Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Рузанова Татьяна Леонидовна

Пояснительная записка

Класс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на контакт как со сверстниками, так и с педагогами. Выбор проведения конкурсного урока в данном классе был сделан  не случайно: ученики данного класса продемонстрировали особое участие в судьбе главных героев произведений В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, Ф. Искандера. Уроки доброты от писателей, чьи повествования велись от лица рассказчика, нашли глубокий отклик в душах детей, вызвали их сопереживание и сочувствие. Дата проведения урока - 15 марта - соответствует дате в календарно-тематическом планировании уроков литературы в 6 классе и является датой Дня рождения писателя, что также обосновывает выбор проведения занятия.

        Урок  по теме  «Уроки французского»   запланирован  и  проведен как итоговый урок осмысления прочитанного. В ходе урока предусматривается  работа над лексическим значением слова, анализ эпизодов, групповая работа. Урок можно использовать как подготовительный к написанию сочинений-рассуждений: учащиеся учатся определять проблему, находить способы ее решения. Использование кейс-метода на уроке дает возможность стимулировать  индивидуальную активность обучающихся, самостоятельность мышления, формировать позитивную мотивацию к обучению, формировать определенные личностные качества и компетенции. Домашнее задание с использованием того же метода (чтение притчи «Учитель, ученик»  и заполнение карты по определению проблемы, способов ее решения)  способствует формированию умений приводить аргументы на основе других произведений.

         Глубокому восприятию произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», его осмыслению способствовал просмотр фрагментов художественного фильма.  С учетом того, что съемку художественного фильма «Уроки французского» курировал сам Валентин Григорьевич, обращение к экранизации при изучении данного произведения закономерно,  так как оба вида искусства – литература и кино – взаимосвязаны и влияют друг на друга. Кино широко пользуется приёмами выделения, найденными литературой. Это портрет, пейзаж, интерьер, деталь. «Крупный план в кино, как и описание в художественном произведении, приближает изображаемое к зрителю, помогает увидеть характер, понять события».

         Учитывая психолого-педагогические особенности восприятия видеоинформации, на уроке анализируются несколько эпизодов (каждый – не более 3 минут) кинофильма. На отбор фрагментов для работы на уроке повлияло  то, какое место занимает эпизод в развитии сюжета, как раскрываются в нём характеры героев, как отражается мастерство писателя, передаются историческая эпоха и жанровое своеобразие. Так,  на данном уроке для просмотра были выбраны следующие фрагменты: «Посылка»,  «Не уехал домой»,  «Избиение»,  «Игра в пристенок». Просмотр фрагмента «Директор вошел» использовался на этапе группового обсуждения с использованием кейс-метода: ребятам было предложено выйти из конфликтной ситуации и инсценировать вариант благополучного разрешения конфликта с применением различных форм проявления добра.

           С целью получения  информации  о знаниях и умениях школьника  используется кейс-метод. На данном уроке каждая из команд заполняет предложенную таблицу, создает  «перечень» жизненных уроков, которые извлёк герой рассказа из описанной ситуации. Организована работа экспертов, которые заполняют оценочные листы с заранее сформированными критериями. Роль экспертов выполняют учащиеся этого же класса.

В последние годы восстанавливается приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими. Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую революцию, которая является обязательным условием установления адекватных отношений между людьми.

Творческий опыт русской классической литературы является своеобразным камертоном для осознания сути тех или иных традиций, для различения подлинных и мнимых ценностей, без чего невозможно отчетливое представление настоящих путей улучшения общественных отношений.

Осмысление этических категорий на уроке литературы является для большинства современных школьников единственной возможностью их осмысления вообще.

