Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Силкина Светлана Михайловна

Форма урока: урок-практикум.

Тема:  УРОКИ ДОБРОТЫ.

Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.

            2. Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

            3. В процессе анализа обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

            4. Помочь ребятам обнаружить в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dontsova_s.m._-_konspekt.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Урок литературы в 6 классе

«УРОКИ ДОБРОТЫ»

(по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

 

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова Светлана Михайловна

с. Алтайское

2012г.

Форма урока: урок-практикум. 

Тема:  УРОКИ ДОБРОТЫ.

Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.

            2. Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

            3. В процессе анализа обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

  4. Помочь ребятам обнаружить в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2010) – отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, тест [3], портрет писателя, «Дерево знаний», выставка рисунков «Моё представление о рассказе».

Оформление доски: 

1. Запись темы урока «Уроки доброты».

2. Эпиграфы к уроку:

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой)

Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.
Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Д.С.Лихачев

На доске записаны слова: нравственность, сочувствие, доброта, сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомство с рассказом Распутина «Уроки французского». Итак, цели нашего сегодняшнего урока такие:

  • Раскрыть сложный внутренний мир героя.
  • Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.
  • В процессе анализа обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.
  • Обнаружить в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Беседа по вопросам:

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о писателе, о его творчестве.

Учитель: Какое время изображает в рассказе писатель? (Послевоенное время)

Учитель: Что вы знаете об этом времени? (Да, действительно, тяжелое время. Три года, как закончилась война, наступил долгожданный мир, но жизнь осталась тяжелой. Голод, разруха, скудный быт, искалеченные судьбы, дети-сироты, безногие инвалиды)

Учитель: На это тяжелое время пришлись детские годы Распутина.

  1. Работа с текстом.

А теперь с помощью «Дерева знаний» вспомним действующих лиц рассказа. На доске на «Дереве знаний» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста (учащиеся у доски отмечают, о ком идет речь).

« при ней я крепился…»           - мать       

« она входила, здоровалась…»  - Лидия Михайловна

« суетливый…»                        - Тишкин

« правда и играл…»                 - Вадик

« я 20 лет работаю…»              - Василий Андреевич

« шофер…»                             - дядя Ваня  

« крикливая…»                        - тётя Надя

« следовал как тень…»             - Птаха

  1. Образ героя. 

Беседа по вопросам, выразительное чтение

Итак, содержание мы вспомнили, а теперь обсудим три аспекта или три основных момента рассказа. В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии.

Учитель: Вспомните, как жилось мальчику в родительском доме? (Затея с “посевом” картошки)

Учитель: Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему? (Эпизод вызывает сначала улыбку, а потом горькое чувство. Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей)

Учитель: Только ли одному мальчику было трудно и голодно?

Учитель: Что мы узнаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Почему он оказался в райцентре? (Жажда знаний)

Учитель: Что значит признание мальчика: “Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы”? Какие испытания ожидали героя?

Учитель: Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, “опомнился и убежал”? (Ему было стыдно за свою слабость перед мамой, перед односельчанами, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды. Здесь проявляется гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость)

Учитель: Как жилось мальчику у знакомых в городе? (“Кто потаскивал.... не то что следить”). Как этот фрагмент характеризует мальчика? (Гордость, достоинство, благородство, деликатность)

Учитель: Почему герой рассказа стал играть в “чику”? Как относятся к игре Вадик и рассказчик? (Обратить внимание на пейзаж, словно знаменующий: «…Федька повёл меня за огороды, путь зарос крапивой с ядовитыми ягодами»)

 Учитель: Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?

Учитель: Как ведет себя герой во время избиения?

Учитель: Прочитайте по ролям (выразительно) разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Чего добивается писатель? Как называется этот прием? (Антитеза)

Учитель: Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к игрокам?

 Учитель: “И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех”. Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это ученику?

Учитель: Как характеризует героя “поединок” с французским языком? (Трудолюбивый, упорный, хочет учиться, преодолевает трудности)

Учитель: Что главное в характере героя?

  1. Образ учительницы

Беседа по вопросам, выразительное чтение

Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.

Учитель: Какой вы видите учительницу французского? (Описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?)

Учитель: Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его)

Учитель: Почему затея с посылкой ей не удалась? (Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)

Инсценировка “Игра в пристенок”. (Домашнее задание заранее было дано группе учащихся). Анализ эпизода.

Учитель: Почему Лидия Михайловна решилась на игру в “замеряшки” со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?

Учитель: Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (Посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте)

Учитель: Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы)

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Обратить внимание на приёмы. Антитеза: образ директора (сух, резок, чёрств; формализм) – образ Лидии Михайловны.

  1.  «Воспитание чувств» в рассказе. 

Слушаем отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

 Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: « Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это, прежде всего, воспитание чувств. И, прежде всего, доброты, чистоты, благородства».

 Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? (Доброту, сострадание – обратить внимание на слова на доске. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, мир доверия, любви, участия)

Учитель: Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение. (С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику)

Учитель: Почему рассказ назван «Уроки французского»? (Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована) Для кого был написан рассказ? (И для взрослых, и для детей) Кому посвящён? (Учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А.В. Вампилова)

Учитель: К рассказу было сделано много иллюстраций. Такими художниками, как В. Гильдяев, А. Шпирко, Ю. Тризна. Также по рассказу был снят художественный фильм. Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью РИСУНКОВ. Что вы можете сказать о своём рисунке? Почему именно этот эпизод выбрали для иллюстрирования?

  1. Заключительное слово учителя.

Учитель: Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности, нравственности) Что такое нравственность? Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря. (По Ожегову - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами)

Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание окружающих людей.

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют нравственные ценности, неповторимые характеры, что помогает юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека, нужно ее беречь.

Учитель: Приходилось ли вам встречать в жизни людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро? (Ответы детей). Совершаете ли вы сами добрые поступки? Например?

Учитель: Наверное, люди, которые совершают добрые поступки, запоминаются надолго. (Обращается внимание на эпиграф к уроку, комментируются слова Д.С.Лихачева.)

Учитель: Ведь высшее назначение человека - служение доброте.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Александр Яковлевич Яшин 

Спешите делать добрые дела

Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил, мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!

  1. Итоги урока. Оценивание.

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Чем для меня интересен этот рассказ?»

Оценивание урока учащимися и гостями с помощью смайликов на партах. 

  1.   В оставшееся время учащимся предлагается выполнить тест [3] на компьютере.

Можно использовать на уроке:

Учитесь

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!

- Позволите, - воскликнет иной простак,

-Воспитывать чувства? Но как же так?

Ведь в столбик они не множатся!

Главное в жизни без лишних слов –

Это найти и добыть любовь.

А счастье само приложится!

Спорщики! спорщики! Что гадать,

Реку времен не вернете вспять,

Чтоб заново жить беспечно.

Так для чего ж повторять другим

Всех наших ошибок горьких дым,

Жизнь-то ведь быстротечна.

Нельзя, не учась, водить самолет,

Любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек»,-

Стоит, друзья, учиться!

Э. Асадов

С готовой, с красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек.

Ничто ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом

Учатся и становятся!

Но как это сделать? Легко сказать!

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы,

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж нужен людям везде-везде.

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты,

Любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек»,-

Стоит, друзья, учиться!

Э. Асадов 

 


Список Интернет-ресурсов

  1. Фестиваль педагогических идей: http://festival.1september.ru/articles/585599/
  2. Открытый класс (сетевые образовательные сообщества): http://www.openclass.ru/node/204582/
  3. Интернет-портал ProШколу.ru: http://www.proshkolu.ru/user/516495/file2534158/