Технологическая карта урока изо 1 класс по теме "Как украшает себя человек"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Урок изобразительного искусства для 1 класса разработан на основе новых образовательных стандартов.  Целью данного урока является изучение материала по орнаментам и его видам, а также научить учащихся использовать виды орнаментов при украшении варежек, работая в паре. Формы работы и методические приемы, предполагают формирование универсальных учебных действий. на уроке рассматриваются основные понятия: орнамент, геометрический орнамент, растительный орнамент. В конце урока предполагается создание продукта в виде пары варежек с определенным орнаментом, созданных в учебной паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich.nedelya.urok_izo_v_1kl.grigoreva_e.m.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе

                по теме «Как украшает себя человек»

Цель

Дать представление об  орнаменте, рассмотреть виды орнамента; научить использовать орнамент в украшение  варежек, работая в паре.

Задачи

1) обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой
2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда
3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой

Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа.
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.
Познавательные:
логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);
общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.

Основные понятия

Орнамент; мотивы: растительный, геометрический; национальный орнамент; шаблон

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (знание своей национальности).
Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Фронтальная, в паре, индивидуальная.

1) Учебник «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь», автор Л.А.Неменская, М.: «Просвещение», 2011.
2) Fashiony.ru
3) Lidia.rusedu.net
4) uchportal.ru
5) prezentazia.ucoz.ru

    Ход урока.

    1-й этап. Организационный момент.

                       (Приветствие. Проверка готовности к уроку)

    2-й этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной

                   деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы

– Ребята на прошлых уроках мы занимались украшением.                                                                 В:- Назовите что можно украсить?

О:- Волшебные цветы, бабочек, рыб и многое другое.

В:- А человек может себя украсить? Каким образом?

О:- Украсить одежду , головной убор…

- Сейчас я загадаю вам загадку и вы поймете , какой предмет тоже может  служить  украшением для человека.

   (зачитываю загадку)      
     
Не боюсь морозца я –
      Есть две шубки у меня.
     Согревают две сестрички,
     А зовут их … (рукавички)
(слайд )

  3-й этап. Учебно -познавательная деятельность.

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Актуализация знаний учащихся
Цель:
 актуализировать знания учащихся о назначении рукавиц; о различных узорах.

В:– Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для

      чего они нужны? Как можно рукавички

      назвать по-другому? (варежки)
В:- А в какое время года мы никак не можем

      обойтись без наших варежек?

Получение новых знаний
Цель:
 сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента»

– Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных варежки.
В:– Так зачем же человек украшает варежки

       узорами?(чтобы они не только грели, но и

      радовали нас своей красотой)
В: – А откуда брали узоры наши прабабушки?

       Ведь в старину не было ни красочных

       журналов, книг, телевидения? (придумывали

       сами)
– А что же им помогала создавать узоры, мы узнаем, посмотрев вот на такой слайд
(слайд )
Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Вывод: природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры.
– Если узор повторяется несколько раз, то он образует
орнамент. Прочитаем это трудное слово по слогам и повторим все вместе хором.  Обратите внимание на то, как пишется и произносится это слово (показ на доске)
В:– Что объединяет все эти узоры, орнаменты?

       (показ на доске)
О:- Во всех узорах есть части растений, поэтому

      они называются орнаментами с

      растительным мотивом.    
В: – А из чего состоят эти узоры?

         (показ на доске)
О:- В этих орнаментах присутствует

      геометрический мотив.
– Но бывают и смешанные орнаменты

         (показ на доске)

Физкультминутка

- Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Серый волк прибежал,
Зайка в лес убежал.

Получение новых знаний (продолжение)

– А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, скатерти, полотенца мастерицы(показ на доске).
Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.

4-й этап. Самостоятельная творческая деятельность.

Сообщение плана работы.
Цель:
формировать умение принимать учебную задачу.