И в этом смысле нравственное значение урока литературы трудно переоценить.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Цели деятельности учителя

Показать, какие нравственные проблемы поднимает автор рассказа; попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога; раскрыть содержание понятия духовные ценности, добра; развивать навыки монологической речи, анализ эпизодов

Тип урока

Урок осмысления

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст , уметь извлекать из текста необходимую информацию

Метапредметные:

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения, эффективно разрешать конфликты

Методы и формы обучения

Исследовательский метод; индивидуальная, групповая форма.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-определить содержательные рамки урока

Включение в деловой ритм.

Создание проблемной ситуации.

-Ребята, как вы понимаете, что такое добро?

-Кто для вас является добрым человеком ?

-Как вы понимаете эпиграф к  рассказу

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

(слайд)

Готовятся к работе.

Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы.

Дети приводят примеры из жизни. Делают выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: весёлым, случайным, героическим и т.д.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

-актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

-зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия

Сегодня мы вновь будем говорить о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».

-Первые ассоциации после прочтения заголовка?

-От какого лица ведётся повествование?

-Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?

-Да, детство Распутина было трудным, послевоенным.

-Распутин говорил: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня » (слайд)

-Выскажите своё мнение.

-Кому был посвящён этот рассказ?

-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения?

-Какие чувства испытывает учительница к своему ученику?

(Добро, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание, понимание)

-Каким одним словом можно назвать перечисленные вами качества?

-А что такое нравственность? Подберите антоним.

-Приведите примеры нравственных поступков.

-Сегодня будем говорить о законах нравственности, обсудим поступки героев.

-Сформулируйте тему урока?

Высказывают свое мнение, предполагают наличие долгого вступления

Подготовленный ученик:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

(Ожегов)

(слайд)

Учащиеся анализируют определение Ожегова.

Ученики приводят примеры нравственности.

Анализируя нравственные поступки,  ученики замечают, что учитель изменил отношение к жизни вспыльчивого, обидчивого мальчика, научив его добру

Ребята формулируют тему урока :Уроки доброты

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

3. Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

-организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения

-Назовите главные эпизоды произведения.

-Какую роль играет каждый эпизод?

-Как вы думаете, что нам может дать анализ этих эпизодов? Вообще, какое значение для читателя имеет осмысление поступков героев? (подведение  к тому, что анализ любого произведения дает возможность вынести для себя что-то главное, важное – урок)

-Значение слова «урок»?

-Назовите тех, кто окружал мальчика и давал ему уроки.

-В чем состоит главный урок, преподанный учительницей?

-А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок?

Ученики называют главные эпизоды: главный герой, драка, снова избили, занятия французским, игра в «замеряшки», Лидия Михайловна уехала. Анализируют роль каждого эпизода.

Подготовленный ученик: (Авторский замысел. Идея рассказа, главная мысль. (Индивидуальное задание)Урок значения слова (подобрать к каждому значению пример из текста)

УРО́К, -а, муж.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.

2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.)

Прямое значение: школьная дисциплина и задания на дом.

(Мать,  тетя Надя, ученики: Вадик и Птаха, Тишкин, Лидия Михайловна)

(Урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость)

 (Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закон)

(Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закон)

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог,

регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

4.Определение экспертов, практическая работа в группах с проверкой

Цель:

-показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

-проверить свое

умение применять полученные знания

 

Учитель делит   класс на группы, раздаёт задания

1. Задания для 1 группы: В своей публицистической статье «Уроки доброты» писатель вспоминает, что рассказ «Уроки французского», когда он появился в продаже, помог автору разыскать Лидию Михайловну, его учительницу.         Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, как она ученику отправляла посылку с макаронами.

-Как можно такое забыть?

Перед вами иллюстрации к рассказу художников из нашего класса

-Кто, по-вашему, из ребят  более точно и правдиво изобразил героев?

1.«Какие качества свойственны учителю Лидии Михайловне?»

2. «Какие качества свойственны мальчику?»  

1.  1 группа: 

(Ответ зачитывается в статье «Уроки доброты» 2 обзац со слов «…истинное добро»).

