технологическая карта урока литературы 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Верткая Светлана Александровна

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_1_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx50.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

 Литература, 8

Учитель

 Верткая Светлана Александровна

Тема урока

 В.А.Каверин «Два капитана». Дороги, которые мы выбираем.

 Урок внеклассного чтения.                                                                                                                                                                                                                                            

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

 Формирование у подростков устойчивого интереса к чтению.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению основных проблем в романе; 

-помочь в осмыслении  сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию некоторых аспектов мировоззрения В.А.Каверина;

-учить анализировать поступки героев, формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для ответа на вопрос;
 -помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

-способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся

-воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях;

-через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива

Актуальность использования средств ИКТ

 Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы  в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ 

Демонстрационные: отрывок из фильма «Два капитана», созданные учащимися презентации

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 Скайп, ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент.

                                                                                                   -эмоциональный настрой на урок

Друзья мои! Я очень рада
войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
и вместе проведём урок!

Сегодня мы проводим урок в интерактивной форме.

Целеполагание.

-читает стихотворение

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
Шоссе, что лежит по равнине,
Маршрут каравана в пустыне,
Путь воина к славе Отчизны,
И путь человека по жизни.

В. Остен «Дорога»

- задает вопросы

- создает ситуацию актуализации опыта обучающихся

- формирует мотивацию

О чем сегодня пойдет разговор?

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжаем серьезный и важный разговор о таких высоких нравственных понятиях, как честь, долг, человеческое достоинство, патриотизм.

«Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - как – то сказал поэт Булат Окуджава.
Не только вернуть этим словам их подлинный смысл, но и научить нас, людей, честности, порядочности, патриотизму и призван роман «Два капитана».

С творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке?

Познакомиться с биографией писателя и историей создания романа вам помогут  ребята из творческой группы

- вспоминают все, что знают по данной теме

- формулирует первые гипотезы

- определяется в своих мотивах и целях

Возможные ответы обучающихся

Мы будем говорить о выборе жизненного пути.

О том, как выбранная дорога формирует мировоззрение, характер человека.

О нравственных понятиях: честность, порядочность, чести

Формулируют тему и цель урока

«Дороги, которые мы выбираем»

Ответ обучающихся:

- с В.А.Кавериным

демонстрируется презентация

обучающихся, выступающих в роли «Библиографа»и «Историка»

Личностные УУД:

-мотивация учения.

Познавательные УУД:

-анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД: 

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

 -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно.

II. Стадия осмысления

Задачи:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

- помочь учащимся активно воспринимать материал;

- помочь соотнести имеющиеся знания с новыми.

Функции:

1.Информационная: получение новых знаний по теме.

2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

2.Подготовка к восприятию

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

- предлагает опорный текст по теме;

- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии;

- поддерживает мотивацию и цели;

- учит работать сообща.

 - Кто прочитал роман «Два капитана»?

 - Понравился ли вам  роман «Два капитана»?
- Что понравилось в романе больше всего?
- Как вы думаете, какая основная тема этого романа?

- Назовите главных героев романа.

- включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;

- участвуют в групповом взаимодействии;

- подкрепляют и делают коррекцию своих целей;

- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации;

- учатся работать сообща.

-отвечают на вопросы;

-озвучивают свои варианты:

- Это роман о настоящей дружбе, любви, о предательстве и честности, о достижении свой цели , чего бы этого не стоило.

- Саня Григорьев, Катя Татаринова, Иван Татаринов

Вопрос:

- Кто они: реальные лица или художественный вымысел?

Выступление  обучающегося, выступающего в роли «Рассказчика»

Коммуникативные УУД:

 -контроль, коррекция,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.

Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие нравственные проблемы поднимает в романе В.А.Каверин»?

Читает начало романа: «Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так однажды мы нашли туго набитую письмами сумку».

Какую же тайну предстоит разгадать главному герою – Сане Григорьеву?

В письме говорилось о капитане Татаринове и о его экспедиции. Расскажите, что вы узнали об этом из романа.

- Капитан Татаринов и его экспедиция – это художественный вымысел. Однако он имеет под собой реальную основу.

- Какими качествами обладали первооткрыватели Северной  Земли?

- Таков и герой романа капитан Татаринов.

 Путь к разгадке тайны капитана Татаринова и его пропавшей экспедиции будет нелегким, с бесчисленными препятствиями и опасностями, страданиями и разочарованиями, обидами и расставаниями.

  Чей это путь?

 Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей.


