Главные вкладки

    Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Чепурная Ольга Владимировна

    Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметные, метампредметные и личностные УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_bakteriy_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx47.56 КБ

    Предварительный просмотр:

         Технологическая карта  урока в 5 классе «Роль бактерий в природе и жизни человека». Технологическая карта составлена по классификации уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. Тип урока « Изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Предмет  -   Биология

    Класс  -  5

    Учитель: Чепурная Ольга Владимировна, 2015год

    Тема урока -   Роль бактерий в природе и жизни человека.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

    Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

    Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики

    ( смысловое чтение)

    Формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи

    Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.

    Приобретение опыта использования методов биологической науки

    ( наблюдение, сравнение)

    Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

    Ресурсы урока:

    1.  Биология. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / И.Н.Пономарёма. – М.: Вентана- Граф, 2012.-128, (3) с.

    3.    Биология. Бактерии, грибы, растения:  5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н.Пономарёвой.   2014 г.   Издательство Вентана -Граф

    4.  Инструкции по работе для групп.

    5.  Оценочные листы для каждого учащегося.

    6.  Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося.

    7.  Презентация:  «Роль бактерий в природе и жизни человека».

     8. Задания для актуализации знаний (карточки для парной и групповой работы)

    9. Микроскоп, штативная лупа,упаковки из-под йогурта, ряженки, солёные огурцы, соленые помидоры, квашеная капуста

     Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

    Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем;  способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных;  умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

    Коммуникативные УУД:  развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

    Личностные УУД: развитие интереса к изучению  объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Этапы урока

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    1. Орг. Момент       1 мин

    Здравствуйте ребята, рада вас видеть.    

     Мотивация (создание проблемной ситуации)

         1 мин

    Деятельность учителя

    Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие.  Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний.

    Деятельность учащихся

    Вступают в диалог с учителем.

    Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний,   я хочу это знать»

     Постановка проблемного вопроса.

    «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

    « Полезными или вредными организмами являются бактерии?»

    У учащихся возникают противоречивые мнения?

    1. Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.

    2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.

    Приходят к выводу, что  необходимо получить новые знания о бактериях.

    1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся  

    7 мин  

    Деятельность учителя

    Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.

     

    Деятельность учащихся

    Работа в парах  работа с терминами п.9, стр.39-41)

    Работа в группах ( вопросы в конце параграфа 9, 1-4 вопросы, 4 группы) ( приложение 1).

    Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

    Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.

    Ребята, вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями?

     А сейчас я прошу посмотреть вас на демонстрационный стол, на котором стоят различные предметы, назовите мне увеличительный прибор, с помощью которого можно рассмотреть представителей царства бактерий.

     Мы можем сейчас ответить на вопрос:  «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

    Что нужно узнать для решения проблемы?

    Какие источники информации можем использовать?

    Ребята, назовите тему урока.

    Предметы, представленные на демонстрационном столе

    ( приложение 2)

    Отвечают на вопросы.

     Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.

    Называют микроскоп и вспоминают части микроскопа.

    Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут.

    Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предпологаемые ответы учеников:

    «Мы должны узнать,  какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?» Формулируют ответы на вопросы и утверждают, что помочь в решении проблемного вопроса им поможет учебник, дополнительная информация  и презентация.

    Называют тему урока:

    « Роль бактерий в природе и жизни человека».  

    1. Целеполагание

         1 мин

    Деятельность учителя

    Предлагает сформулировать цели урока

    (планируемые результаты урока)

    Деятельность учащихся

    Называют цели урока.  

    Какие цели мы перед собой поставим сегодня?

    1.Изучить роль бактерий в природе.

    2.Изучить роль бактерий в жизни человека.  

    3. Дать определение терминам «клубеньковые бактерии»,

    «Симбиоз»

    2.2.   Планирование

            2 мин

    Побуждает к поиску  плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.

    Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.

    Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи?

    Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План  учитель фиксирует на  доске, при необходимости корректирует.

    Учитель говорит о том, что  ответить на проблемный вопрос им поможет текст учебника ( применение технологии продуктивного чтения, смысловое чтение текста).

    Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий.

    Примерный план урока:

    1. Роль бактерий в природе.

    А. Бактерии разложения и гниения.

    Б. Почвенные бактерии.

    2.  Роль бактерий  в жизни человека.

    А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые).

    Б. Болезнетворные бактерии.

    1. Этап изучения новых знаний и способов действий

    10  мин

    Деятельность учителя

    Организовывает работу  по поиску и обработке информации.  Работа осуществляется в группах. Учащиеся   объединяются в четыре группы по желанию (по 4 – 5 учеников). В ходе работы учитель консультирует,  контролирует выполнение работы.

    Деятельность учащихся 

    Осуществляют решение учебных задач.

    Работают в  группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы,  презентация

    (4 группы  по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

    изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

    Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы.  Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.

    1. Этап первичной проверки понимания изученного

    5 минут

    Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты  расставлены заранее). В каждой группе назначьте руководителя.

    Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы.  Руководители групп получают оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни человека»  (Приложение 3,4 )для каждого ученика, а также одну инструкцию по работе для  группы (Приложение 5)  

     Таблицы и оценочные листы раздайте на всех. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице.  

    Материал параграфа состоит из четырех пунктов (Приложение 6 ). Каждая группа работает  над своим вопросом.

    1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения».

    Выступление учащихся первой группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 4), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами.

    2 группа – « Почвенные бактерии»

    Выступление учащихся второй группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 5, 6, 7), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся,  

    3 группа – «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека.  Молочнокислые бактерии».

    Выступление учащихся третьей группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 8), учитель корректирует ошибки.

    4 группа – «Болезнетворные бактерии»

    Выступление учащихся четвертой группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 9,10,11)

    Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

    Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. (Слайд 12)

    Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют  в своих таблицах недостающую информацию.  При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют.

    Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся.  Учащиеся делают вывод.

    После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах.  

    По ходу урока осуществляют  самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».

    Работают в  группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы,  презентация

    (4 группы  по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

    изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы.   Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют  в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

     Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде.

    3 группа находят на демонстрационном столе предметы, которые доказывают роль бактерий в хозяйственной деятельности человека ( упаковки из-под йогурта, ряженки, кефира и т.д.)

    Физкультми

    нутка

    1 мин

    Ребята, предлагаю немного подвигаться.  

    Давайте вспомним тела живой и неживой природы.

    Если я буду называть тело живой природы, вы встаёте, тело неживой природы вы сидите

    Примерный набор тел живой и неживой природы

    ( сорока, луна, собака, берёза, чашка, перчатки, подсолнечник, подосиновик, бактерия )

    Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

    1. Этап закрепление изученного

    10 мин

    Деятельность учителя

    Организует закрепление знаний.

    «Где пригодятся знания о бактериях в жизни?»

    Деятельность учащихся

    Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос

    «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания.

    1. Этап обобщения и систематизации знаний

    4 мин

    Учитель предлагает вспомнить проблемный вопрос.

    Теперь вы можете на него ответить?

    Побуждает учащихся к высказыванию, затем демонстрирует слайд с текстом и дополняет: (Слайд 13)

    1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле.

     2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм.

    Ребята , а вы знаете кто такие санитары?

    Почему бактерии гниения называют « санитарами» планеты?

    Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?  

    Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты.

    Участвуют в обсуждении.

    Жизнь на Земле без бактерий невозможна., подтверждают свои знания выводами в конце параграфа ( стр.45)

     Называют причины.

    1. Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который  образует человек в перегной почвы.
    2. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.
    3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений  и обогащают почву азотом, который нужен растениям.

    Сравнивают свои выводы с текстом слайда.