2. 2 группа: работают со статьей учебника «Уроки доброты», предшествующей рассказу. Из этой статьи вы выделите 3 основные законы доброты Распутина. 

Закон - это общественные нормы, правила созданные для нормального существования государства и граждан.

  1.истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

2.добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила

3.добро возвращается добром.

3. 3 группа: Работа с иллюстрациями

4.  4 группа создает такой кластер  о главных героях.

Посовещавшись, напишут и вывесят на доске ответы на 2 вопроса

5.  5 группа  исследует предложенный список свойственных черт характера и отвечают на вопрос почему так считают

Н-р: Учительнице: смелость, так как она готова идти на риск, ради спасения главного героя; благородство – она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т. Используется прием «ловушки»: среди перечисленных черт характера есть несвойственные учительнице и мальчику черты. 

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных

связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

5.Перекрестное обсуждение. Анализ эпизодов

Цель: Проверить умение анализировать, давать характеристику героям

Организация беседы по увиденному:

Назовите эпизоды, в котором мальчик проявил мужество?

- Мы проговорили сейчас, что мальчик проявил мужество в рассказе. А  Лидия Михайловна не проявила мужество?

- Почему Вадик и Птаха избили рассказчика?

- Как Лидия Михайловна отреагировала на то, что мальчик играл на деньги?

- Какие качества учительницы проявляются в данной ситуации?

- Почему эти описания автор поставил рядом?

- Как называется этот прием? (антитеза)

-Во время разговора с учительницей ученик пообещал, что больше не будет играть на деньги.  Почему же он снова пошел на поляну?

-Как отнеслись Птаха и Вадик к новому появлению героя?

-Каким мог бы вырасти герой,  понял такую «доброту» Вадика герой рассказа?

1. Просмотр фрагмента «Посылка»

2. Просмотр фрагмента «Не уехал домой»

3. Просмотр фрагмента «Избиение»

4. Просмотр фрагмента «Игра в пристенок»

1) когда он бежал за машиной;

2) когда его жестоко избивают;

3) после избиения он опять идёт играть в «чику»;

4)отказывается от вкусного ужина, предложенного Лидией Михайловной, будучи голодным;

5)отказывается от посылки с макаронами и гематогеном;

6) терпел голод.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

6.Рефлексия деятельности

Цель:

-оценить результаты собственной деятельности

-Подведём итог. Слово экспертам.

Слово команде экспертов: Нашей целью было понять, как отвечают на вопросы наши товарищи. Умеют ли они анализировать поступки  героев, давать им оценку. Мы считаем, что все команды хорошо с эти справляются. Они  продемонстрировали правильное видение того, что хотел передать нам автор, делают правильные выводы по прочитанному.

Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство

7. Рефлексия деятельности

Цель : Учить формулировать проблему(ы), поставленную(ые) автором в тексте
Отрабатывать способы различения собственного видения проблемы и позицию героя и/или автора текста

-Подведение итогов учителем: умение делать правильные выводы  из прочитанного – это значит услышать то, что хотел донести до нас автор. Мы знаем, что любое литературное произведение рождается тогда, когда у писателя  рождается необходимость что-то донести до своего читателя. По-другому, когда возникает ……

-Что мы называем проблемой?

-Скажите, обозначив перед своим читателем проблему, чего добивается автор?

-Осмысленное чтение – это, прежде всего, умение  формулировать проблему. Такое умение нам необходимо прежде всего, чтобы вынести для  себя главные жизненные уроки. На ЕГЭ вам, будущие выпускники, будет предложено определить проблему, обозначенную автором в предложенном тексте. Вам необходимо будет написать ваше видение решения той или иной проблемы. По окончании нашего урока я открою вам секрет решения любой проблемы, обозначенной автором в тексте. Для этого нам придется хорошо потрудиться.

……………(слово проблема ребята озвучивают самостоятельно).