Просмотр заключительного фрагмента видеофильма: «Выступление Александра Григорьева с докладом об экспедиции капитана Татаринова в Географическом обществе».

-  Я думаю, здесь уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Хочется продолжить: другие сберегут в своих сердцах добрую память и о самих людях.

-слушают чтение учителя

-отвечают на вопросы

 В первом же абзаце завязка: почтовая сумка с размокшими письмами

- Из писем Саня Григорьев, маленький немой мальчик, впервые узнал о пропавшей экспедиции Татаринова.

 Тайну этой экспедиции и предстояло ему раскрыть.

Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8 – 9

-слушают чтение одноклассников;

-выполняют задания.

- Из романа мы узнали, что Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия. Была открыта новая земля, которую он назвал « Землей Марии» и которая впоследствии была открыта Велькицким и названа Северной Землей. Это был смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине. «Его девизом были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Слушают сообщение обучающегося, выступающего в роли «Географа»

Возможный ответ:

-Первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные.

Ответ обучающихся:

- Это жизненный  путь Сани Григорьева

Сообщение обучающегося, выступающего в роли «Литературоведа». Презентация.

Кластер «Герои романа»

 Вопросы аудитории.

- Кто из них вызывает восхищение, а кто презрение и жалость? Почему?

- Какую роль в судьбе Григорьева сыграл каждый из них?

- Какие качества характера сформировались у Сани Григорьева на пути преодоления трудностей?(огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность)

- Удалось ли главному герою найти пропавшую экспедицию?

 - Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?(

Обучающиеся высказывают свое мнение.

- Почему роман называется «Два капитана»?

(Два капитана - это два «ведущих по жизни»

 – капитан Татаринов и капитан Саня

                  Григорьев.

 – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам)

- Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов?

Ожидаемые ответы.

- Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.

Обучающиеся слушают чтение эпилога романа.

Чудная картина открывается с этой высокой скалы, у подошвы которой растут, пробиваясь между камней, дикие полярные маки. У берега еще видна открытая зеркальная вода, а там, дальше, полыньи и лиловые, уходящие в таинственную глубину ледяные поля. Здесь необыкновенной кажется прозрачность полярного воздуха. Тишина и простор. Только ястреб иногда пролетит над одинокой могилой.

Льды идут мимо нее, сталкиваясь и кружась, – одни медленно, другие быстрее.

Вот проплыла голова великана в серебряном сверкающем шлеме: все можно рассмотреть – зеленую косматую бороду, уходящую в море, и приплюснутый нос, и прищуренные глаза под нависшими седыми бровями.

Вот приближается ледяной дом, с которого, звеня бесчисленными колокольчиками, скатывается вода; а вот большие праздничные столы, покрытые чистыми скатертями.

Идут и идут, без конца и края!

Заходящие в Енисейский залив корабли издалека видят эту могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек, и долгое эхо катится не умолкая.

Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.

На высоте человеческого роста высечены следующие слова:

«Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

 «Бороться» (в том числе с собственными слабостями) - первая задача человека. «Искать» - значит иметь перед собой гуманную цель. «Найти» - это сделать мечту реальностью. А если будут новые трудности, то «не сдаваться».

Познавательные УУД: 

-установление причинно-  следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: 

-предвосхищение результата и уровня усвоения.

Познавательные УУД: -формулирование проблемы.

3.Работа над нравственной идеей текста

Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.

Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами.

- Какое впечатление о романе у вас осталось?

- Что общего у романа «Два капитана»  с нашим временем?

- Какие проблемы, затронутые  в романе,  перекликаются с проблемами нашего времени?

А сам писатель говорил, что "это роман о справедливости и о том, что интереснее (так и сказал!) быть честным и смелым, чем трусом и лжецом". И еще он говорил, что это "роман о неизбежности правды".

-составляют синквейны;

-отвечают на вопросы.

 

Личностные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

4.Творческая работа над текстом

Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте

- Ребята, мы с вами познакомились с романом«Два капитана». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев романа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?

- Давайте послушаем, что вы написали.

- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?

Выполняют письменную групповую работу:

1 группа – письмо рассказчику

2 группа – письмо Николаю Антоновичу Татаринову

3 группа – письмо Кате Татариновой

Представитель из группы читает письмо-обращение.

Обсуждают письма-обращения.

Познавательные УУД: 

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Личностные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

III. Рефлексия

Задачи:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

Функции:

1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Итог

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения

Задача учителя: выяснить представления  о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность обучающимся поразмышлять над уроком.

