Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Егорова Тамара Павловна

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.

Практическая  цель – изготовление кормушек и подкормка птиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_otkrytykh_urokov.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль открытых уроков.     

Проект урока

«Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

        Девиз: Знать, уметь, действовать.

Проект предназначен для учащихся 7 класса.

  1. Обзор проекта.
  1. Обоснование проекта.

 Принять участие в фестивале открытых уроков. Птицы имеют огромное значение в природе и в жизни человека – необходимо наиболее полно донести эту информацию до школьников.

  1. Актуальность проекта.

 Изучение значения птиц в природе и жизни человека – необходимое условие  

регулирования накопившихся социальных, экологических и культурных проблем нашего общества. Сегодня, когда государство уделяет этой проблеме недостаточное внимание, желательно организовать подобную деятельность и силами детских коллективов при непременном руководстве со стороны учителя.

Изучение экологии птиц помогает:

 понять, как человек осваивал природное окружение и взаимодействовал с ним, какие связи устанавливались между человеком и птицами;

увидеть преемственность эстетических эталонов окультуривания природы и экологически целесообразное размещение искусственных сооружений в преобразованных ландшафтах.

  1. Цель проекта.

Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.

Практическая  цель – изготовление кормушек и подкормка птиц.

  1. Сроки выполнения проекта:

Вся работа согласно проекту осуществляется в течение трёх недель.

  1. Формы работы учащихся.

 Беседы, семинары, Знакомство с научной экологической, культурологической, исторической, художественной и другой литературой, экскурсии в природу, самостоятельные исследования, теоретические и практические изыскания. Совместный труд с родителями дома по изготовлению кормушек для птиц, экскурсии в природу.

  1. Реализация проекта.
  1. Критерии при выборе птиц:
  • Птицы должны быть хорошо известны учащимся.
  • Осуществлять дифференцированный подход и учитывать индивидуальные особенности учащихся
  • Информация должна быть доступной учащимся
  • Нагрузка должна быть посильной

  1. Задачи деятельности.

1. Достижение понимания школьниками значимости птиц в природе и жизни человека посредством изучения их экологии

2. Привлечение внимания к проблеме сохранения и привлечения птиц.

3. Повышение уровня становления экологической культуры школьников путем активизации природоохранительного воспитания.

  1. Условия реализации проекта.

Педагогическое влияние на личность школьников в процессе развития видов деятельности, которые воздействовали бы на её интеллектуальную, духовную, эстетическую, нравственную, эмоциональную, волевую и другие сферы.  

  1. Этапы реализации проекта.

        Первый этап – подготовительный. Его начало приурочивается к изучению многообразия птиц. В этот период организуется учебно- исследовательская деятельность школьников по овладению ими:

  • Подготовительными теоретическими знаниями по изучению экологии птиц.
  • Навыками и умениями работы с дополнительной литературой.
  • Практическими умениями – определение птиц по силуэту, изготовление кормушек, выбор корма для птиц.

Преследует цель обобщения, углубления знаний и применение знаний на практике.

        Второй этап – основной.

        Он заключается в проведении конференции в рамках урока по биологии в седьмом классе согласно программе «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Уроки-конференции

как правило вызывают живой интерес у учащихся. Эта форма обучения позволяет повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор. Однако для проведения такого урока необходима тщательная подготовка. На подготовку урока-конференции требуется несколько недель. В течение этого времени учащиеся совместно с учителем выполняют большую работу:

  • Готовят экспонаты
  • Разрабатывают сценарий урока
  • Знакомятся с нужной литературой
  • Определяют объём материала и примерное содержание выступлений
  • Встречаются со специалистами
  • Привлекают к организации урока библиотекаря.

Третий этап – пропагандистский. Он включает:

  • Выпуск экологической газеты, листовок, лозунгов, аншлагов в защиту птиц.
  • Подготовку и проведение устного журнала для младших школьников «Птицы – наши друзья».

  1. Ожидаемые результаты

1 этап – сбор информации об экологии наиболее распространенных птиц, их значении в природе и жизни человека. Этот материал используется в дальнейшем при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

2 этап – конкретный вклад в дело охраны природы в виде подкармливания птиц.

3 этап – приобщение учеников 8 класса к осуществлению экологических проектов.

К планируемым результатам учебно-исследовательской и практической деятельности можно отнести знания и умения, которые школьники приобрели во время различных видов деятельности. По ним можно представить, что и как усвоили учащиеся в целом, а также выявить, в каких видах деятельности проявляются у разных детей те или иные знания, умения и качества личности.

        Заканчивается проект викториной для учащихся на занятии кружка «Охрана природы».

  1. Оценка  проекта.

        Успехи проекта оцениваются по степени активности школьников в деятельности по сбору информации и практической природоохранной работе. Таким образом, целенаправленный процесс формирования и развития экологической культуры во всех видах и формах общения с объектами природы составляет сущность   данного проекта, который конкретизирует и углубляет цели экологического образования и воспитания школьников (мало знать – нужно действовать).

  1. Информация о проекте.

        Для распространения информации о проекте используется сменный стенд в кабинете биологии «Природа».

 


ПЛАН—КОНСПЕКТ  УРОКА.

Тема: «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Цель урока:

  • Обобщение знаний учащихся по теме « Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
  • Воспитание экологической культуры.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся обобщают, закрепляют и углубляют знания по экологии птиц;
  • Осознание необходимости охраны и привлечения птиц;

Личностная значимость изучаемого материала для школьника.

Сохранять природу, все биоразнообразие—гражданский долг каждого человека, его конституционная обязанность.

Методы обучения: проблемный. Какую роль играют птицы на планете Земля?

Формы организации учебной деятельности: конференция.

