методическая разработка интегрированного урока по учбной дисциплине "Информационые технологии в профессиональной деятельности" и "Экономика" по специальности Туризм
методическая разработка по информатике и икт по теме

Баранцева Валентина Васильевна

Методическая разработка включает в себя определение Точки бзубыточности по реализации турпродуктов в туристическом бизнесе. Экономическая задача решается с помощью информационных технологий и применения прикладного программного обеспечения. Студентам даются указания как нужно отределить точку безубыточности от продажи конкретного тура. В конце работы студенты должны сделать вывод: сколько нужно продать целых турв, чтобы восполнить затраты натур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Нижегородский индустриальный колледж

Проект урока

ТЕМА:

«Решение задач оптимизации с учетом анализа безубыточности хозяйственной деятельности турфирмы»

Выполнили:
преподаватель информатики и информационных технологий
Баранцева                                                           Валентина Васильевна
преподаватель экономики отрасли Мартынова
Юлия Павловна

2012 год


Тема урока: " Решение задач оптимизации с учетом анализа безубыточности хозяйственной деятельности турфирмы ".

Цели урока:

         Образовательные:

  1. обобщить знания студентов о возможностях компьютерной программы Excel с применением информационных технологий;
  2. обобщить знания студентов о расчете безубыточности производства;
  3. применить информационные технологии для проведения анализа хозяйственной деятельности.

          Развивающие:

  1. развить навыки построения информационной модели для проведения анализа;
  2. развить логическое и творческое мышление;
  3. развить самостоятельность деятельности студентов в выборе способа оптимизации хозяйственной деятельности.

          Воспитательные:

  1. воспитывать добросовестное отношение к учению;
  2. прививать интерес к выбранной профессии;
  3. воспитывать внимательность и любознательность;
  4. воспитывать умение работать в команде.

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Место урока в учебном плане: данный урок последний  в изучении темы информационные технологии и изучении темы индикация эффективности хозяйственной деятельности туристической фирмы.

Программное обеспечение урока:

операционная система MS Windows, прикладная программа  Excel, браузер Internet Explorer, электронный проектор, доска – экран.    
       

Методическое обеспечение урока:

  1. мультимедийная презентация проведения урока;
  2. методическое пособие по выполнению задания;
  3. практическое задание по изучаемому материалу.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

  1. словесной – наглядный  с использованием мультимедийного
    проектора;
  2. поисковый – по характеру познавательной деятельности.

Межпредметные связи: «Информационные технологии», «Экономика отрасли», «Технология тур операторской и тур агентской деятельности»

План урока

№ п/п

Момент урока

Ранжирование во времени (мин)

Организационный момент

2

Мотивационно – целевой  этап

3

Обобщение изученного материала по
дисциплине «Экономика отрасли»

6

Обобщение изученного материала по
дисциплине «Информационные технологии»  в разделе электронные таблицы.      

6

Проверка домашнего задания.

7

Практическая работа по вычислению точки безубыточности разными способами (4 способа).                

40

Анализ результатов работы.

7

Этап рефлексии.

6

Домашнее задание и выставление оценок.

3


  1. Ход урока.

№ п/п урока

Деятельность педагога

Деятельность
студентов

Результативность

  1. Организационный момент.

Преподаватели приветствуют студентов, организуют готовность к  работе на уроке.

Студенты усаживаются  за включенные компьютеры.

Полная готовность к уроку:  активизированное внимание на восприятие материала урока студентами.

  1. Мотивационно – целевой этап.

Преподаватели знакомят с целями урока, мотивируя студентов на урок.

- проанализировать хозяйственную деятельность тур фирмы, найти точку безубыточности производства на основе продажи конкретного тура, при этом использовать созданную в программе Excel информационную модель.

Внимательно слушают, осознавая цели урока.

Мотивация студентов на работу.

  1. Обобщение изученного материала по
    дисциплине «Экономика отрасли»              

Преподаватель задаёт вопросы по прошедшей теме урока, акцентирует внимание на основные моменты  расчёта точки безубыточности и построения графика.

-Что определяет точка безубыточности?

- Какими способами находят точку безубыточности?

- Какой на ваш взгляд самый рациональный способ нахождения точки безубыточности?

- Почему этот способ самый рациональный?

Отвечают на вопросы.

- Точка безубыточно определяет, сколько надо продать продукции, чтобы выйти из убытка.

- Точку безубыточности находят 4 способа:

1. Математический

2. Маржинальный

3. Стоимостной

4. Графический

- Самый рациональный способ нахождения точки безубыточности это графический.

