"Роль бактерий в природе и жизни человека" 5 класс.
презентация к уроку по биологии (5 класс)

Ооржак Мира Мергеновна

 Технологическая карта урока

Учитель

Ооржак Мира Мергеновна

Предмет

Биология

Класс

5 «Б»

Дата проведения урока

 

Тема урока

Тема «Роль бактерий в природе и жизни человека»

 

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Групповая, индивидуальная

Информационно – методическое обеспечение урока

1.Презентация в формате PowerPoint    2. Раздаточный материал.

3. Учебник  В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс

 

Цель:  познакомить  обучающихся  с различными группами бактерий, раскрыть их роль в природе и жизни человека.

Задачи: Образовательная: расширение представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическом значении в жизни человека; формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле

Развивающая: развитие у обучающихся умение анализировать и делать выводы; формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему; применение полученных  знаний  о бактериях для обоснования способов хранения продуктов питания, профилактики заболеваний; воспитание сознательного отношения к учебной работе, самостоятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий. способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Предметные: знакомство с многообразием бактерий. их ролью в природе и жизни человека.

Метапредметные: формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.

Технологическая карта урока

по теме   «Роль бактерий в природе и жизни человека»

 

№ п/п

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

1

Организационный момент

Добрый день, ребята! Давайте мы с вами проведем открытый урок.

 

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

 

Познавательные: слушают учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

 

2

Актуализация знаний обучающихся

Вы согласны все отвечать на вопросы?

Давайте все вместе посмотрим на экран, и вспомним. То что мы изучали ранее.

Я вам раздам карточки для индивидуальной работы. И мы все очень быстро поработаем.  

      Мы живём в мире, плотно заселённом бактериями. На каждую клетку человеческого организма приходится около десяти клеток бактерий, живущих в том же организме. Конечно, если бы все эти бактерии были вредны для человека, вряд ли люди смогли бы выжить в таком окружении. Следовательно, наверняка бывают и положительные бактерии.

Проблема: Давайте ответим на вопрос: нужны ли бактерии ?

Ребята, какая же тема нашего урока?

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся называют тему урока

Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: ориентируются в материале; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

3

Изучение нового материала

Ребята, оказывается в нашей жизни, есть не только вредные бактерии, но и полезные, без которых ни мы, ни животные не можем обойтись.

Интересно вам узнать какие бактерии бывают?

А для этого , я вам расскажу сказку. В некотором царстве, в некотором государстве под названием Бактерляндия жил-был царь. У него было четыре сына. Мирно жили в государстве братья. Сыновья  помогали отцу в управлении государством, но однажды   один из принцев решил захватить власть в свои руки. И наслал на жителей страны разные болезни. Три брата встали на защиту жителей и стали бороться со злом. Началась война. И казалось,  этой войне не будет конца. Чтобы остановить войну надо помирить братьев и вернуть спокойствие и порядок в государство.

 Ребята, давайте поможем государству Бактерляндия вернуть все на свои места, чтобы в царстве вновь наступил мир и порядок. Поможем? Задачи урока:  Речь пойдет на уроке о значении бактерий. Работа в парах, с помощью учебника

Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты  расставлены заранее). Каждая группа получает работает самостоятельно.

1 группа «Бактерии разложения и гниения».

Выступление обучающихся первой группы

Бактерии гниения

Мы - бактерии гниения.

Нас не любят, к сожалению.

Портим мы у вас продукты:

Мясо, овощи и фрукты.

Портим всё: бумагу, сено.

Но нужны мы, несомненно:

Санитары мы Земли.

Трудимся без устали.

Кто уходит в мир иной,

Превращаем в перегной.

2 группа – « Почвенные бактерии»

Выступление обучающихся первой группы

Почвенные бактерии

Молодцы вы, но без нас

Не смогли бы жить растения.

Перегной мы после вас

Превращаем в удобрения

Минеральные. И вот

Корень в почве их найдёт,

В лист зелёный передаст.

Лист для всех живых создаст

Органическую пищу:

Для животных, человека,

Для бактерий и грибов.

Потому без лишних слов

Мы, признайте, лучше всех. 

3 группа - «Молочнокислые бактерии»

 Я главней! Ты - почвы житель.

Я же в почве жить не стану.

Превращаю в сыр, в сметану

Я парное молоко.

А ещё капусту сквашу,

Огурцы, томаты ваши

Сохраню я много дней.

Кукурузу, что скосили,

Превращу я в сочный силос.

Ну, скажите ж, кто нужней?!

4 группа – «Болезнетворные бактерии»

Мы тоже живём в кишечнике.

И с нами болеет он.

Я - палочка дизентерийная,

Холерный я вибрион.

Попробуй, не вымой руки,

Мы сразу тебя найдём.

Уж мы нe умрём от скуки.

Мы живо тебя изведём!

Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде.

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

Ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

Делятся на группы и выполняют задания

 

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям.

Личностные: формируется научное представление на основе практической деятельности

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме умеют извлечь существенную информацию из источников информации

 

 

 

 

4

Физкультминутка

 

Это лёгкая забава.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Выполняют упражнения

 

5

Закрепление

 

Организует закрепление знаний.

