Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Копылова Ольга Дмитриевна

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специалистов и рекомендацию к тиражированию опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gogol._shinel.pptx1.83 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._gogol_shinel.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ «маленького человека» Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

Слайд 2

«Петербургские повести» (1830-е – 1840-е гг.) «Невский проспект» «Нос» «Портрет» «Шинель» «Коляска» «Записки сумасшедшего» «Рим»

Слайд 5

«Итак , в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться».

Слайд 6

«Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически».

Слайд 7

«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; <…> Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость …»

Слайд 8

«Всё это: шум, говор и толпа людей, – всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно, тем более что уж давно наступило то время, в которое он, по обыкновению, ложился спать».

Слайд 9

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное <…>. Несколько дней после его смерти послан был к нему на квартиру из департамента сторож, с приказанием немедленно явиться: начальник-де требует; но сторож должен был возвратиться ни с чем, давши отчет, что не может больше придти , и на запрос «почему?» выразился словами: «Да так, уж он умер, четвертого дня похоронили». Таким образом узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича, и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее».

Слайд 10

Маленький человек – это тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

Слайд 11

« Бедные люди» «Двойник» Владимир Семенович Маканин, « Андеграунд, или герой нашего времени»

Слайд 12

Б.М. Кустодиев

Слайд 14

« Кукрыниксы »

Слайд 15

«Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг ) «Шинель» (1959, А. Баталов)

Слайд 16

Снимаем кино: Место действия (район Петербурга) Актер на главную роль Актер на роль «значительного лица» Финал

Слайд 17

+ (плюс ) - (минус) интересно

Слайд 18

Домашнее задание: - Написать письмо Акакию Акакиевичу - Написать рассказ о «маленьком человеке» в современном обществе * Один вариант на выбор



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы по теме: Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

ФИО: Щекотихина Анна Анатольевна

Предмет: Литература

Место урока в изучаемой теме: первый урок по повести «Шинель» Н.В. Гоголя

Класс: 8Б

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с литературным типом «маленького» человека;

проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе.

Воспитательные: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям.

Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения;

предметные: научиться интерпретировать прочитанное;

метапредметные:

познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель;

регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

коммуникативные: уметь  моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Основные понятия

Литературный тип, «маленький человек»

Межпредметные связи

Искусство, русский язык

Ресурсы

Интерактивная доска, презентация MS PowerPoint

Технологии

Технология развития критического мышления

Организация

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для достижения планируемых результатов

Примечания

1. Организационный этап, вызов

Организация работы;

Беседа о человеческом обществе;

Вопросы учащимся для размышления: всегда ли мы справедливо строим суждения о людях? Есть ли среди нашего окружения люди, которые не получают должной поддержки и внимания?

Сообщение темы урока

Конспектирование информации;

Принимают участие в беседе, отвечают на предложенные вопросы

Организация материала в тетради;

Ответить на дискуссионные вопросы

2. Актуализация знаний

Рассказ о цикле Н.В. Гоголя «Петербургские повести»;

Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросом: почему повесть носит такое название?

Конспектирование информации;

Пересказ повести «Шинель»;

Анализ названия повести

Пересказ;

Ответы на вопросы;

Анализ названия произведения

3. Освоение нового материала, осмысление

Анализ текста: указание на нужные для анализа героя отрывки текста, ориентация ответов учащихся;

Даёт точное определение литературного типа;

Задает вопросы для размышления:

Выдумал ли Гоголь этот тип или заимствовал из жизни?

Актуальна ли сейчас тема «маленького человека»?

В каких произведениях мы уже встречались с подобными героями?

Рассказывает о развитии литературного типа

Анализируют предложенные фрагменты повести «Шинель», предлагают своё определение литературного типа «маленький человек»

Отвечают на вопросы;

Вспоминают изученные произведения русской литературы

Конспектирование новой информации

Составление кластера;

Ответы на вопросы;

Анализ и привлечение существующего читательского опыта

4. Рефлексия

Задаёт вопрос: зачем писатели и прочие деятели культуры обращают наше внимание на «маленьких людей»? Что должно измениться?

Даёт задание «Снимаем кино», объясняет, как его выполнять

Размышляют, отвечают на вопросы.

Выполняют задание

Вопросы для размышления;

«Снимаем кино» (составление примерного «сценария» фильма по мотивам изучаемого произведения)

5. Обобщение, рефлексия (по уроку)

Подводит итоги урока, задавая обобщающие вопросы: с каким типом познакомились? Каково наше отношение к нему?

Просит заполнить табличку «плюс, минус, интересно»;

Выставление оценок за урок

Отвечают на вопросы, подводят итоги урока;

Заполняют табличку в тетради

Вопросы на закрепление;

Заполнение таблицы

6. Домашнее задание

Объявляет и объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Дом. задание: создать свой текст о «маленьком человеке» (2 варианта работы: написать письмо Акакию Акакиевичу или написать рассказ о маленьком человеке в современном мире).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изо 1 класс по теме "Как украшает себя человек"

Урок изобразительного искусства для 1 класса разработан на основе новых образовательных стандартов.  Целью данного урока является изучение материала по орнаментам и его видам, а также научить уча...

Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме " Состояние природной среды и жизнедеятельность человека".

Технологическая карта урока по ОБЖ 8 класс. Тема урока "Состояние природной среды и жизнедеятельность человека"....

Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)

Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством....

Урок литературы с использованием проектно-исследовательской технологии по теме: "Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель»"

Урок открытия нового знания с использованием  проектно-исследовательской и коммуникативной технологий (исследование «Кто такой маленький человек», дискуссия)...

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе....