
1) несовершенством рыночной экономики
2) ограниченностью природных ресурсов
3) охраной порядка и обороноспособностью
4) государство должно заботиться о инвалидах, детях, больных, безработных
5) контролирует опасные технологии
6) принимает меры по защите окружающей среды
7) государство развивает международное сотрудничество

Государственная политика достигает цели тогда, когда она поощряет, а не указывает. Задача государства  удерживать « золотую середину» в сфере влияния на экономику.
«Проверь себя»

1. Назови круг проблем, регулируемых государством  

2.  Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?

3. Нужна ли  рынку «государственная рука»?

4. Какие налоги платят граждане?

5. Как можно уменьшить дефицит государственного бюджета?  

   На эти вопросы учащиеся отвечают письменно

Д/з:  параграф 12
творческое задание:
Оценить по газетным публикациям роль государства в экономике.
или описать ситуацию, когда государство оказалось исключенным из сферы экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (экономика-география).

Тема урока: "Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период".  Познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – нарушением рыночного механизма под воздействием нец...

методическая разработка интегрированного урока по учбной дисциплине "Информационые технологии в профессиональной деятельности" и "Экономика" по специальности Туризм

Методическая разработка включает в себя определение Точки бзубыточности по реализации турпродуктов в туристическом бизнесе. Экономическая задача решается с помощью информационных технологий и применен...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка. Интегрированный урок обществознания (экономики) и английского языка по теме: "Деньги"

Класс: 11 АОсновной метод – защита презентацийТип урока - обобщение и закрепление знаний по теме “Деньги”Цель урока - Использование метапредметных связей в обучении обществознанию (экономики) для сове...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»

Методическая разработка интегрированного  урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»По теме &la...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе: «Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе:«Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»...

Методическая разработка интегрированного урока по экономике и краеведению "Бизнес-проект для развития родного края"

Целью урока является содействовие усвоению обучающимися сведений об историческом, экономическом и культурном развитии Кяхтинского района....