Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Алексеева Надежда Сергеевна

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы  в 5 классе

Тема:  «Басня как жанр литературы»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учитель: Алексеева Н.С.

Цель: расширить представление учащихся о басне как жанре литературы через сравнение с другими  жанрами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность  уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

 Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

- Ребята, сейчас мы с вами послушаем сказку «Лиса и Тетерев». Это поможет нам сегодня в определении  целей урока.

   

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: актуализировать знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии.

- Вспомните три  вида сказок.

- Чем сказки о животных отличаются от других сказок?

- А кто на самом деле подразумевается под животными?

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке?

- Кто главные герои этого стихотворения?

- Могли ли они на самом деле встретиться?

- О чём спорили учёные?

-Кто разрешил их спор?

- Какой комический эффект содержат заключительные строфы?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- Сказки бывают: волшебные,

                                бытовые,

                                о животных.

- В сказках о животных  главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки.

- На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки.

- На прошлом уроке мы читали стихотворение Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».

- Коперник и Птолемей.

- Нет, они не могли встретиться, т.к. жили в разное время.

- Учёные спорили о том, что же вертится: Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца?

- Их спор разрешил повар, доказав, что Солнце не может вертеться вокруг Земли.

- Комический эффект состоит в том, что спор учёных разрешил обычный поварю

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

- Сегодня на уроке мы начнём изучать короткие рассказы, часто стихотворные, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. В этих рассказах есть короткая мораль, которая раскрывает основную мысль рассказа.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых дополнений)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной  деятельности

- С каким жанром литературы мы сегодня познакомимся?

- Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

- Хорошо, тему мы определили, а какие цели мы поставим?

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

В сильных классах ребята могут сразу определить тему урока, в слабых классах возможно задать вопрос: «Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?» (Прочитать статью в учебнике)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о баснях.

- Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: актуализировать знания о басне.

Чтение учебника с.57

- Запишем в тетрадь, что такое басня.

Статью читают сильные учащиеся.

Учащиеся оформляют работу в тетради.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации.

Физкультминутка

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи

Чтение учебника с.65-67 (басня «Ворона и Лисица»)

- Что мы сейчас прочитали?

- Кто автор этой басни?

- Что вы знаете о И.А.Крылове?

- В чём заключается мораль этой басни?

Чтение теоретического материала в учебнике.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу в группах, вспомнить биографию И.А.Крылова, подготовить выразительное чтение басни, определить мораль басни

1группа: чтение статьи учебника с.58-59, пересказ статьи;

2 группа: чтение статьи учебника с.58-59,оценивание работы группы №1;

3 группа: выразительное чтение басни «Свинья под  Дубом» с.63-64;

4 группа: выразительное чтение басни «Свинья под  Дубом» с.63-64, оценивание работы группы №3.

Учащиеся работают по группам

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений); способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

8.Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить представление о басне как жанре литературы

- Вспомните, что мы слушали в начале урока?

- Что роднит басню со сказками о животных?

- А чем сказки о животных отличаются от басен?

- Похоже ли стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» на басню? Если да, то чем?

- Запишите в тетрадь название басен, которые мы сегодня прочитали, и их автора.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- В начале урока мы слушали сказку «Лиса и Тетерев».

- В басне, как и в сказках о животных, главные лица – животные.

- Басня пишется в рифму( как стихотворение) и имеет мораль , которая раскрывает  её основную мысль.

- Это стихотворение похоже на басню тем, что в нём тоже высмеиваются пороки людей и есть мораль.

Учащиеся оформляют работу в тетради.

Регулятивные:  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Сегодня мы должны были расширить наши представления о басне, прочитать новые басни.

- Да, мы достигли поставленных целей, прочитали две басни «Ворона и Лисица» и «Свинья под Дубом».

Учащиеся ставят в карточке «+» , сдают карточки учителю.

Регулятивные : оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Информация о домашнем задании

С.59, в.1,2 устно;

С.68-69 письменно.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать басню от других жанров

Я еще плохо отличаю басню от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке

Сказка «Лиса и Тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....