Главные вкладки

    Конспекта открытого урока по биологии 5 класс ФГОС «Грибы. Их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.»
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Есионова Ольга Николаевна

    По ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr_urok_griby.docx24.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по биологии 5 класс тема «Грибы. Их общая характеристика, строение и жизнедеятельность.»

    Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

    Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .

    Предметные результаты:

    • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
    • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

    Метапредметные результаты:

    Познавательные УУД

    1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
    2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
    3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

    ( текст в схему и пр.).

    Коммуникативные УУД

    1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД

    1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
    2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
    3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
    4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

    Личностные результаты:

    1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

    Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».

    Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)

    Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), мобильный класс.

    - Добрый день, ребята.(слайд1)

    Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

    Что за чудище такое?

    То поменьше, то большое.

    Можно встретить под берёзой,

    На пеньке, среди травы.

    Можно в баночке литровой,

    И на хлебе те дары.

    Могут паразитом быть-

    Злаков урожай сгубить.

    Могут портить древесину,

    Поселившись на стволах.

    Могут в тесте размножаться,

    Если тесто на дрожжах.

    Есть плодовые тела

    И разросшиеся клетки.

    Так о ком же речь была?

    Догадались ли, вы, детки?

    Совершенно верно - это гриб (слайд 2)

    Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)

    Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):

    Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)

    21, 43, 64, 36, 55, 32, 24            

    61, 64, 26, 34, 24, 32

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    20

    ц

    е

    з

    о

    ё

    и

    30

    д

    в

    н

    б

    я

    с

    40

    ж

    к

    а

    х

    ь

    ш

    50

    ю

    л

    п

    щ

    т

    у

    60

    г

    м

    ф

    р

    ъ

    ч

    Тема урока: Царство Грибов (запись в тетради). (слайд 5)

    Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.

    Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6)

    Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные

    Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

    Обсудите в парах, что вас удивило?   Какие вопросы у вас возникли?

    Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?

    Ваши версии (запись на доске)

    Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?

    Вспомним признаки царства: (слайд 7)

    • Строение клетки
    • Строение тела
    • Способ питания
    • Способность к передвижению

    Что мы помним о грибах, чтобы найти ответ на данный вопрос?

    Чтобы лучше вспомнить, выполним задание (в парах). (слайд 8) (учащиеся работают в парах  на ноутбуках, выполняя интерактивный тест)

    Давайте проверим, какой результат вы получили, работая в парах.

    Почему у вас такие разные результаты?

    Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?

    Так что нам необходимо узнать о грибах, чтобы ответить на наш проблемный вопрос? (запись на доске плана урока)

    Перед вами лежат листы с индивидуальными заданиями, которые промаркерованы

    на оборотной стороне, такие же маркеры на компьютерах. Сейчас вы расходитесь по группам соответствующие вашим маркерам и выполняете задания в ваших листах (разошлись, сели).

    Вспомним правила работы в группах. (слайд 9)  

    План работы групп таков:

    -прочитать задание, обсудить, выполнить, создать презентации на ноутбуках

    -вернуться в свои исходные группы и поделиться полученными знания о грибах с вашими товарищами.

    Работа в группах  (5 мин)

    Закончили работу?

    Аутотреннинг. (слайд 10)

    Учащиеся выполняют упражнение на слова:

    « Вырос гриб на тонкой ножке.

    Встань и ты, постой немножко.

    Крышу сделай над собой,

    Как из шляпки грибной.

    Все тихонечко вздохнем,

    Вновь грибы учить начнем».

    А теперь ответственные групп представляют итоги работы группы по плану.  (презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму).

    Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему?

    Возвращаемся  к версиям и проблемному вопросу. (обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос)

    А теперь вернемся к нашему тесту и попробуем выполнить его еще раз.

    Какой теперь ваш результат?

    Благодаря чему наш результат улучшился?

    Как вы считаете, эффективен такой способ получения знаний?

    Домашнее задание. (слайд 11)

    Всем:

    Параграф 13, вопросы на стр. 69, в раб.тетради зад.48, 49 на стр.31

    На выбор:

    • Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
    • Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
    • Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?

    Рефлексия (слайд 12)

    Работа в листах самоконтроля, обсуждение

    (слайд 13)

    Задания для групп.

    Задание группы 1.

    Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

    Задание группы 2.

    Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

    Задание группы 3.

    Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в презентации.

    Задание группы 4.

    Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39  и подготовьте выступление роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.

    Листок самоконтроля _____________________________

    Ответьте на вопросы

    «Я»

    - Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

    - С каким настроением работал?_______________________________________________

    - Доволен ли собой?_________________________________________________________

    «Мы»

    - Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

    - Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

    - Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

    1._________________________________________________________________________

    2. ________________________________________________________________________

    3. ________________________________________________________________________

    «Дело»

    - Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

    - Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

    - Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

    Листок самоконтроля _____________________________

    Ответьте на вопросы

    «Я»

    - Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

    - С каким настроением работал?_______________________________________________

    - Доволен ли собой?_________________________________________________________

    «Мы»

    - Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

    - Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

    - Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

    1._________________________________________________________________________

    2. ________________________________________________________________________

    3. ________________________________________________________________________

    «Дело»

    - Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

    - Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

    - Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

    АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

    (вопросы к ученику): 

    1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

    2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

    4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

    5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

    Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

    Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

    Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

    Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

    Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

    Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

    Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

    Конспект урока "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"

    Полный конспект урока биологии в 5 классе по ФГОС ООО "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"...

    Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»

    Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо  теме «Сердце: его строение и работа»...

    Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. .

    Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий. Воспи...