"Уроки доброты" в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Пономарева Екатерина Алексеевна

Открытый урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc58.5 КБ
Office presentation icon uroki_dobroty.ppt105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 общеобразовательном классе по УМК под ред. Г.И.Беленького по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Согласно типологии ФГОС это урок открытия нового знания. Согласно программе на изучение рассказа отводится 3 академических часа. Наш сегодняшний урок – второй в системе уроков, посвященных этому произведению.

«Уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

Цели урока: 

 образовательные:

1) познакомить с биографической основой рассказа  В. Г. Распутина  «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Формы и методы:

  1. Фронтальный опрос
  2. Индивидуальный опрос
  3. Индивидуальные задания
  4. Составление кластера
  5. Работа со словарем
  6. Эвристическая беседа
  7. РКМЧП

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивационный Пробуждение интереса, активизация коммуникационной и информационной деятельности учащихся, остановка цели урока: целеполагание учащимися на основе личного и читательского опыта. Определение путей и средств достижения целей.

2. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами должны пройти рассказ Распутина «Уроки французского». Задумаемся над значением слова «пройти». Как можно «пройти»?

Давайте попробуем перенести все эти значения на пространство текста художественного произведения. Как мы сможем пройти произведение на каждом уровне?

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Валентина Григорьевича Распутина. Как полученная информация помогла нам в чтении рассказа?

Почему рассказ называют автобиографичным?

Тема рассказа?

В чем заключен сюжет? Можем двигаться дальше в «прохождении произведения»

Но все ли события были взяты писателем непосредственно из своей жизни?

1. Пройти мимо (видим драку, можно пройти мимо, мимо витрины магазина, только смотреть, не принимая участие)

2. Пройти сквозь (трудности, поучаствовать в чем-то, внести свою лепту, постигнуть суть происходящего)

3. Позволить чему-то пройти сквозь тебя (вода сквозь уголь: очищается, вода сквозь ткань – оставляет на ней следы, делает ее влажной)

1. Прочитать произведение, определить система персонажей (перечислить героев, установить их место в развитии сюжета, дать им характеристику), установить время и место действия в произведении, пересказать сюжет

2. Выявить проблему рассказа. Для чего автор его написал? Что хотел нам рассказать, кроме перечисления фактов? постичь идею замысел: как нам пройти сквозь? Изучая текст, сравнивая, анализируя, выявить авторскую оценку и позицию

3. Через: прочувствовать произведение, найти в нем близкое себе, вынести урок для жизни

Рассказ отчасти автобиографичен: он повествует скромном деревенском  мальчике, который вырос в Сибири, на берегу Ангары, вынужденном уехать в районный центр, чтобы продолжить среднее образование. На новом месте, вдали от семьи, живя у чужих людей, он чувствует одиночество. Жизненные трудности помогает преодолеть учительница французского языка. (Выводы прошлого урока, с использованием тетради)

Жизнь школьников в послевоенное время.

Лидия Михайловна Молокова в одном из интервью: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. Что же касается моего имени, трудно сказать, почему Валя выбрал именно его. С педагогикой я не дружила, но свой предмет знала отменно. Да и, чего греха таить, по молодости я заводной была, явно не стандартной, "неправильной" учительницей. А вот классный руководитель у Вали - Вера Андреевна Кириленко, женщина красивая и строгая, действительно умела работать, все делала правильно, строго по методикам. Мне удалось подружиться с детьми, хотя в то время это считалось непедагогичным...»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

3. Постановка проблемы

Почему же писатель включает в свой рассказ вымышленные события?

Задумаемся на названием произведения: «Уроки французского». Какие значения этого слова вы знаете?

Какое значение вкладывает в это слово автор? Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа?

Кто преподает уроки мальчику?

Как вы представляете себе этих персонажей? Найдите в описании тети Нади оправдание ее действий. Осуждает ли ее мальчик?

Авторский замысел. Идея рассказа, главная мысль. (Индивидуальное задание)Урок значения слова (подобрать к каждому значению пример из текста)

УРО́К, -а, муж.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.

2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.

Прямое значение: школьная дисциплина и задания на дом. Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа.

Работа с текстом, иллюстрации. Это окружение мальчика, помогает нам понять его состояние, положение(тоска по семье, голод, воровство и его оправдание). Мальчик не осуждает ее, понимает, что ей тоже тяжело, но взрослым не жалуется, так как сознает свою ответственность: матери не станет легче от его жалоб.

Мать:
Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Тетя Надя:
Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Ученики: Вадик и Птаха, Тишкин:
Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
Будь принципиальным. Не льсти.
Лидия Михайловна: Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

Работа с текстом, иллюстрации.

Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

4. Осмысление

5. Индивидуальная работа учащихся

6. Рефлексия.

В чем состоит главный урок, преподанный учительницей?

А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок?

Как вы себе представляете этого персонажа? Охарактеризуйте его поступок. Мог он поступить иначе?

Согласны ли вы с его решением? Как, по вашему мнению, должен поступать учитель? Руководитель?

Что получает учительница за свои уроки? Справедливо ли это?

Составление схемы взаимодействия героев рассказа

Урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость.

Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона.

Стоять над кем-то: значить, ощущать свою ответственность: перед подчиненными, учениками. Правда закона и человека расходятся.

Ее увольняют. Но это далеко не все. Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью. Добро, сделанное тобой, возвращается.

«Приглашаем в библиотеку».

Ученики прочли рассказы о своих сверстниках. Школьной жизни и учителях. Своими впечатлениями они делятся с классом. Остальные учащиеся выбирают для чтения понравившийся рассказ.

Составление устного высказывания по опорным словам.

(Чтение наизусть учеником)

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.


Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.


А мы порой так равнодушны к ним:
Под новый год не шлем им поздравлений,
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.


Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.


Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.


Не смейте забывать учителей.

Домашнее задание:1. Прочитать один из рассказов в «библиотеке».

2. Письменно ответить на вопрос(записать в тетрадь)

Урок, который я запомню…(очерк, случай, произошедший в школе)

Уроки в рассказе В.Распутина «Уроки французского»

Смысл названия рассказа «Уроки французского»

 

Рефлексия

Сегодняшний урок был посвящен

На уроке мы персонажей, их поступки, выводы

Нашей основной задачей было –

Автор учит нас тому, что

Сегодня на уроке я понял, что

Мне захотелось прочесть…

После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Форма урока: урок-практикум.Тема:  УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.            2. Показать душевную щедрость уч...

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г.  Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...