Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"
    план-конспект урока по биологии (5 класс)

    Семёнова Анжела Николаевна

    Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека". Тип урока: перевернутый класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_bakteriy_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    учителя биологии Зелёновского филиала №2

    МБОУ Платоновской СОШ Рассказовского района

    Семёновой Анжелы Николаевны.

    Предмет: биология

    Класс:  5

    Тема урока:  Роль бактерий в природе и жизни человека

    Тип урока: перевернутый класс

    Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:

    обобщение и применение на практике учебной информации о роли бактерий в природе и жизни человека.

    Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»:

    - применять полученные знания и умения для решения практических задач при защите исследовательских проектов,

    - контроль уровня освоения материала о строении бактерий,

    - развитие метапредметных универсальных учебных действий.

    Техники и технологии: защита исследовательских проектов, технология проблемного обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, составление логических таблиц.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    Знать:

    Строение бактериальной клетки, роль бактерий в природе и жизни человека.

    Понимать:

    Отличия и сходства растительной и бактериальной клеток.

    Уметь:

    Защищать выполненные проекты, составлять логические таблицы.

    Постановка учащимися учебной задачи на основе необходимости применения полученных знаний на практике. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задач.

    Составление плана достижения цели, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

    Осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

    Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение создавать общения, устанавливать аналогии.

    Умение структурировать знания и устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний. Восприятие выступлений учащихся. Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе.

    Формирование экологического сознания,

    ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Осознанное осмысление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    Осознание возникающих трудностей и стремление к их преодолению.

    Освоение новых видов деятельности.

    Формирование ценности безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, правил личной гигиены.


    Организационная структура урока

    Типовые этапы урока

    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Положительный настрой на урок.

    Николай Заболоцкий написал такие строки:

    Сквозь волшебный прибор Левенгука

    На поверхности капли воды

    Обнаружила наша наука

    Удивительной жизни следы.

    Этот волшебный прибор был?

    Левенгук увидел следы жизни кого? О них и пойдет сегодня речь.

    Приветствуют учителя, проверяют наличия учебных принадлежностей

    Микроскопом

    Бактерий

    Создание проблемной ситуации

    Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного применения изученного материала

    Определение темы, цели и задач урока.

    Повторение и актуализация опорных знаний.

    Мотивация учебной деятельности.

    Закрепление и осмысление полученной информации.

    Физкультзанятие

    Постановка проблемного вопроса

    У нас сегодня урок – перевернутый класс. Не я вам буду объяснять, а вы покажите свои знания, умения применять полученные знания для решения поставленных целей.

    Дома вы просмотрели видеоурок Соловьева Романа Борисовича, прочитали параграф, изучили дополнительную литературу и теперь мы много что знаем о бактериях.

    Что же мы будем сегодня изучать?

    Какие же мы наметим задачи для реализации цели?

    На заседании нашего кружка «Природный комплекс пос. Зелёный» мы выращивали бактерий, рассматривали их под микроскопом, нарисовали с вами бактериальную клетку, используя данные Интернета, но строение клетки вы не знали, а теперь я уверена, что знаете. Я раздаю вам ваши рисунки. Вначале индивидуальная работа, вам надо подписать части бактериальной клетки.

    Проведем взаимооценку, поменяемся рисунками, проверим правильность выполнения задания, используя слайд презентации.

    Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы!

    А теперь групповая работа, вам необходимо заполнить логическую таблицу «Синтезатор сравнения и противопоставления», сравнить бактериальную и растительную клетку.

    Обсудим результаты проделанной работы

    Повторим некоторые вопросы жизнедеятельности бактерий.

    Опрос «да-нет»:

    1) Бактерии-сапротрофы питаются мертвыми органическими веществами.

    2) Бактерии-паразиты питаются органическими веществами живых организмов.

    3) Цианобактерии – паразиты растений (способ питания похож на растительный)

    4) При благоприятных условиях бактерии за 40 минут урока успевают поделиться 2 раза.

    5) В неблагоприятных условиях бактерии образуют семена, которые переносят нагревание до +140 и охлаждение до -253 градуса (споры).

    6) Бактерии очень маленькие, поэтому они играют незначительную роль в природе.

    Давайте докажем обратное.

    Роль бактерий в природе и жизни человека

    Повторить строение бактериальной клетки, сравнить с растительной клеткой; выяснить положительное и отрицательное значение бактерий в природе и жизни человека.

    Индивидуальная работа,  подписывают части бактериальной клетки

    Взаимооценка

    Поднимают руку

    Сходство: все свойства живого (питание, рост, размножение..), клеточная стенка, цитоплазма.

    Отличия:

    -строение клеточной стенки (растения-целлюлоза, бактерии-муреин),

    -наличие ядра, жгутиков. крупной вакуоли, пили, хлоропластов

    -размеры (растения-крупнее)

    -движение цитоплазмы (у растений есть)

    -самостоятельность (у бактерий)

    Обсуждение результатов: по очереди называют черты сходства и отличий

    «Да» - встают, «нет» - садятся.

    Да (встали)

    Да (стоим)

    Нет (сели)

    Да (встали)

    Нет (сели)

    Нет (сидим)

    Защита исследовательских проектов

    Обсуждение реализованных проектов

    Организация деятельности учащихся по предъявлению результата применения

    учебной информации.

    Мы поделились на 2 группы, выполнили мини-проекты, результатом которых стали составленные вами презентации с практическими рекомендациями.

    Защита проекта I группой «Вручение почетной грамоты»

    Защита проекта II группой «Разыскивается опасный преступник»

    Обобщение знаний

    Обобщение полученных

    знаний

    Составим логическую таблицу «Куб»

    Куб имеет 6 граней, учащиеся мысленно подбрасывают его и отвечают на вопросы таблицы.

    4 - Австралийские геологи обнаружили в Гренландии ископаемые остатки цианобактерий, — которые на сегодняшний день являются древнейшими следами жизни на Земле.

    Они жили на Земле 3,7 миллиарда лет назад, то есть, с геологической точки зрения, «вскоре» после возникновения планеты, произошедшего примерно 4,5 миллиарда лет назад.

    Подведение итогов.

    Рефлексия

    Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности.

    Решение проблемного вопроса, поставленного вначале урока.

    В будущем станет возможным использовать бактерии как биомаркеры заболеваний. То есть по ним можно будет судить о характере болезни.

    Делает выводы о работе учащихся, выставляет оценки.

    Итак, мы многое узнали о бактериях, их значении. А что нового вы узнали о себе? Посмотрим еще раз на эпиграф нашего урока

    «Знать-уметь-действовать».

    Бактерии оказывают огромное влияние на природу Земли и жизнь человека.

    Проводят само- и взаимооценку.

    Рефлексируют, анализируют, какие умения и навыки отработали и закрепили.

    Мы знаем строение бактериальной клетки. Умеем выращивать бактерий, составлять презентации. Знаем, как надо действовать, чтобы бактерии оказывали на нас только положительное влияние.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

    Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

    Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

    Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

    Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

    Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

    Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

    Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

    Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

    Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...

    Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »

    Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...

    Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »

    Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...