Главные вкладки

    Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Гордина Жанна Константиновна

    Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гладкова "Если видишь на картине" , как иллюстрацию к песне я использовала презентацию из работ учеников (методический фонд), можно просмотреть мультфильм целиком. как раздаточный материал используются открытки с репродукциями, вложенные в альбомы формата А5 с файл-конвертами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vidy_i_zhanry_5_klass.docx24.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Разработчик: учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 520 Колпинского района Санкт-Петербурга.

    Учебный предмет: изобразительное искусство

    Учебно-методический комплекс: 1. «Искусство. Изобразительное искусство.5-9 классы  Рабочая программа для общеобразовательных учреждений» Авторы:  С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М. В. Карамзина и др.  Изд. «Дрофа» 2013 г.

    2.  «Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1», «Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2»    Авторы: С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М. В. Карамзина и др.. Изд. М. Дрофа 2013г .

    3.   «Искусство. Изобразительное искусство.5 класс. Рабочая тетрадь».  Авторы: С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М. В. Карамзина и др. Изд. М. Дрофа 2013г

    Класс: 5

    Тема урока: «Виды и жанры изобразительного искусства»

    Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала

    Планируемые результаты:

    Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    - научиться узнавать и классифицировать  по названию виды: «Живопись», «графика», «скульптура», «архитектура», «ДПИ»

      и жанры изобразительного искусства: «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «анималистический жанр», «жанровая сцена».

    - по произведению искусства или репродукции определять вид и жанр, в том числе своей творческой работы.

    - знать живописные и графические материалы: «гуашевые краски или гуашь», «акварельные краски или акварель» , «масляные краски или масло», «акриловые краски или акрил», «темперные краски или темпера», «кисти», «палитра», « масляная, восковая и сухая пастели», «мягкие графические материалы: соус, сангина, сепия, уголь, мел», «простые и цветные карандаши», «фломастеры и маркеры», «шариковые и гелиевые ручки», «тушь, перо»

    - осознавать единство и целостность окружающего мира

    -осуществлять идивидуальный выбор объектов для своей работы.

    Познавательные

    -  умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

    - развитие памяти и внимания.

    -формировать умения анализировать информацию, выявлять причины и следствия простых явлений.

    -умение сравнивать, классифицировать и обобщать факты, объекты и явления.

    Коммуникативные

    - умение слушать и понимать речь других людей

    - умение работать в коллективе, высказывать свое мнение и слушать чужое.

    Регулятивные

    -  научить организации и планированию собственной практической и учебной деятельности на уроке с подготовкой своего рабочего места.

    - формировать умение участвовать в коллективных играх, соблюдая правила игры.

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые способы

    деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы

    деятельности

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые способы

    деятельности

    1 Этап постановки цели и задачи урока

    Учитель и ассистент входят в класс в костюмированном виде и представляются классу как художник Харменс Ван Рейн Рембрант (ассистент) и его жена Саския (учитель) Они кратко рассказывают свою биографию и предлагают начать с песенки и презентации для определения темы урока. Под гитару звучит песня Григория Гладкова «Если видишь на картине?», одновременно демонстрируется презентация ,составленная из работ учеников школы разных лет. (Можно показать презентацию целиком в виде мультипликационного фильма или под фонограмму из него).Учителем задается вопрос: Какую же тему мы будем повторять сегодня на уроке и по какому принципу , кроме жанрового делятся произведения изобразительного искусства?

     Смотрят презентацию и слушают песню, подпевая или подсказывая нужные термины в припеве.

    Выдвигают

    предположения

    о теме урока.

    Слушают вопросы

    учителя.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Формулируют тему урока и возможные классификации

    Выделять существенную информацию

    Выдвигать гипотезу

    и обосновывать ее.

    Осуществлять

    актуализацию

    личного жизненного

    опыта.

    Взаимодейству

    ют

    с учителем и ассистентом во время

    опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

    Слушать собеседника.

    Строить понятные

    для собеседника

    высказывания.

    Развитие умения вести дискуссию.

    Контролируют

    правильность

    ответов обучающихся.

    Уметь слушать в соответствии с целевой

    установкой.

    Принимать

    и сохранять учебную

    цель и задачу.

    Дополнять, уточнять

    высказанные мнения

    по существу полученного задания.

    2 Этап «Классификация произведений изобразительного искусства по жанрам и видам»

    А) Жанры изобразительного искусства.

    Учитель чертит на доске два кластера «Жанры изобразительного искусства» и «Виды изобразительного искусства». Просит учащихся поставить ключевые вопросы к каждому виду классификации и назвать известные им жанры изобразительного искусства и кратко охарактеризовать каждый из жанров. В это время ассистент проходит по рядам, выкладывая на край парты открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства. Учитель добавляет в классификацию еще несколько жанров, характеризует их и отмечает, что более подробно учащиеся будут изучать их в будущем. Учитель просит детей обратить внимание на открытки с репродукциями, внимательно рассмотреть их и приготовиться к работе с открытками, объясняя, как будет проходить эта работа. (по просьбе учителя учащиеся будут находить определенный жанр или вид или выполненную определенным изобразительным материалом работу и демонстрировать учителю во фронтальном режиме, групповом , подгрупповом или индивидуальном, также охарактеризовать какую –либо репродукцию(дается краткая схема-алгоритм этой характеристики(записывается на доске)). Практическая работа с открытками.