В:– А как вы думаете, что мы будем выполнять с

      вами на уроке?
В:- А как выполнить работу, чтобы она получилась

     быстрее?                                                                                    О:- В паре. Варежки тоже ведь покупают или вяжут

      парами.
- Вы будете работать в парах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в паре.

1. Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться.
4. Помогай другу.

 Украшение варежки.
Цель:
формировать умение украшать пару варежек ; научить ученика подбирать узор, договариваясь в паре, и украшать им варежку, постоянно контролируя свое действие с действиями друга.

Проговорим  порядок выполнения работы.

- определим положение варежек (у кого левая , а у кого правая);

- выберем вид орнамента (растительный, геометрический или смешанный);

- выполним украшение варежек карандашом;

- выполним украшение варежек в цвете (фломастеры, цветные карандаши, краски).
-Ребята,  не забывайте  про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми
(слайд).

Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.

5-й этап. Итог урока. Рефлексия.

Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

- Ребята, сейчас мы подведем итог урока.

В:- чему учились на уроке?

В:- с какими новыми словами мы познакомились?

В:- что вам понравилось на уроке?

В:- что было сложным в выполнение работы?

(затем ребята вывешивают  работы  на доске)
– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре.                  В:- А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свои варежки?

Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:
1) составляют ли ваши варежки пару;
2) одинаковые ли получились узоры;
3) аккуратна ли ваша работа.


Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы.
(слайд )

(Примечание.)                                                                                                                              Уровни оценивания сформированности умения работать в паре: низкий – в узорах преобладают явные различия, нет сходства; в ходе работы не умеют договариваться, каждый настаивает на своем; средний – частичное сходство; высокий – одинаковый или очень похожий узор; в ходе работы обсуждают варианты, сравнивают работы для достижения результата.

Самоанализ урока ИЗО. (Григорьева Е.М.)

Класс: 1б

Тема урока: Как украшает себя человек.

-Урок проведен в соответствии с календарно-тематическим  планированием и является  одним из уроков  раздела «Ты украшаешь».Урок связан с предыдущими темами и знания полученные на данном уроке будут использоваться в изучении  последующих тем.

Цель: Дать представление об  орнаменте, рассмотреть виды орнамента (растительный и геометрический); научить использовать орнамент в украшение  варежек, работая в паре.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма организационной деятельности : работа в парах.

Для достижения наилучших результатов была выбрана следующая структура урока:

      1.   Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности к уроку)

      2.   Постановка цели и задач урока. Мотивация  учебной деятельности учащихся.

(Определение темы и задач урока. Мотивирование учащихся на изучение темы через вопросы и стихотворение –загадку.)

      3.   Учебно - познавательная деятельность.

   а) Актуализация знаний .                                                                                                                             (На данном этапе частично применяется метод проблемного обучения.)

  б) Получение новых знаний .                                                                                        

(Этап урока знакомит с особенностями орнамента. Используется словесный и наглядный метод. Метод обучения на данном этапе- информационно- репродуктивный.)

      4.   Самостоятельная творческая деятельность.                                                                              (Работа в парах, где  ребята определяют положение варежки и  выбирает орнамент для своей пары.)

      5.   Итог урока. Рефлексия.

(Учащиеся самостоятельно анализируют свои пары варежек и определяют правильность выполнения работы).

На каждом этапе урока шло формирование УУД:

Познавательные- знакомство с видами орнамента (растительный и геометрический);

Коммуникативные- сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Личностные- демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;

Предметные- демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства;

Регулятивные- анализирует и оценивает результат своего труда;

-Время, отведенное на все этапы урока рационально распределялось  и все этапы были  логично связаны между собой.                                                                                                                                                -На данном уроке использовались методические разработки , презентация «Как украшает себя

человек», учебники, шаблоны рукавички, музыкальный ряд. Это позволяет привлечь

внимание ребят и активизировать их творческий процесс.                                                                   Урок был направлен на:- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, внимания и памяти учащихся.Осознание ими содержания урока. Формирование рефлексивной, адекватной самооценки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.