Главные вкладки

    Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.zip17.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учитель

    Коротаева Галина Васильевна МКОУ «Орловская СОШ»

    Предмет

    биология

    Класс

    5

    Дата проведения урока

    22 декабря 2015 г.

    Тема урока

    Тема «Роль бактерий в природе и жизни человека»

    Тип урока

    Изучение нового материала

    Форма урока

    Групповая, индивидуальная

    Информационно – методическое обеспечение урока

    1.Презентация в формате PowerPoint

    2. Видеоролики по теме занятия

    3. Учебник  В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс

    Цель:  познакомить  обучающихся  с различными группами бактерий, раскрыть их роль в природе и жизни человека.

    Задачи:

    Образовательная: расширение представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическом значении в жизни человека; формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле

    Развивающая: развитие у обучающихся умение анализировать и делать выводы; формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

    Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему; применение полученных  знаний  о бактериях для обоснования способов хранения продуктов питания, профилактики заболеваний; воспитание сознательного отношения к учебной работе, самостоятельности.

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные: развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий. способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

    Предметные: знакомство с многообразием бактерий. их ролью в природе и жизни человека.

    Метапредметные: формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.

    Технологическая карта урока

    по теме   «Роль бактерий в природе и жизни человека»

    № п/п

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

    1

    Организационный момент

    Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места.

    Меня зовут Галина Васильевна. Я учитель биологии в МКОУ «Орловская СОШ» и сегодня я у вас проведу урок.

    Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

    Познавательные: слушают учителя.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

    Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

     

    2

    Актуализация знаний обучающихся

    Ребята, когда я к вам собиралась сегодня,  мои пятиклашки передали вам необычное видео. Давайте его посмотрим. Видео

    Итак, чтобы разрешить спор девочек,  нам обходимо сегодня дружно и активно, поработать на уроке. Вы согласны?  

    На экране кисломолочный продукт, корни фасоли с клубеньками, больной ОРВИ

    Ребята, как вы думаете, что общего между стаканом скисшего молока, растением люпин, и больными ОРВИ?

    (Их объединяет общая причина – бактерии)

          Мы живём в мире, плотно заселённом бактериями. На каждую клетку человеческого организма приходится около десяти клеток бактерий, живущих в том же организме. Конечно, если бы все эти бактерии были вредны для человека, вряд ли люди смогли бы выжить в таком окружении. Следовательно, наверняка бывают и положительные бактерии.

    Проблема: Часто в разговорах наши бабушки, дедушки, родители, соседи говорят: отчего греется влажное сено? По какой причине скисает молоко? Почему подымается тесто? А вот прыщик, самый обыкновенный прыщик, почему он вскочил у меня на шее?

        Для того чтобы ответить на эти повседневные вопросы нам прежде всего нужно определить тему нашего сегодняшнего урока.

    Ребята, какая же тема нашего урока?

    Слушают, смотрят видеоролик, готовятся к ответу

    Ответы обучающихся

    Ответы обучающихся 

    Обучающиеся называют тему урока

    Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

    Регулятивные: ориентируются в материале; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

    3

    Изучение нового материала

    Ребята, оказывается в нашей жизни, есть не только вредные бактерии, но и полезные, без которых ни мы, ни животные не можем обойтись.

    Интересно вам узнать какие бактерии бывают? 

    А для этого , я вам расскажу сказку. В некотором царстве, в некотором государстве под названием Бактерляндия жил-был царь. У него было четыре сына. Мирно жили в государстве братья. Сыновья  помогали отцу в управлении государством, но однажды   один из принцев решил захватить власть в свои руки. И наслал на жителей страны разные болезни. Три брата встали на защиту жителей и стали бороться со злом. Началась война. И казалось,  этой войне не будет конца. Чтобы остановить войну надо помирить братьев и вернуть спокойствие и порядок в государство.

     Ребята, давайте поможем государству Бактерляндия вернуть все на свои места, чтобы в царстве вновь наступил мир и порядок. Поможем? Задачи урока:  Речь пойдет на уроке о значении бактерий. Работа в парах, с помощью учебника

    Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты  расставлены заранее). Каждая группа получает необходимые материалы для работы.

    Прочитайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Группа 2 заполняет две строки в таблице. Материал параграфа состоит из четырех пунктов. Каждая группа работает  над своим вопросом.

    1 группа «Бактерии разложения и гниения».

    Выступление обучающихся первой группы

    Бактерии гниения

    Мы - бактерии гниения.

    Нас не любят, к сожалению.

    Портим мы у вас продукты:

    Мясо, овощи и фрукты.

    Портим всё: бумагу, сено.

    Но нужны мы, несомненно:

    Санитары мы Земли.

    Трудимся без устали.

    Кто уходит в мир иной,

    Превращаем в перегной.

