Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.
план-конспект урока биологии (7 класс) по теме

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

Значение птиц в природе и для человека.

Охрана и привлечение птиц (7кл)

Урок – рассуждение.

Цель урока:

- воспитание научного мировоззрения, заботливого отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.

- продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природных сообществах.

Оснащенность уроков:

влажный препарат; скелет птицы; таблицы с изображением строения птиц либо рисунки из учебника и других книг; дополнительная литература.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний по вопросам. Беседа.

1. Усложнение нервной системы и органов чувств у птиц по сравнению с организацией пресмыкающихся.

2. Основные особенности кровеносной системы, её преимущества перед кровеносной системой пресмыкающихся.

3. Прогрессивные черты в строении дыхательной системы птиц.

4. Особенности пищеварительной и выделительной системы птиц в связи с приспособленностью к полету.

5. Характерные особенности размножения и развития птиц.

III. Изучение нового материала.

1. Значение птиц в природе.

9000 видов; на нашей планете всего около 100млрд.птиц.

- ограничение роста растений

- опыление цветковых растений

- распространение семян

- являются санитарами

Птицы нужны в природе для поддержания баланса.

2. Значение птиц в жизни человека.

Это значение не меньше, чем в природе.

Промысловые и домашние птицы предоставляют нам:

1) мясо, яйца, жир

2) удобрение

3) пух (морская утка-чага дает теплейший пух для скафандров космонавтов, для костюмов полярников)

4) цель спортивной охоты (фазаны, куропатки, рябчики, гуси, перепела, утки)

5) едят вредителей с/х растений (цесарки едят колорадских жуков)

6) едят разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных

7) эстетическое и научное значение

8) являются украшением

3. Причины сокращения и исчезновения птиц.

«Вы услышите сквозь грохот столетий

Вашу кровлю минует беда,

Если новой весной на рассвете

Белый аист вернется сюда».

К.В. Авилов

В настоящий момент птицам грозит беда, они могут пропасть полностью. Сейчас каждый второй вид птиц под угрозой исчезновения.

Причины подобного положения дел такие:

1. Неоправданный промысел (полярная утка-гага, колибри, страусы).

2. Перемена места жительства, вырубание леса, распилка степей, осушение болот.

3. Болезни, которые завез человек.

4. Уничтожение домашними животными.

5. Загрязнение окружающей среды

4. Охрана птиц.

1. Международные организации: «Гринпис».

2. Красная Книга, Черная Книга.

3. Особые меры для сохранения исчезающих видов.

4. Заповедники.

5. Защищать гнезда.

6. Не кричать в лесу.

7. Не нарушать правила отстрела.

8. Не брать яйца и птенцов из гнезда.

9. Строить кормушки.

10. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

5. Дополнительные сообщения о многообразии птиц.

Страница первая – «Кто они такие?».

Ученик: 1 (Ведущий)

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной припо лярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ве дущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком.

Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к со седству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно по этому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.

Первый ученик:

Вспомните русские пословицы и загадки:

Метил в тетерю, а угодил в сук.

Счастье - вольная птица, где захотела, там и села.

Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (птица).

Второй ученик:

Птиц на земле много - около 9 тысяч видов.

Раздел зоологии, изучающий пернатых, на зывается орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и эколо гическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды име ли культовое значение. Уже в палеолите неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек. В неолите этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли. С неза памятных времен существует соколиная охота.

Третий ученик:

Любопытно, что в истоках народной музыки можно найти пение птиц. Венгерский иссле дователь П. Секе — основатель нового направления — орнито-музыки. Народные названия птиц, даже в разных языковых группах, бывают сходны. Так, слово "кукушка" во всех языках включает два слога - "ку-ку". Уместно вспомнить, что многие выдающиеся биологи прошлого века, начиная с великого Дар вина, были по специальности орнитологами.

Четвертый ученик:

Птицы заметно различаются по внешнему  виду и размерам. Самая крупная из совре менных птиц - африканский страус, его высота достигает 2,7 м, вес - около 70-90 кг. А самая маленькая птица - колибри - размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воз дух. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи, третьи - в пус тыне или в горах. Однако все они имеют перьевой покров, за что их называют пернатыми!

Страница вторая - "Удивительное рядом".

Первый ученик:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

                                        В. Жуковский

Второй ученик:

Весна "прилетела" к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Пер вым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес.

21 марта - день весеннего равноденствия. В этот день утром по старинному русскому обычаю пекут жаворонки - булочки с носиком, с изю минкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с это го дня но новому нашему обычаю начинается месяц птиц.

Третий ученик:

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

                                            И. Никитин

Четвертый ученик:

Именно это время года - раннюю весну - изобразил на своем полотне русский ху дожник Алексей Кондратьевич Саврасов. Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на пер вой Передвижной выставке в Москве. В зале Третьяковской галереи возле картины "Грачи прилетели" всегда людно. По дойдите ближе, и вы услышите, как она звучит. Слух уловит музыку весны, звон капели, журчание воды в проталинах, гра чиный гомон, скрип сверкающего наста. Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слы шим пение весны, чувствуем колыхание голых веток березы. Художнику удалось передать зрителю дыхание раннего утра года — времени прилета грачей.

Пятый ученик:

Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах — мало птиц, в других - много. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы.

Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинки, зимовавшие в зем ле, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких - гораздо больше. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звуко подражатели. Вот как описывает весеннюю песню скворца пи сатель А. Куприн: "Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда распола гаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой кон церт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пе ночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишь ся и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная тру ба».

