Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. .
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Зарипова Гульнур Галимулловна

Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.

 

Воспитательные: поощрять товарищество, доброту, формировать гуманные отношения на уроке; вырабатывать умение работать в коллективе; развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, мотивировать к соблюдению правил личной гигиены; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам.

 

Развивающие: развивать речь уч-ся, словарный запас, коммуникационные свойства речи; отрабатывать навык анализа и синтеза, сравнения, определения понятий, ставить и разрешать проблемы, умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, делать выводы; продолжать формировать умение изображать биологические объекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

ФИО учителя:

 Зарипова Гульнур Галимулловна

Класс:

5  класс  

Дата урока:

26.10

Время урока:

 8.30

Предмет:

Биология  

Тема:

Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. 

Компетенция:

Активный гражданин.

Зона роста:

Воспитание патриотизма обучающихся на уроках биологии..

Цели урока:

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность»

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.

Воспитательные: поощрять товарищество, доброту, формировать гуманные отношения на уроке; вырабатывать умение работать в коллективе; развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, мотивировать к соблюдению правил личной гигиены; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам.

Развивающие: развивать речь уч-ся, словарный запас, коммуникационные свойства речи; отрабатывать навык анализа и синтеза, сравнения, определения понятий, ставить и разрешать проблемы, умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, делать выводы; продолжать формировать умение изображать биологические объекты.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

  Мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы. Работая в малых группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. Использую  разные методы патриотизма  воспитываю   бережное отношение к природе и результатам труда человека,   развивают у учащихся интерес к изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

3 минуты

1 этап.

Мобилизующий этап
Этапы:

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих

3.Проверка готовности к уроку

4.Организация внимания.

Учитель приветствует учащихся.

Определяет отсутствующих.

Проверяет  готовности учащихся к уроку .

Учитель: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на сегодняшнем уроке.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Учитель раздает учащимся лист самооценки.

Учитель напоминаена уроке, используя лист самооценки.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 Биология : Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник/ Пасечник В.В.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015 г.

  17 минут

2 этап. Изучение нового материала.

I.Формулировка вместе с учащимися темы урока, цели и задачи изучения нового материала.

II. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

1.Строение бактерий

 Слайды 1-4

(последний слайд с бактериями)

Рецензирование ответов учащихся.

Слайд 5

Известный фактический материал предложен к рассмотрению в новом свете.

-Для чего нужны органоиды?

Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике: определить к каким Царствам принадлежат организмы.

Учащиеся  ставят перед собой    цель:

-Что я знаю о бактериях?

- Что я хочу о них узнать?

Учащеся записывают  тему урока в рабочую тетрадь.

Учащиеся  сравнивают  строение растительной и бактериальной  клетки.

https://arhivurokov.ru/multiurok/6/1/d/61d260d81b4f1af7bc8f21e14a27959578b91553/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-baktierii-stroie_1.png

Учитель обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки, называет возможные формы бактериальных клеток.

Учащиеся самостоятельно добывают знания.  Ведется поисковая работа.

Учащиеся анализируют  рисунки  по учебнику, выполняют  работы в тетради.

Учитель анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию

  1. Задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь

https://arhivurokov.ru/multiurok/6/1/d/61d260d81b4f1af7bc8f21e14a27959578b91553/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-baktierii-stroie_2.png

Учащиеся вспомнают  типы питания организмов, читают материал стр. 53  и определяют какие формы питания будут характерны для бактерий.

Самоорганизация процесса учения.

Учитель показывает практическую значимость материала:

-Почему бактерию можно считать живым организмом?

-Какое задание предстоит здесь выполнить?

 -Что вам в этом поможет?

Учитель актуализирует  чувственный опыт и опорные знания учеников. проводит  словарную  работу.

Учитель  обращается к учащимся: Посмотрите и сравните изображения бактерий. Чем они отличаются?

Работа в парах: проверка, взаимопомощь.

Учащиеся    читают   второго пункта параграфа 12.

Анализируют  содержание  рисунка стр. 28 , формы и размеры бактерий.

Сравнивают  форму бактерий.

Чтение первого пункта параграфа 12.

Работа по тетради: заполнение схемы с29 №40.

Задание: выбрать вырезанную бактерию, наклеить и написать  какой она формы.

 Уметь сопоставлять, выделять главное.


Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний


Учащиеся оказывают

 помощь своему товарищу, уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий.

Самостоятельное добывание знаний. Ведется поисковая работа.

Анализ рисунка по учебнику, выполнение работы в тетради.

Самоорганизация процесса учения.

Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов.

 Электронное приложение.

Слайды 1-4

 Слайд 5 с формами бактерий.

Слайд  6.

Слайд 6 строение растительной и бактериальной  клетки.

Слайд 7 «Формы и размеры бактериальных клеток».

Слайд 8-9

 3 минут

3 этап. Физкультминутка.

У нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. 
(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. 
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Упражнения для снятия усталости.

 

 

12  минут

4 этап. Первичное закрепление знаний

Самостоятельная работа учащихся.

Организую самостоятельную работу групп по заданиям.

1гр. - Размножение бактерий.

2 гр. Питание бактерий.

-Каждая группа находит  материал  на данную тему

( в соответствии с заданием) и готовиться выступать перед другой группой.

-А сейчас каждая группа представит нам результаты работы.

1 гр. У доски 1 учащийся рисует деление  бактерии.

2 гр. Знакомит учащихся  разными видами питания  бактерий.

Самостоятельная работа. (Приложение 1)

(Слайд  11)

Учитель предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы:

  • Фотосинтез - …….
  • Цианобактерии - ……
  • Автотрофы - …….
  • Синезеленые водоросли - …….
  • Почвенные бактерии-…………
  • Бактерии гниения и разложения-…..

Каким образом эти понятия взаимосвязаны между собой?

 Учащиеся планируют свои действия, в соответствии с поставленной задачей.

Поиск и выделение необходимой информации. (работа с пар11, 12 стр.53, стр. 54. по заданию.)

3. Применение метода информационного поиска.

Учащиеся оценивают свою работу, потом учитель  оценивает выполненное задание.

Учащиеся ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы заканчивают предложения.

 

Слайд  10

Слайд  11

 8 минут

5 этап. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.

Рефлексия

Учитель вместе с учащимися вспоминают цели которые были поставлены в начале урока и спрашивает их как они достигли этих целей. Что надо было делать чтобы ответить на эти вопросы?

1. Я добился запланированного результата?

2 Я выполнял все задания самостоятельно или в паре?

3. Какие вопросы вызвали затруднения?

4. Какой уровень задания я выполнял (а) базовый или повышенный? Полностью справился с заданием или частично?

5. Какую отметку я себе поставил? Почему?

Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом

Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты.

 Осмысляют полученные результаты по изучению темы, соотносят цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

2 минута

6 этап.

Домашнее задание

Домашнее задание:

§ 11, 12, вопросы на базовом и повышенном.

 Учитель объявляет домашнее задание и дает комментарии по выполнению домашнего задания:

Оценка «3» Параграф читать, устно ответить на вопросы в конце параграфов;

«4» Мини – сочинение «Что было бы, если б не было бактерий?  

 «5»

*Составить 10 вопросов по теме «Бактерии» с кратким ответом (слово или термин в ответе)

 *Составить 10 вопросов подразумевающих ответ «да»/«нет» (биологический диктант по теме «Бактерии»

*Подготовить сообщение о роли цианобактерий на Земле.

.

Слайд 12

Лист самооценки.

Ученика(ученицы) 5 класса

Ф.И._________________________________________________

Моя оценка :______________

1. Я добился запланированного результата?

2 Я выполнял все задания самостоятельно или в паре?

3. Какие вопросы вызвали затруднения?

4. Какой уровень задания я выполнял (а) базовый или повышенный? Полностью справился с заданием или частично?

5. Какую отметку я себе поставил? Почему?

Моя оценка __________________

Оценка учителя_________________

 

Приложение 1

Самостоятельная работа.

  • Фотосинтез - …….
  • Цианобактерии - ……
  • Автотрофы - …….
  • Синезеленые водоросли - …….
  • Почвенные бактерии-…………
  • Бактерии гниения и разложения-…..
  1. Каким образом эти понятия взаимосвязаны между собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Роль кислорода в природе и жизни человека"

Материал можно использовать в курсе химии 8 класса в теме "Кислород"...

Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

урок Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

Цели:Образовательные:Расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся.Сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.Задачи:Познакомить с мн...

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.Вариант можно использовать для подготовки к ЕГЭ по биологии....