- Этот способ самый рациональный, т.к. он самый наглядный и его можно использовать в презентациях.

Четкое понимание действий, обобщение и рефлексия  пройденного материала.

  1. Обобщение изученного материала по
    дисциплине «Информационные технологии»  в разделе электронные таблицы.      

Повторяется материал, который применяют в работе с программой Excel. Задаются вопросы:

- как ввести формулу в ячейку?

- какая ссылка является относительной?

- какая ссылка является абсолютной?

- чем эти ссылки отличаются?

- что значит отформатировать таблицу?

- как построить диаграмму с несколькими графиками?

Отвечают на вопросы, поясняя.

- формула вводится в ячейку, начиная со знака =, ЛКМ выделяя ячейки, входящие в формулу, заканчивается нажатием клавиши Enter.

- относительная ссылка ставится без знака доллара.

- абсолютная ссылка ставится со знаком доллара.

- отличие абсолютной ссылки то, что при копировании в другие ячейки они не изменяются, относительные изменяются.

- отформатированная таблица имеет границы, информация имеет соответствующее выравнивание.

- диаграмма с несколькими графиками строится по выделенному диапазону в таблице, в который входит несколько столбцов данных.

Идет повторение пройденного материала, приёмов работы в программе Excel. Рефлексия своих знаний и умений.

  1. Проверка домашнего задания.

Устная проверка домашнего задания по 3 турам: по Золотому кольцу, на Байкал, в Сочи. Предлагают представить каждой группе свой тур и его стоимость.

Один студент от группы представитель рассказывает о туре и его стоимости.

Начальные данные по хозяйственной деятельности тур оператора имеет каждая группа, по продаже которой будут определять точку безубыточности.

  1. Практическая работа по вычислению точки безубыточности разными способами (4 способа).  

На основе стоимости своего тура предлагают выполнить практическую работу, методические рекомендации даются каждому студенту в электронном виде, где расчет будет впечатан в документ.

Во время выполнения работы контролируют и при необходимости оказывают помощь  в оформлении отчета по практической работе.

Открывают методическую разработку по экономике. Просматривают практическую работу, при необходимости задают вопросы по непонятным моментам. Затем выполняют работу.

Графический способ выполняют в программе электронных таблиц по методическим рекомендациям.

Понимание задания практической работы и получение результатов в нахождении точки безубыточности хозяйственной деятельности всеми 4 способами.

  1. Анализ результатов работы.

Просят проанализировать полученные результаты во всех случаях и  ответить на вопросы:
какой способ проще, какой способ нагляднее, какой способ можно использовать многократно?

Предлагают сформулировать вывод эффективности и оптимальности их использовании.

Анализируют полученные результаты. Высказывают свое мнение о методах решения поставленной задачи.

Сравниваются все способы решения задачи. Делается вывод студентами о эффективности методов решения по определению точки безубыточности.

  1. Этап рефлексии.                                                        

Преподаватели просят студентов высказать свою точку зрения на урок: что понравилось в ходе урока, что не понравилось, вызвало ли затруднения в работе, были ли опасения и страхи у ребят перед уроком или во время урока, чем понравился такой урок? К беседе привлекают всех студентов.

Студенты высказывают своё мнение, обсуждают и сравнивают урок с обычными уроками.

Осознанность хода урока, темы урока, способов работы анализа хозяйственной деятельности тур фирмы.  

Рефлексия у каждого студента.

  1. Домашнее задание

Задаётся домашнее задание:

- найти определение рентабельности предприятия, себестоимости товара, чистой прибыли. Подумать над вопросом: как это обсчитать с использованием информационных технологий;

- использовать в презентации бизнес плана нахождения точки безубыточности графическим способом.

Сообщаются оценки за урок в электронном виде.

 Записывают домашнее задание.

Просматривают оценки за результаты работы на уроке.

Целенаправленная работа по подготовке к следующему уроку.

Практическая работа по определению точки безубыточности турфирмы.

Математическая форма безубыточности производства.

В качестве первого шага решаем, какое количество продукции необходимо продать, чтобы не понести убыток:

Если обозначим количество путевок, которые должны быть проданы, чтобы не понести убытки, через х, то получим:

Ц * х  =  Спер * х + Спст,   следует

Ц * х  - Спер * х  =  С пст,          где

Х=

Ц – продажная цена

Спер – переменные издержки

Спст  - постоянные издержки

Таким образом, мы нашли точку безубыточности математическим способом.

