Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
учебно-методический материал (биология, 6 класс) по теме

Лоза Татьяна Ивановна

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_urok_4.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок № 4

Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Номер

учебного

элемента

(УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению

учебного

материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

  1. познакомиться с особенностями строения бактериальной клетки;
  2. выяснить, как бактерия питается и размножается;
  3. узнать, какую роль играют  бактерии в природе и жизни человека;
  4. отработать умение работать с микроскопом.

Прочитай цель урока.

Тему урока и число запиши в тетради

УЭ-1

Проверка домашнего задания.

Цель: проверим знания по предыдущей теме «Жизнедеятельность клетки. Ткани»


Задание №1 (5 баллов)


Реши тест о жизнедеятельности клетки:

  1. Питательные вещества и воздух в клетке перемещаются за счет:

А) движения клетки

Б) межклеточного вещества

В) движения цитоплазмы

Г) роста клетки


  1.  В клетке хромосомы находятся в:

А) цитоплазме

Б) ядре

В) вакуолях

Г) межклетниках


  1. Значение ядра в клетке:

А) выполняет защитную функцию

Б) придает ей форму

В) участвует в делении

Г) осуществляет связь между органоидами


  1. В молодой клетке ядро располагается:

А) в центре клетки

Б) в вакуолях

В) прилегает к оболочке

Г) в межклетниках


  1. Растворы веществ поступают в клетку:

А) через хлоропласты

Б) через поры в оболочке

В) через ядро

Г) через вакуоли


Задание №2  (5 баллов)

Реши тест о тканях:


  1. Тканью называют:

А) кожицу лука

Б) мякоть томата

В) часть листа элодеи

Г) группу клеток, сходных по строению и выполняющих определенную функцию


  1. Какая ткань выполняет защитную функцию?

А) механическая

Б) покровная

В) проводящая

Г) образовательная


  1. У какой ткани оболочки клеток одревесневают?

А) механическая

Б) покровная

В) проводящая

Г) образовательная


  1. По какой ткани передвигаются питательные вещества?

А) механическая

Б) покровная

В) проводящая

Г) образовательная



  1. Какая ткань участвует в образовании других тканей?

А) механическая

Б) покровная

В) проводящая

Г) образовательная

Прочитай



Закодируй ответы на тест в обыкновенную тетрадь,
для проверки передай тетрадь соседу, проверь по коду на доске.


Запиши количество полученных баллов на полях тетради.

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: познакомься с особенностями формы и строения бактериальной клетки


Задание №1 (6 баллов)

Ответь на вопросы:

- на какие царства делят живые организмы?

- представителей какого царства начали изучать только после изобретения микроскопа? Почему?


                  Живые организмы


Безъядерные                              ядерные

(доядерные)



Бактерии  сине-зеленые      грибы   растения

                      Водоросли            животные

                  (цианобактерии)


Задание №2


Рассмотри в микроскоп готовые микропрепараты бактерий.


Задание №3 (8 баллов)

Заполни схему задания 21 в рабочей тетради.







Задание№4 (5 баллов)

На схеме подпиши части бактериальной клетки в задании 22 рабочей тетради.


Прочитай



Ответь учителю,



Схему перерисуй в обычную тетрадь.












Все необходимое получи в учителя.




Открой рабочую тетрадь на стр.12

Самостоятельно заполни схему, при необходимости обратись к учебнику на стр.28, подсчитай количество баллов.

На стр.28 найдешь и строение бактериальной клетки.



УЭ-3


Изучение нового материала

Цель: выясни, как бактерия питается и размножается


Задание №5 (5 баллов)

Выполни задание 23 в рабочей тетради.


Задание №6

Ответь для себя на вопросы:

- как питаются растения?

- могут ли бактерии питаться путем фотосинтеза?


Задание №7

Прочитай текст:

« Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно.

Гетеротрофное питание – это питание готовыми органическими веществами.


                    Питание


Гетеротрофное                 автотрофное


Сапрофиты                               фотосинтез

                 Паразиты



Паразиты – организмы, которые живут за счет питательных веществ другого организма.

Сапрофиты – организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или продуктами жизнедеятельности живых организмов».





Задание №8

Прочитай текст «Размножение бактерий» на стр.30 учебника.


Задание №9 (2 балла)

Выполни задание 24 в рабочей тетради.


Прочитай



23 задание на стр.12









Внимательно прочитай и постарайся все запомнить.



Схему перепиши в обычную тетрадь.


















Открой учебник на стр.30, а потом рабочую тетрадь стр.13



 




УЭ-4

Изучение нового материала

Цель: узнай, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека


Задание № 10 (3 балла)

Выполни задание 26 в рабочей тетради.




Прочитай



Открой тетрадь на стр.13, обратись к учебнику стр.31

УЭ-5

Закрепление

Цель: давай выясним, хорошо ли ты все понял?

Задание №11 (5 баллов)

Реши тест:

  1. Бактерии- это:

А) многоклеточные организмы

Б) одноклеточные организмы без ядра

В) клетка, имеющая ядро

Г) клетки только круглой формы


  1. Бактериальная клетка отличается от растительной:

А) наличием цитоплазмы

Б) наличием оболочки

В) отсутвием оформленного ядра

Г) наличием вакуоли


  1. Образование спор у бактерий – это:

А) способ размножения

Б) способ питания

В) способ деления

Г) способ выживания в неблагоприятных условиях


  1. По способу питания бактерии:

А) только паразиты

Б) только сапрофиты

В) как паразиты, так и паразиты

Г) только фотосинтезирующие


  1. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

А) одному выгодно, а другому нет

Б) не выгодно обоим

В) безразлично обоим

Г) выгодно обоим


Задание №11 (10 баллов)

Заполни таблицу «Значение бактерий»

Группа бактерий

Пользу или

вред приносят

Сапрофиты или паразиты

гнилостные



клубеньковые



молочнокислые



уксуснокислые



почвенные



Прочитай



Закодируй ответы в обычную тетрадь.

Сверь свои ответы с ответами на доске.

Подсчитай баллы



























Перенеси таблицу в обычную тетрадь и заполни.

УЭ-6

Подведение итогов

Цель: Подсчитай баллы за урок и выставь себе оценку за работу.


Примечание:

50-54 балла  - «5»

43-49 баллов – «4»

36-42 балла   - «3»

Посчитай количество баллов за весь урок.

Выставь себе оценку.

Тетради сдай учителю.


Домашнее  задание § 5 и 6

запиши в дневник.

УЭ-7

Рефлексия

  1. Что полезного узнал на уроке?
  2. Как ты на нем себя чувствовал?

Уверено? Нет?

Обсуди результаты урока с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе и жизни человека

Презентация к уроку биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе и жизни человека" 6 класс...

Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека

Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и жизни человека".

Разработка урока с элементами технологии проблемного обучения...

Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »

Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...