он добивается решения проблемы, учит решать данную проблему

Отрабатывать способы различения собственного видения проблемы и позицию героя и/или автора текста
Учить создавать собственный текст на основе прочитанного
Планируемые результаты
Метапредметные: 
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; 
овладение приёмами отбора и систематизации материала; 
умение видеть проблемы, поставленные автором в художественном тексте; формулировать свою и авторскую позицию, аргументированно отвечать на поставленный вопрос; 
способность к конструированию предложений;
создание собственного текста
Личностные: 
овладение умением работать в группе;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
умение оценивать свой вклад в коллективную работу;
отношение к книге как духовной ценности
Регулятивные: 
уметь устанавливать аналогии;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; 
формулировать и удерживать учебную задачу
Предметные:
анализировать эпизод, формулировать проблемные вопросы и отвечать на них; 
прослеживать развитие действия;
понимать мотивы поступков героев

8. Физминутка  ( музыка из песни «Дорогою добра»)

9. Кейс-практика.

 Просмотр эпизода  прихода директора Василия  Андреевича в кабиинет во время игры (обсуждение в командах и выступление согласно названию)

                         Итак, мы с вами выяснили, автор любого произведения, прежде всего учит своего читателя решать конфликт, проблему. Сейчас я предложу вам обратиться к известной методике, которая помогает выбрать  свой вариант поведения в конфликтной ситуации, сопоставив представленную модель со стратегией поведения Кеннета Томаса. Наша задача -  найти решение в конфликтной ситуации.

-Скажите, что вам пришлось проявить, чтобы достойно выйти из конфликтной ситуации?

Вывод преподавателя:  Если вы научитесь достойно выходить из конфликта или предупреждать его, с терпимостью и понимание относиться к другим людям, пусть и очень отличающимся от вас, даже несколько "необычным", то это умение вы сможете использовать как в общении с близкими людьми, друзьями, так и в профессиональной деятельности, на работе. 

Первая команда предлагает модель поведения под названием Сочувствие

Вторая команда – Сотрудничество

Третья команда – Компромисс

Четвёртая команда – Избегание

Пятая команда –Поощрение

Обсуждают, предлагают пути выхода из конфликта. Приходят к выводу о том, что каждая команда проявила доро в ситуации.

(сотрадание, понимание, доброту)

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог,

регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

10. Работа в группах  (Приложение №1)

Какие уроки получил мальчик?

Работают с Приложением №!, анализируют эпизоды согласно плану, делают выводы

Мальчик получил следующие уроки: 

Первый урок: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». 
Второй урок: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих. Оправдывай доверие других». 
Третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь. Научись прощать обиды». 
Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся перед теми, кто сильнее тебя». 
Пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей. Помоги человеку в безвыходной ситуации».  

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи.

11. Работа с листами оценивания (Приложение 2)

- Какие же духовные ценности героев нам удалось раскрыть в процессе нашего диалога? Слово экспертам

Слово экспертам: Вывод: Какие же духовные ценности героев нам удалось раскрыть в процессе нашего диалога?

- доброта матери, сестренки и братишки,

- доброта Лидии Михайловны, рассказчика,

- совесть, честность, выносливость, любознательность,

- чувство собственного достоинства, целеустремленность,

- нравственная стойкость, благодарность, гордость,

- умение прощать, чувство ответственности и долга,

- искренность, душевная щедрость  Лидии Михайловны. 

Анализ синквейнов. Обсуждение домашнего задания (анализ притчи «Учитель, ученик») Приложение №3 (текст для анализа),  №4)

Создавать осознанное высказывание в письменной форме

12. Рефлексия

Какой общий вывод можно сделать? Открытие секрета

Заканчивая статью «Уроки доброты», В.Г. Распутин писал: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу  как маленького, так и взрослого читателя». Я хочу вас спросить: легли ли вам на душу уроки юного рассказчика?