    2 группа – « Почвенные бактерии»

    Выступление обучающихся первой группы

    Почвенные бактерии

    Молодцы вы, но без нас

    Не смогли бы жить растения.

    Перегной мы после вас

    Превращаем в удобрения

    Минеральные. И вот

    Корень в почве их найдёт,

    В лист зелёный передаст.

    Лист для всех живых создаст

    Органическую пищу:

    Для животных, человека,

    Для бактерий и грибов.

    Потому без лишних слов

    Мы, признайте, лучше всех. 

    3 группа - «Молочнокислые бактерии»

     Я главней! Ты - почвы житель.

    Я же в почве жить не стану.

    Превращаю в сыр, в сметану

    Я парное молоко.

    А ещё капусту сквашу,

    Огурцы, томаты ваши

    Сохраню я много дней.

    Кукурузу, что скосили,

    Превращу я в сочный силос.

    Ну, скажите ж, кто нужней?!

    4 группа – «Болезнетворные бактерии»

    Мы тоже живём в кишечнике.

    И с нами болеет он.

    Я - палочка дизентерийная,

    Холерный я вибрион.

    Попробуй, не вымой руки,

    Мы сразу тебя найдём.

    Уж мы нe умрём от скуки.

    Мы живо тебя изведём!

    Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде.

    Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

    Ответы обучающихся

    Ответы обучающихся

    Делятся на группы и выполняют задания

    Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям.

    Личностные: формируется научное представление на основе практической деятельности

    Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме умеют извлечь существенную информацию из источников информации

    4

    Физкультминутка

    Это лёгкая забава.

    Это лёгкая забава —

    Повороты влево-вправо.

    Нам известно всем давно —

    Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

    Приседаем быстро, ловко.

    Здесь видна уже сноровка.

    Чтобы мышцы развивать,

    Надо много приседать. (Приседания.)

    А теперь ходьба на месте,

    Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

    Выполняют упражнения

    5

    Закрепление

    Организует закрепление знаний.

    Закрепление (Видеовопросы)

    1.Какие бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которыми затем питаются растения

    2.Каких бактерии можно назвать «природными санитарами».

    3.Какие бактерии поглощают из воздуха азот и обогащают почву его соединениями, живут в симбиозе с бобовыми растениями

    4.Эти  бактерии участвуют в приготовление молочнокислых продуктов (творога, простокваши, масла, сметаны), силосования кормов, закваски капусты, засолки огурцов и помидоров

    5.Эти бактерии вызывают инфекционные заболевания человека, животных

    Ответы:

    1. Почвенные.
    2. Гнилостные.
    3. Клубеньковые.
    4. Молочнокислые.
    5. Болезнетворные.

    Итак, ребята мы с вами навели идеальный  порядок в царстве  Бактерляндия и разрешили спор девочек. А также выяснили, какие бактерии положительную роль играют в природу и в жизни человека, а какие отрицательную роль.

    Слушают учителя, просмотр видеороликов и ответы обучающихся

    6

    Рефлексия и  оценивание

    Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

    • Сегодня на уроке я научился…
    • Своей работой на уроке я …
    • Урок заставил меня задуматься о …
    • А особенно мне удалось …
    • Я понял, что …
    • Мне было интересно, потому что …
    • Для меня стало открытием, что …

    Оценивание с помощью сигнальных карточек

    Оценка « 5»- синяя карточка

    Оценка « 4»-желтая карточка

    Оценка « 3»- красная карточка

    Анализируют,  делают выводы, оценивают себя с помощью сигнальных карточек

    Личностные: развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели;

    формирование позитивной моральной самооценки.

    7

    Домашнее задание

    параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8 с.63.  

    Записываю домашнее задание

    Личностные; развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов; формирование способности формулировать и задавать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности.

    8

    Подведение итогов

    Комментарии учителя.
    Итак, вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна. Если вам что то не непонятно, то поднимите одну руку. Если вам всё было понятно, поднимите две руки и похлопайте себе. Молоды! Спасибо большое за урок! Вы можете быть свободны!

    Слушают учителя

    Личностные: проявляют интерес к занятию по изучаемой теме и результатам ее освоения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

    Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

    Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

    Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

    Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

    Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

    Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

    Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...

    Технологическая карта урока по теме "Роль государства в экономике"

    Технологическая карта разработана для урока обществознания в 8 классе. На уроке ученики получат возможность через решение экономической задачи увидеть проблемную ситуацию, формируется представление о ...

    Технологическая карта урока по теме «Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)»

    Технологическая карта урока по теме "Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)"...

    "Роль бактерий в природе и жизни человека" 5 класс.

    Технологическая карта урокаУчительОоржак Мира МергеновнаПредметБиологияКласс5 «Б»Дата проведения урока Тема урокаТема «Роль бактерий в природе и жизни человека» ...