Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Арбузова Оксана Ивановна

Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметных и личностных УУД. Ребята могут проявить не только свои познавательные, но и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_liter.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы по теме

«Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ».

6 класс

Цель

Сформировать представление о жанре рождественского рассказа

Задачи

Образовательные:

-  познакомить учащихся с основными сведениями о Рождестве

- проанализировать образную систему и сюжетную линию  рассказа А.И.Куприна

- объяснить роль пейзажа и портрета в рассказе

- выявить жанрообразующие признаки рождественского рассказа

Развивающие

- научить определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- развивать умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родной культуре; 
- воспитывать чувство прекрасного

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок-исследование

Ресурсы урока

Учебник «Литература. 6 класс. Часть 2» В.Я. Коровиной

Раздаточный материал: карточки для групповой работы, справочный материал о профессоре Пирогове.

Организационная структура урока

Этапы

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Фронтальная

1.Приветственное слово

2. Проверка домашнего задания

Осуществляют навыки самоорганизации; задают вопросы по домашней работе

Метапредметные:
- навыки самоорганизации

2. Вводная часть

Фронтальная

1.Предлагает посмотреть сценку, заранее подготовленную несколькими учениками, и дает задание угадать, какую легенду ребята представляют.

2. Актуализирует знания учащихся о Рождестве:

- Что это за праздник?

- С каким событием он связан?

- Какие обязательные символы и атрибуты праздника вы знаете?

- В каких произведениях русской литературы действие происходит на Рождество?

Специально подготовленные ученики разыгрывают небольшую сценку из библейского сюжета о поклонении волхвов; остальные внимательно смотрят и угадывают легенду.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: знание основ культурного наследия своей страны; развитие образного мышления и творческого подхода к решению задачи;

Предметные: знание основ рождественской традиции и её роль в литературе;

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение

3.Постановка учебных задач.

1. Дает общие сведения о появлении жанра рождественского рассказа:

Произведение, озаглавленное «Святочные рассказы» впервые появилось в русской печати в декабре 1826 года в журнале «Московский телеграф». Его написал издатель журнала Николай Полевой. Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики. Часто в структуру такого рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.

2. Предлагает выделить жанрообразующие черты рождественского рассказа на примере произведения Куприна. Вместе с учащимися составляет план работы.

Внимательно слушают учителя.

Намечают план работы:

 проследить движение сюжета;

проанализировать образную систему рассказа и пространственную организацию;

сформулировать основную мысль

Метапредметные: умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи

4. Подготовительная часть

Групповая

Предлагает разделиться на три группы в зависимости от аспекта изучения(см. Приложение). Каждая группа получает карточку с опорными вопросами.

Работают в группе, отвечая на опорные вопросы.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками ; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Предметные: умение понимать и формулировать тему, идею литературного произведения;

характеризовать его героев, сопоставлять их;

описывать пространственную организацию;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

5. Контроль

Групповая, фронтальная

Предлагает каждой группе представить результаты работы. Организует обсуждение полученных результатов

Учащиеся представляют свой материал в форме связного сообщения. Внимательно слушают друг друга, дополняя или исправляя ответы. Задают вопросы друг другу

Личностные: понимание необходимости развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Предметные: умение делать развернутое сообщение на литературоведческую тему;

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6. Обобщение

Фронтальная

Предлагает сформулировать и записать в тетрадь определение и жанрообразующие признаки рождественского рассказа:

Рожде́ственский или святочный расска́з - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и связанный с традицией празднования Рождества.

Основные черты:

- движение сюжета от безвыходной ситуации к чудесному спасению;

- герои рассказа – дети;

- обязательное событие духовного обновления

- назидательность

Формулируют и записывают в тетрадь определение жанра и его основные признаки.

Предметные: знание специфики рождественского рассказа;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, грамотно  формулировать мысль

7. Подведение итогов

Фронтальная

Объясняет домашнее задание: прочитать рассказ Л.Андреева «Ангелочек» и доказать, что это рождественский рассказ

Что нового вы сегодня узнали? Что в уроке вам понравилось, а что нет?

Что бы вы сделали по-другому? Почему?

Как вы думаете, актуален ли рассказ Куприна в наши дни? Почему?

Записывают домашнее задание; дают оценку своей деятельности

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Приложение 1. Карточки для групповой работы

1 группа

Герои рассказа. Подготовьте связное развернутое сообщение о персонажах, опираясь на вопросы:

  1. Кто является героями рассказа?
  2. В какой ситуации мы впервые встречаемся Гришу и Володю?
  3. В каком «ином» мире живут мальчики?
  4. Какие слова в описании их жилища помогают понять тяжелое положение семьи?
  5. Кто из героев вызывает более сочувствие и почему?
  6. Как семья Мерцаловых оказалась в такой бедственной ситуации? Как вы думаете, почему автор дал героям такую фамилию?
  7. Как герои относятся друг к другу? Как их это характеризует?

2 группа.

Роль пейзажа и портрета в рассказе. Подготовьте связное развернутое сообщение, опираясь на вопросы.

  1. Прочитайте пейзажную зарисовку на с.10. С помощью каких средств Куприн передает красоту зимнего пейзажа? Какие чувства вызывает этот пейзаж у Мерцалова?
  2. Какова роль пейзажа?  Как  описания природы соотносятся с описанием жизни семьи? На каком приеме строится это соотношение?
  3. Какую роль играет портрет самого Мерцалова?  Какие детали в нем вам кажутся наиболее важными?
  4. Как Куприн создает портрет  «чудесного доктора»? Как он появляется в рассказе?
  5. Какие детали указывают на «чудесность» доктора?

3. группа        

 Образ «чудесного доктора». Подготовьте связное развернутое сообщение, опираясь на вопросы.

1. Как герои узнают настоящую фамилию доктора?

2. Почему доктор не называет свою фамилию?

3.  Расскажите о профессоре Пирогове. Чем он известен? Воспользуйтесь материалом для справки.

4. Зачем автор вводит в повествование именно эту историческую личность?

5.  Назовите три качества, которые, на ваш взгляд, наиболее точно отражают сущность доктора? Какие слова использует автор?