А я, как учитель, благодарный ва за вашу любовь к моему предмету – литературе и желающий походить на Лидию Михайловну, вручаю вам эту символичную корзину  яблок -  плодов вашего сегодняшнего труда и  надеюсь, что любые неприятности, проблемы вы обязательно преодолеете, если выберете единственное верное решение – идти дорогою добра.

(раздача яблок)

Делают выводы о том, что решение любой проблемы в добре.

Звучит песня «Иди дорогою добра» в исполнении учащихся

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками,

регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.



Предварительный просмотр:

Приложение 1


Раздаточный материал для работы в группах
Состав группы:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ
Внимательно, вдумчиво прочитайте предложенный текст.
Коротко обменяйтесь информацией о прочитанном (какова ТЕМА

 предложенного эпизода рассказа?)
Сформулируйте проблемы, которые вы смогли выявить в тексте:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

ПРОТИВОРЕЧИЕ – это отношение между двумя явлениями, когда одно полностью исключает другое. Например: семейные фотографии должны сохраняться, а в нашей семье они теряются и портятся.

ПРОБЛЕМА – это противоречие между желаемой и реальной ситуацией. Обычно формулируется в форме вопроса. Например: Как сохранить семейные фотографии?
Назовите причины возникновения проблемы

ПРИЧИНА – это событие или явление, которое неизбежно порождает данную проблему
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Сформулируйте способы решения проблемы (Обратите внимание: любая проблема имеет множество правильных решений). Как решил её герой рассказа?
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

Создайте «перечень» жизненных уроков, которые извлёк герой рассказа из описанной ситуации. Озаглавьте его.
_________________________________________________________________________
 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2


Карта оценки кейсовой практики
0 – критерий не проявляется
1 – критерий проявлен частично
2 – критерий проявлен полностью

№ группы

Выделенная проблема соответствует тематике кейса

Указанные причины соответствуют выделенной проблеме

Предложенные способы позволяют решить проблему

Действия героя определены и сформулированы

Разработанный продукт соответствует плану работы группы



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Домашнее задание

Притча. Учитель, ученик.

Учитель и ученик
-Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет:

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

- И это всё? — недоумённо спросил ученик.

- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых,  пакет слишком тяжёлый, а во-вторых,  картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Приложение 4


ФИО ________________________________________________________________

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ
Внимательно, вдумчиво прочитайте предложенный текст.
Какова  ТЕМА предложенного  рассказа?)
Сформулируйте проблемы, которые вы смогли выявить в тексте:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОТИВОРЕЧИЕ – это отношение между двумя явлениями, когда одно полностью исключает другое. Например: семейные фотографии должны сохраняться, а в нашей семье они теряются и портятся.

ПРОБЛЕМА – это противоречие между желаемой и реальной ситуацией. Обычно формулируется в форме вопроса. Например: Как сохранить семейные фотографии?
Назовите причины возникновения проблемы

ПРИЧИНА – это событие или явление, которое неизбежно порождает данную проблему
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте способы решения проблемы (Обратите внимание: любая проблема имеет множество правильных решений). ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответьте на вопрос: что может быть общего между притчей и рассказом

В. П. Распутина «Уроки французского»? 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"

Презентация подготовлена к уроку литературы по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" по УМК Коровиной В.Я....

Презентация "Уроки доброты"( по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского")

Цель данной презентации-показать, какое значение имеет в жизни доброта....

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...

Ссылки на видеоматериал к урокам доброты по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

https://youtu.be/shZFW4KQS1chttps://youtu.be/pLGvdWEUSdMhttps://youtu.be/bN7SC5edZgQhttps://youtu.be/pz_oGZCp9dIhttps://youtu.be/948klps114ghttps://youtu.be/9U4CCMM2mo8https://youtu.be/LO6ciRYGGvI...

Тема урока: «Уроки доброты» по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».

На уроке рассматриваются нравственные вопросы: доброты, понимания, отзывчивости на примере образа учительницы мы должны понимать детей, когда они находятся в трудной ситуации, помогать им....