Шестой ученик:

А теперь отгадайте загадку:

Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило,

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу - белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в по следних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значи тельную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища лас точек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в яс ную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых "прибивает" к земле, ласточки летают низко.

Ласточка — одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлею - к счастью.

Ранняя ласточка - к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Седьмой ученик:

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиного песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

Ты издали дробь соловья улови

И долго не сможешь уснуть.

Как будто счастливой тревогой любви

Опять переполнена грудь.

                                             С. Маршак

Восьмой ученик:

Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, немного сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искус ству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птице ловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Благодаря сти хам, песням, легендам многие представляют себе соловья по добным жар-птице. Однако обыкновенный соловей — птичка невзрачная: коричневато-буро-сероватая с рыжинками птаха с большими темными умными глазками и длинными тонкими ногами.

Страница третья - "Легендарные птицы".

Первый ученик:

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столь ко поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу "нечистым животным", слугой дьявола. Что это за птица? (сова).

Второй ученик:

Правильно, это сова. Сова не случайно ис покон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни — все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова - единственная птица, у которой оба глаза распо ложены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же вре мя, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад - голова совы поворачивается на 180°. Бесшумный по лет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев этой птицы снабжены мягкой бахромой из перь ев, которые уничтожают завихрения воздуха. Бесшумный по лет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверь ки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!

Третий ученик:

Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвоз ди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к ли ку святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлага ются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? Конечно, это клесты.

Четвертый ученик:

Клюв у клестов крестообразный, приспо собленный для вылущивания семян из ши шек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в орга низме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго - иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов; птенцы их мо гут появляться в любое время года - даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда можно добыть больше корма для выкармлива ния. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

Пятый ученик:

В одном из самых распространенных преда ний об этой птице говорится, что одна жен щина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горь ко плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?

Шестой ученик:

Это кукушка. В то время, когда почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и не знает ни горя, ни забот. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше при емных родителей, и всю семью им не прокормить. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна, полезна благодаря своему аппетиту. Взрос лая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Однако про жорливость - не единственное ее достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка их поедает с удовольствием.

Седьмой ученик:

А вот еще одна легендарная птица. Она ве дет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспо собленные для ходьбы ноги, а главное - огромный рот. По ве черам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у са мого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас?

Восьмой ученик:

Это козодой. Сейчас уже мало кто верит в то, что птица эта действительно доит коз. Но имя, данное козодою когда-то, осталось. Козодой - птица ноч ная. Вьется она возле коз только за тем, чтобы ловить насеко мых. Огромный рот нужен им для охоты на крупных ночных жуков и бабочек, которыми птицы в основном и питаются, схватывая их клювом, как сачком. Днем же козодой вообще не летает, сидит в тени на земле или на ветке. Пестрая в кра пинку окраска поразительно напоминает цвет древесной коры. Можно пройти в нескольких шагах от птицы и не заметить ее.

Необходимо ответить на вопросы:

1. Благодаря какой птице мужская рубашка получила

2. Какая птица спасла Рим? (Гусь).

3. Эта птица – ближайшая родственница снегурочки? (Снегирь).

4. Как зовут сказочную птицу, которая при приближении смерти сгорает, а потом опять возрождается из пепла? (Феникс).

5. Какая птица служит талисманом КВНа? (Кивин).

6. Какую птицу по русской поговорке можно поймать, а «слово» нет? (Воробья).

7. Какая птица с давних времен символизирует мудрость? (Сова).

8. Какая птица имеет хвост в виде рожек? (Ласточка).

9. Какая птица приносит младенцев? (Аист).

10. Какая птица носит свое название в честь коренных жителей Америки? (Индейка).

11. Как зовут птицу-однофамилицу известного украинского писателя? (Гоголь).

12. Какая птица любимая у певицы Алены Свиридовой? (Фламинго).

13. Какой птицей называют обратную сторону монет? (Орлом).

14. Благодаря какой птице легковой автомобиль ГАЗ-14 получил свое название? (Гайка).

15. Какая птица занималась доставкой почты? (Голубь).

16. Какая птица символизирует незыблемость британской короны? (Ворон).

17. Какая певчая птица называется в честь тех островов, где она обитает? (Канарейка; Канарские острова).

18. Какой птичке в Петербурге установлен памятник? (Чижику).

19. У какой птицы в русских народных сказках золотое оперение? (У жар-птицы).

20. Какая птица подсчитывает годы нашей жизни? (Кукушка).

IV. Подведение итогов урока.

1. Почему птицы имеют большое значение в природе? Приведите примеры.

2. Какое влияние оказывает на птиц деятельность человека?

3. Докажите примерами, что птицы играют большую роль в жизни человека.

4. Что можно сделать для привлечения птиц в сады, скверы и парки?

5. Расскажите о птицах, которых вы видели на экскурсиях и прогулках?

V. Задание на дом: §53, составить таблицу.

                                                                                                           Выполнила учитель биологии

I квалификационной категории

                                                                                            Мамедкулыева Г.М.

                                                                           

МАОУ  СОШ № 16 г.Альметьевск. РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ   Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...

Значение птиц в природе и жизни человека. 7 класс

Птицы – одно из замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают и оживляют наши сады и парки, наполняя их звуками и красками. Птиц можно встретить повсюду: и в холодной тундре, степях, л...

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Презентация "Значение птиц в природе и жизни человека"

Презентация "Значение птиц в природе и жизни человека"...

Урок №32«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»

Конспект рока«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»...