- управляет подведением итогов;

- ставит новые вопросы и задачи на будущее;

- оценивает деятельность обучающихся.

- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какие они: два капитана?

- Какие же нравственные проблемы поднимает Каверин в своём романе?

- Прошло уже 70 лет после написания романа. Что-то изменилось в России с тех пор?

- Как вы думаете: почему?

-  Вольфганг Казак писал о В.А.Каверине: «Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас - детективной увлекательностью и искусным построением"

 Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к роману В.А.Каверина «Два капитана»?

- Какие выводы вы сделали лично для себя?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Я думаю, что вы все поняли суть романа В.А.Каверина «Два капитана». Надеюсь, что сюжет произведения затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами, поднятыми в романе, и пробудил потребность в прочтении. Этого хотел добиться великий русский писатель 20 века – В.А.Каверин.

- суммируют в групповой работе весь изученный материал;

- задают вопросы;

- делают самооценку своей деятельности;

-отвечают на вопросы.

Мы говорили о выборе жизненного пути.

Да.

Люди чести, долга, патриоты своей родины.

Да .

Захотелось

Взаимооценка  работы на уроке.

Регулятивные УУД:

-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Домашнее задание

Задача учителя:  мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.

 - Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Неизменно главным в жизни остаются такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Не забывайте об этом.

В качестве домашнего задания я предлагаю написать сочинение – рассуждение на тему «Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так  уж это необходимо?»

А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось прослушиванием песни Б.Окуджавы «Святое воинство»

Записывают задание в дневнике и в тетради.

Слушают песню.


что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций Георгий Яковлевич СедовГеоргий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов. Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-Иосифа....Брусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб. И потому надгробная надпись на могиле Татаринова: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться».

 Книга.

2. Увлекательная, познавательная.

3. Помогает, раскрывает и доказывает.

4. Это неиссякаемый источник знаний.

5. Мудрость.

Роман

биографический, любовный, исторический;

повествует, раскрывает, волнует;

Роман читаю каждый день.

 Жанр

Жизнь.
Короткая, длинная.
Веселиться, горевать, проживать.
Дана всем, отнята другими.
Сложно.

 Один из путешественников, покоритель снегов, льдов Арктики датчанин Ф.Нансен сказал  такие слова: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость. Но что интересно: благодаря усилиям многих поколений полярников наших и зарубежных, мы знаем сегодня природу этого холодного ледяного края не хуже других регионов земного шара.

Что касается открытия Северной Земли. Северная Земля, о которой говорится в романе, была открыта в 1913 году А.И.Вилькицким в период Гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан, проходившей с 1910 года по 1915 год. Своим рождением эта экспедиция обязана поражению России в русско-японской войне. Необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого и других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Для этой цели построили два корабля с металлическим корпусом «Таймыр» и «Вайгач». Начальником экспедиции был вначале А.И.Вилькицкий, а затем с 1913 года его сын Б.А.Вилькицкий. Они вели гидрографические изыскания только летом, а на зиму возвращались во Владивосток. В 1913 году 21 августа бы замечен огромный архипелаг, покрытый вечными снегами, севернее мыса Челюскин. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан. А пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг первоначально был назван Землей императора Николая 2. Северной Землей он называется с 1926 года.

Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Добиваясь цели, они ставят свои интересы, свои чувства превыше всего, не считаясь с чувствами и интересами человека, которого они любят, действуя низко и подло. (Николай Антонович и Ромашов)

Гаер Кулий - отчим Сани и его сестры. Это глупый, ленивый и жестокий человек. С назидательно – угрожающим видом он рассказывал детям историю из своего детства, как он пожаловался своему дяде на мать, которая помогала людям, а потом спокойно стоял и смотрел, как дядя избивал ее. Он служил на пристани в конторе, но его выгнали оттуда за какие – то темные дела. Он нигде не работал, « висел» у матери на шее и пытался учить и воспитывать детей. Он требовал, чтобы дети приходили к нему по утрам здороваться и говорить ему: «Доброе утро, папа», просили у него позволения сесть за стол и благодарить его за обед, хотя в семье работала только мама, а обед варила сестра. Потом он поступил в батальон смерти, поддерживающий Временное правительство. Когда же батальон был разбит красными, он бежал из города, спасая свою жизнь