индивидуальная работа учащихся, заполняют карточки для индивидуальной работы, сразу идет проверка при помощи презентации

Слушают учителя, заполняют карточки

 

6

Рефлексия и  оценивание

Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Своей работой на уроке я …
  • Урок заставил меня задуматься о …
  • А особенно мне удалось …
  • Я понял, что …
  • Мне было интересно, потому что …
  • Для меня стало открытием, что …

Оценивание с помощью сигнальных карточек

Оценка « 5»- зеленая карточка

Оценка « 4»-желтая карточка

Оценка « 3»- красная карточка

Анализируют,  делают выводы, оценивают себя с помощью сигнальных карточек

Личностные: развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели;

формирование позитивной моральной самооценки.

 

7

Домашнее задание

  • 1.Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Что вы будете делать?
  • 2. Прочитать параграф, устно ответить на вопросы параграфа3.* Творческая работа.  В тетрадь запишите свое рассуждение «Что было если бы не было бактерий?»

Записываю домашнее задание

Личностные; развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов; формирование способности формулировать и задавать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности.

8

Подведение итогов

Комментарии учителя.
Итак, вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна. Если вам что то не непонятно, то поднимите одну руку. Если вам всё было понятно, поднимите две руки и похлопайте себе. Молоды! Спасибо большое за урок! Вы можете быть свободны!

Слушают учителя

Личностные: проявляют интерес к занятию по изучаемой теме и результатам ее освоения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок к конкурсу «Учитель года 2021», школьный этап Учитель биологии Ооржак Мира Мергеновна, I категория. 5 «Б» класс Чадан-2021

Слайд 2

Включения с запасными питательными веществами Ядерное вещество Жгутики Цитоплазма Оболочка Задание 1. Подпишите основные органоиды бактериальной клетки.

Слайд 3

Задание 2. Подпишите название форм бактериальных клеток. 1. 2 . 3 . 4 . Кокки Бациллы Вибрионы Спириллы 9- 8б- «5» 7- 6б- «4» 5- 4б- «3»

Слайд 4

Вопросы для устного повторения Как питаются бактерии? Как происходит размножение бактерий? Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий? Какие среды обитания заселили бактерии?

Слайд 5

Возможна ли жизнь на Земле без бактерий… ?

Слайд 6

Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека

Слайд 7

Группы бактерий Гниения Почвенные Болезнетворные Клубеньковые Молочнокислые

Слайд 8

Бактерии гниения Среда обитания –повсеместно Значение: перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной.

Слайд 9

Бактерии гниения и разложения участвуют в круговороте веществ « санитары планеты»

Слайд 10

Бактерии почвенные Среда обитания – почва Значение: р азлагают перегной до минеральных веществ, необходимых растениям для жизни

Слайд 11

Болезнетворные бактерии Среда обитания- организмах Значение: вызывают заболевания у человека. Поражают растения и животных

Слайд 12

Туберкулез - одно из древнейших инфекционных заболеваний

Слайд 13

Клубеньковые бактерии Среда обитания- на корнях бобовых растений, в почве Значение: выделяют азотные соединения, которые используют растения; повышают плодородие почвы

Слайд 15

Молочнокислые бактерии Среда обитания- в различных органических веществах Значение: способствуют скисанию молока, квашению овощей, силосованию кормов

Слайд 16

Консервирование - изоляция продуктов питания от внешней среды. Хранение в вакууме - отсутствие кислорода. Кипячение - убивает бактерии. Соление - в соли живые организмы не живут практически. Замораживание - чем ниже температура, тем медленнее идут все процессы

Слайд 17

Бактерии используют для очистки сточных вод

Слайд 18

Профилактика инфекционных заболеваний Контроль за источниками воды и пищевыми продуктами . Своевременное выявление и лечение больных. Карантин . .. Дезинфекция. Прививки. . Соблюдение правил личной гигиены.

Слайд 19

В природе В жизни человека Значение бактерий

Слайд 20

В природе В жизни человека 1.Образовали почву. 2.Образуют перегной. 3.Обогащают почву азотом. 4.Поставляют в атмосферу кислород. 5.Приняли участие в образовании природного газа, отложении железных руд. 1.Получение кисломолочных продуктов. 2.Квашение овощей. 3.Получение лекарств. 4.Помогают пищеварению. 5.Портят продукты питания. 6.Вызывают заболевания. 7. Используют для очистки сточных вод Значение бактерий

Слайд 21

Ответ : Жизнь без бактерий на Земле невозможна. 1 . Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор в перегной почвы. 2. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. 3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом . Вопрос: Возможна ли жизнь на Земле без бактерий…

Слайд 22

Рефлекция Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что …

Слайд 23

Домашнее задание: 1.Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Что вы будете делать? 2. Прочитать параграф № 12, устно ответить на вопросы параграфа, стр.56-63. 3 .* Творческая работа. В тетрадь запишите свое рассуждение «Что было если бы не было бактерий?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Презентация: "Роль бактерий в природе и жизни человека".

Презентация к уроку в 6 классе по программе В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...

Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. .

Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий. Воспи...