Метод маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль на единицу продукции определяется как разность между продажной ценой и переменными затратами на единицу продукции:

Мпр = Ц - Спер,          где

Мпр  -  маржинальная прибыль

Ц – продажная цена

Спер – переменные издержки

Спст / Мпр = х

Таким образом, мы нашли точку безубыточности маржинальным способом.

При выражении точки безубыточности в стоимостной оценке в формуле используется не предельная прибыль, а коэффициент предельной прибыли.

Коэффициент предельной прибыли (Кпр) – процентное соотношение, рассчитанное следующим образом:

Кпр = Мпр  / Ц,       где

Мпр  -  маржинальная прибыль

Ц – продажная цена

Точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитывается следующим образом:

Спст  / Кпр,                  где

Спст  - постоянные издержки

Кпр  - коэффициент предельной прибыли

Графический метод.

Выручка

        Линия объема продаж.

        D = Ц * V

        Переменные затраты

                                                                                                           Спер *  V

                                                                                                                                                    Совокупные затраты:  

        Х                                                                    Объем продаж

        

                х – точка безубыточности  

Совокупные затраты определяются по формуле:

С = Спер + Спост,     где

Спер – переменные издержки       Спст  - постоянные издержки

Методические указания по построению информационной модели

«Определение точки безубыточности хозяйственной деятельности»

Создание таблицы:

  1. В А1 ввести Стоимость тура (руб).
  1. В С3 ввести число, означающее стоимость тура.
  2. В А2 ввести Количество проданных туров.
  3. В В2 ввести Выручка от продажи туров.
  4. В С2 ввести Совокупность всех затрат.
  5. В D2 ввести Переменные издержки от количества туров.
  6. Отформатировать ячейки А1, В2, С2, D2 – установить перенос по словам, выравнивание поставить по центру в вертикальном и горизонтальном направлении, установить шрифт Times New Rom, размер символов 12 пунктов, ширина и высота ячеек по усмотрению (не больше 100 пикселей).
  7. Ввести в ячейки начиная с А3 до А20 количество проданных туров начиная с 0 с интервалом в 1 (использовать операцию автозаполнение).
  8. В ячейку В3 ввести формулу, рассчитывающую выручку от продажи туров.
  9.  Скопировать  формулу из ячейки В3 в ячейки столбца В до В20.
  10.  В ячейки с С3 до С20 ввести число, которое показывает совокупность всех затрат на данные туры. Расчет производится по формуле Спер *  V + Собщ (использовать операцию автозаполнение).
  11.  В ячейку D3 ввести формулу, рассчитывающую переменные издержки от количества туров, скопировать ее до D20.
  12.  Отформатировать полученную таблицу (выравнивание, границы).
    Построение диаграммы:
  13.  Построить точечную диаграмму трех графиков на диапазоне ячеек с А3 до D20.
  14.  Отформатировать диаграмму (название, легенда, подпись графиков, красивая заливка).
  15.  Установить основные и промежуточные линии сетки: выделить диаграмму, макет, сетка, вертикальные линии, выбрать основные и промежуточные линии сетки.
  16.  Рассчитать точку пересечения двух графиков и определить число проданных туров для безубыточности продаж предприятием туров.
  17.  Защитить свою модель.

 

Вывод:

Из графика рассчитываем точку пересечения – 8,4.
Результат анализа: После продажи 9 туров предприятие считается безубыточным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока технологии с ИЗО

Интегрированный урок технологии и ИЗО в 6 классе по теме "Изонить"...

Методическая разработка интегрированного урока (черчение-технология)

Данную разработку интеграции (черчение-технология) можно использовать в 8 классе в сотрудничестве с учителем технологии....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности. I курс СПО

Тема урока: Применение информационных технологий графической обработки информации для решения ряда математических задач.Цели урока:1.  Обучающая – сформировать новые знания и умения при решении н...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности. I курс СПО

Тема урока: Применение информационных технологий графической обработки информации для решения ряда математических задач.Цели урока:1.  Обучающая – сформировать новые знания и умения при решении н...

Методическая разработка интегрированного урока "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ"

Интегрированный урок "Международный туризм" (предметные области география и искусство)рекомендую проводить в 10 классе при изучении темы "Мировое хозяйство"...

Методическая разработка интегрированного урока по информатике и технологии в 8 классе. Электричество

Интегрированный урок позоляет применяя знания и навыки, полученные на уроках информатики, использовать в изучении предмета "Технология". На уроке учащимся были предложены разнообразные формы...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»

Методическая разработка интегрированного  урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»По теме &la...