Николай Антонович часто рассказывал о своем брате, которому он оказывал моральную и нравственную помощь, а тот оказался неблагодарным. Несмотря на приятную внешность, Николай Антонович был подлым, низким человеком. Об этом говорят его поступки. Он подговорил Ромашова подслушивать все, что о нем говорят в школе, и доносить ему. Он устроил целый заговор против Ивана Павловича Кораблева, желая выгнать его из школы, потому что ребята его любили и уважали и потому что он просил руки Марьи Васильевны, в которую сам был сильно влюблен и на которой хотел жениться. Именно Николай Антонович повинен в гибели своего брата Татаринова: это он занимался снаряжением экспедиции и сделал все возможное, чтобы она не вернулась назад. Он всячески мешал Григорьеву вести расследование по делу пропавшей экспедиции. Более того, он воспользовался письмами, которые нашел Саня Григорьев, и защитился, стал профессором. Стремясь уйти от наказания и позора в случае разоблачения, он подставил под удар другого человека, фон Вышимирского, когда были собраны все улики, доказывающие его вину. Эти и другие поступки говорят о нем как о человеке низком, подлом, бесчестном, завистливом. Сколько подлости он совершил в своей жизни, сколько ни в чем не повинных людей погубил, скольких людей сделал несчастными. Он достоин только презрения и осуждения.

С Ромашовым Саня познакомился в 4 школе – коммуне, куда его забрал Иван Павлович Кораблев. Их кровати стояли рядом. Мальчишки подружились. Сане не нравилось в Ромашове, что он все время говорит о деньгах, копит их, дает взаймы под проценты. Очень скоро Саня убедился в подлости этого человека. Саня узнал, что по просьбе Николая Антоновича Ромашка подслушивал все, что говорили о заведующем в школе, записывал в отдельную книжку, а потом за определенную плату доносил Николаю Антоновичу. Он рассказал ему и о том, что Саня слышал заговор педсовета против Кораблева и хочет обо всем рассказать своему учителю. В другой раз он грязно насплетничал Николаю Антоновичу про Катю и Саню, за что Катю отправили на каникулы в Энск, а Саню перестали пускать в дом Татариновых. Письмо, которое Катя написала Сане перед своим отъездом, также не дошло до Сани, и это тоже было делом рук Ромашки. Ромашка опустился до того, что рылся в чемодане Сани, желая найти на него какой – нибудь компромат. Чем старше становился Ромашка, тем больше становилась его подлость. Он дошел даже до того, что стал собирать документы на Николая Антоновича, своего любимого учителя и покровителя, доказывающие его вину в гибели экспедиции капитана Татаринова, и готов был продать их Сане в обмен на Катю, в которую был влюблен. Да что продать важные бумаги, он готов был хладнокровно убить товарища детства ради исполнения своих грязных целей. Все поступки этого человека низкие, подлые, бесчестные.


Саню обвиняют в том, что он является виновником смерти матери Кати и жены капитана Татаринова Марьи Васильевны, которой он открывает правду о Николае Антоновиче, ставшем ее мужем. От него отворачивается Катя, упрекает его и Иван Павлович Кораблев. Сане очень тяжело, и он говорит, что ему остается или умереть, или найти экспедицию капитана Татаринова, чтобы доказать свою правоту. И Саня сдержал свое слово: он нашел экспедицию капитана Татаринова.

Трудно представить, как бы сложилась жизнь Сани Григорьева, если бы на его пути не повстречался удивительный человек Иван Иванович Павлов. Однажды морозным зимним вечером в окно домика, где жили двое маленьких детей, кто - то постучал. Когда дети открыли дверь, в комнату ввалился обессилевший обмороженный человек. Это и был доктор Иван Иванович, бежавший из ссылки. Он прожил с детьми несколько дней, показывал детям фокусы, научил их печь картошку на палочках, а самое главное – научил немого мальчика разговаривать. Кто же мог знать тогда, что этих двух людей, маленького немого мальчика и взрослого человека, прятавшегося от всех людей, на всю жизнь свяжет крепкая верная мужская дружба.

Пройдет несколько лет, и они встретятся снова, доктор и мальчик, в Москве, в больнице, и доктор долгие месяцы будет бороться за жизнь мальчика. Новая встреча состоится в Заполярье, где будет работать Саня. Они вместе, полярный летчик Григорьев и доктор Павлов, полетят спасать человека, попадут в страшную пургу, и только благодаря находчивости и мастерству молодого летчика сумеют посадить неисправный самолет и проведут несколько дней в тундре среди ненцев. Вот здесь, в суровых условиях Севера, проявятся истинные качества и Сани Григорьева, и доктора Павлова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»

Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....