Приемы деятельности учителя:

  • Организация помощи учащимся в подготовке и проведении урока;
  • Постановка нерешенных проблем;
  • Беседа о роли птиц на Земле;
  • Демонстрация кодопозитивов, фотографий и других материалов.

Познавательные задания:

  1. Какую роль играют птицы в природе?
  2. Значение птиц в жизни человека.
  3. Что необходимо делать человеку, чтобы сохранить птиц?
  4. Ваше личное участие в охране и привлечении птиц.

Организация деятельности учащихся:

Выступают с сообщениями, решают экологические задачи, вступают в дискуссии,

обобщают факты и делают выводы.

Развитие умений  учащихся:

  • Работать с дополнительной литературой;
  • Использовать имеющиеся знания;
  • Проводить наблюдения в природе;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Развивать опыт эмоционального значения;
  • Обобщать материал.

Основные понятия и термины урока: экология, среда обитания, природные сообщества, биогеоценоз, искусственные экосистемы, ООПТ, биоразнообразие, цепи питания, устойчивое равновесие, экологическая ниша.

Источники информации: учебники «Биология» 7-8 класс, дополнительная литература, исследовательские работы учащихся, телевизионные программы, экологические газеты «Зеленый парус» и «Берегиня».

Оборудование: Компьютер, диски, презентация, книги о птицах, таблицы и картины с изображениями птиц, фотографии, карточки с заданиями, карта заповедников России, исследовательские работы учащихся.

Ход урока:

|--Оргмомент и постановка учебных задач.

||--Проведение конференции.

  1. Вступительное слово учителя. (Тихо звучит музыка и птичьи голоса). Послушайте, посмотрите, почувствуйте сколь удивителен мир птиц! Появились птицы на нашей планете более 100 миллионов лет назад. Общее количество птиц около 100 миллиардов, а вот количество видов около 9000 видов. Птицы наряду с другими позвоночными составляют один из важных природных компонентов. Пернатые многообразны как в видовом отношении, так и по общей численности, поэтому роль их в природе и жизни человека существенна. Этому вопросу и посвящена наша конференция.

Если бы у нас была возможность, мы пригласили бы специалистов и людей самых разных профессий. Кто же примет участие в работе нашей конференции? (Участники получают таблички с обозначением профессий: эколог, биолог, агроном, лесовод, охотовед, инженер –конструктор, поэт, художник, врач и т. д.)

Позвольте конференцию, посвященную значению птиц в природе и жизни человека, считать открытой.

Мы приступаем к обсуждению сообщений, в ходе которого должны обобщить материал по теме, сделать выводы и принять резолюцию по данному вопросу. Для этого вы получите рабочие заготовки, заполните их и сдадите в конце урока на проверку.

Учащиеся получают листы с подготовленной таблицей:

Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.

Значение птиц в природе.    

Значение птиц для человека.

Система мероприятий по охране птиц:

1.

2.

3.

4.

5.

Выводы:

2.Выступление учащихся с сообщениями по темам, предложенным заранее.

Птицы—потребители готовых органических веществ, создаваемых  растениями.

Значение птиц в жизни растений.

Решаем экологическую задачу (использование графопректора и кодопозитивов «Биогеоценоз дубрава»). Почему деревья, посаженные вдоль поля (лесополоса), сильно повреждались вредителями. (Необходимо вместе с деревьями сажать кустарники, на которых насекомоядные птицы строят свои гнёзда)

Взаимоотношения птиц и других животных.

Прослушав сообщение и записав соответствующие выводы в таблицу, выполняем задание на магнитной доске: составить пищевую цепь с помощью магнитных знаков. 

(Зеленое растение, насекомое, насекомоядная птица, хищная птица).

Выполнение задания проверяется и обсуждается в ходе конференции.

Учащимся предлагается фотозагадка: кого съели и кто съел? (На фотографии пёрышки голубя, съеденного ястребом).

Влияние на численность птиц паразитирующих на них беспозвоночных животных.

Учащиеся приводят примеры (паразитические черви, вши, клещи).

Роль птиц в жизни человека.

Заслушивается сообщение учащегося.

Решается экологическая задача. В Китае обычного воробья объявили врагом народа и уничтожили во всей стране. Увеличилось количество вредителей, что привело к снижению урожая риса. Пришлось китайцам закупать воробьёв за границей. (Воробей питается семенами растений, но птенцов своих выкармливает животной пищей).

Беседа с участниками конференции об эстетическом значении птиц. 

Учащиеся вспоминают картины известных художников, читают стихи, вспоминают имена известных писателей и их произведения, цитируют строки популярных песен, посвященных птицам. Каждый старается вспомнить свою любимую птицу.

Влияние деятельности человека на численность птиц в природе.

Заслушивается сообщение учащегося по данному вопросу, проводится обсуждение с использованием записей на доске.

9000 видов

1200 видов в угрожающем состоянии

  650 видов близки к этому

   123 вида занесены в Красную книгу России

За 20 веков исчезло 70 видов птиц, за один только 21 век может исчезнуть 1200 видов!!!

Птицей 2005 года объявлена сова.

Система мероприятий по охране и привлечению птиц. 

Учащиеся в процессе беседы высказывают свои предложения и делают соответствующие записи. Учитель дает небольшую информацию о Союзе охраны птиц России и предлагает принять участие в работе по учету птиц во время весеннего пролета.

2. Учитель делает краткий анализ проделанной работе. Учащиеся сдают  листы с таблицей.

3. Задание на дом: приготовить вопросы с ответами по экологии и охране птиц (10 вопросов) для викторины.

4. Учитель выставляет оценки за работу учащихся на уроке.

5. Если позволяет время, можно провести рефлексию—ребята делятся своими впечатлениями об уроке.