    Б) Виды изобразительного искусства

    Учитель предлагает обратиться ко второму кластеру и назвать и охарактеризовать виды изобразительного искусства. В это время ассистент проходит по рядам, дополняя  или заменяя при необходимости открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства. Учитель добавляет в классификацию еще несколько видов, характеризует их и отмечает, что более подробно учащиеся будут изучать их в будущем. Под каждым видом изобразительного искусства кроме «Архитектуры», «ДПИ» и «Фотографии» учитель просит подписать художественные материалы, используемые для данного вида. Учитель просит детей обратить внимание на открытки с репродукциями, внимательно рассмотреть их и приготовиться к работе с открытками. Работа с открытками проходит аналогично  работе с открытками при жанрах изобразительного искусства.

    Находят два ключевых вопроса: «Что изображено на произведении?» и «Чем работает художник?»

    Заполняют первый кластер «Жанры изобразительного искусства» терминами. Воспринимают новую информацию. Классифицируют и систематизируют информацию в ходе практической работы с репродукциями.

    Анализировать и классифицировать информацию, как в теоретическом осмыслении, так и в практической работе. Уметь определять жанр произведения и находить  произведения определенного жанра.

    Высказывают свое мнение, дополняют и исправляют друг друга. Характеризуют произведения изобразительного искусства по заданной схеме-алгоритму.

    Умение вести дискуссию, слушать собеседника, корректно дополнять т исправлять неправильные ответы.

    Контролируют ответы учащихся, организуют свою деятельность и свое рабочее место.

    Сохранять учебную

    цель и задачу.

    Дополнять, уточнять

    высказанные мнения

    по существу полученного задания.

    3 Этап Создание миниатюры (формат А5) в жанре пейзажа, портрета или натюрморта на выбор учащегося в любой графической технике.

    Учитель предлагает учащимся в завершении урока самому создать небольшое произведение изобразительного искусства в одном из трех предложенных жанров на выбор. Пока учитель на доске выполняет изображение предметов цилиндрической формы в натюрморте, изображение человеческого лица в портрете, ассистент  раздает бумагу, простые карандаши и ластики, графические материалы учащиеся возьмут сами в процессе работы. Несколько учащихся по заданным видам жанрам или художественным материалам собирают открытки – репродукции. Учитель просит нескольких учащихся сформулировать алгоритм (последовательность работы) работы над каждым из жанров в отдельности.

     

    Учащиеся выбирают жанр для создания собственного произведения. Вспоминают и формулируют алгоритм( последователь

    ность действий) выполнения работы. Рассматривают вспомогательные схемы, выполненные учителем и вспоминают этапы построения предметов в натюрморте и человеческого лица в портрете.

    Учащиеся выполняют практическую работу.

    Осознанный выбор и отношение к собственной творческой деятельности. Актуализация предыдущего творческого опыта с учетом схем и алгоритмов. Самостоятель

    ный выбор техники исполнения работы, владение приемами работы в данной технике.

    Взаимодейству

    ют

    с учителем и ассистентом во время

    опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

    Воспитание умений работать молча, в необходимых случаях общаться шепотом, не мешая другим выполнять практическую работу.

    Организация своей практической деятельности, распределение времени.

    Организация своего рабочего места.

     Правильно организовать свою практическую деятельность, распределить время. Организовать и убрать свое рабочее месть\о.

    4 Этап Взаимодействуют

    с учителем и ассистентом во время

    опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

     Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Виды и жанры изобразительного искусства". Презентация. Методические разработки к урокам ИЗО и МХК.

    Виды и жанры изобразительного искусства в художественных произведениях....

    Закрепление пройденного материала по разделу «Существительное».

    Тип урока: Урок-путешествиеЦели урока:1.Обучающая: Проверить уровень усвоения пройденных тем раздела «Существительное»; Учиться точно, целесообразно, уместно использовать существительные в р...

    Урок-закрепление пройденного материала в форме игры "Угадай профессию" по проф.самоопределению в 9 классе

    Данный урок разработан в игровой форме, и может использоваться в качестве закрепления пройденного материала по предмету проф.самоопределение в 9 классе в конце четверти...

    открытое занятие на тему: "Повторение, закрепление, пройденного материала"

    открытое занятие по хореографии группы "Лучики", танцевального коллектива "Горлица"...

    Закрепление пройденного материала по теме "Серебряный век". Урок-игра.

    Данный урок построен на основе презентации, выполненной в форме известной передачи "Своя игра". Урок представляет собой закрепление материала по теме "Серебряный век". С обучающимс...