    Предполагают:

    Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.

    Минеральные  вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.

    Погибли бы растения, закончился  кислород в атмосфере.

    Жизнь на земле исчезла бы.

    Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы.                                      Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные.  

    7. Этап информирования о домашнем задании

    1 мин

    Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд 16)

    Домашнее задание:

    1. Инвариантная часть: параграф 9  – читать,   ответить на вопросы 1 – 4 .  
    2. Вариативная часть:   Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.

    1. Этап подведения итогов

     2 мин

    Деятельность учителя

    Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

     

    Деятельность учащихся

    Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока,  наиболее понравившиеся эпизоды урока.

     

        8. Рефлексия и оценивание

           2  мин

    Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю.

    Комментируют.

    Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью  листов самооценки.

    Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю.

                Литература:

    1. Акпёрова И.А. Уроки биологии по учебно –методическому комплексу Сонина Н.И./ Акпёрова И.А..М.:Дрофа, 2005.-288с.
    2. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2002.-1456 с.

    1. История педагогики. Российская академия образования. Учебник для системы послевузовского профессионального образования по специальности "История и философии науки" . Москва." Гардарики", 2007
    2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 7-е изд., доп. - М.: «Ось-89», 2005.-224 с.
    3. Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Жнецов. - Мн.: «Амалфея», 1998. - 272 с.
    4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, - М.: Сентябрь, 1996.
    5. Селевко Г.К. Современные технологии обучения // Народное образование. – 1998. - №2.
    6. Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.
    7. Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг. // История педагогических технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. – М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992.
    8.  Батлуцкая И.В. Практикум по общей, физиологической и экологической генетике: учеб.-метод.пособие /И.В.Батлуцкая, Е.Н.Хорольская.В.А.Глотов- Белгород: БелГУ, 2009, -144с.
    9. 11.Бондарчук Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность (наматериале работы Ученического Научно-Исследовательского Общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга): Дисс. канд. пед. наук–СПб,
    10. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дис. … доктора псих. наук. – М., 2000.
    11. Машечкова И.Г. Проблема исследовательского подхода в обучении в русской дидактике конца XIX – начала XX вв.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1995.
    12. Научные общества учащихся: история и современность // Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 1. – 1997.
    13. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Амалфея, 1998.
    14. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации. – СПб: ГОУ «СПбГДТЮ», 2000.
    15. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования РФ // Вестник образования. – 1996. – №5. – С. 31-43.
    16. ПономарёваИ.Н., Кучменко В.А. Биология 5-11 классы. Программы.
    17. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев.-4изд. –М.:Школьная пресса, 2002 год.-512с.
    18. Федеральный государственный образовательный стандарто сновного общего образования_М-во образования и науки Рос.Федерации.М.-Просвещение, 2011 -48с.
    19. Пономарёва И.Н, Биология : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова ; под ред. И.Н.Пономарёвой. –М.: Вентана –граф, 2015.-128с.:ил  ISBN 978-5 -360-05500-6
    20. Пономарёва И.Н, Биология : 5 класс: методическое пособие / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова . –М.: Вентана –граф, 2015.-80с.:   ISBN 978-5 -360-05892-2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-е классы

    Тема:«Значение бактерий в природе и жизни человека»...

    "Значение бактерий в природе и жизни человека"

    Заключительная часть презентации по теме "Бактерии". Может быть использована на уроках в 5 (по ФГОС), 6, 9, 10 кдассах, а также при подготовке к ЕГЭ....

    Значение бактерий в природе и жизни человека

    1. Классификация бактерий2. Бактерии разложения и гниения3. Азотфиксирующие (почвенные) бактерии4. Молочнокислые бактерии5. Болезнетворные бактерии6. Борьба с болезнетвор...

    Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека

    Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...

    Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

    Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

    Презентация " Значение бактерий в природе и жизни человека".

    Презентация к уроку биологии в 6 классе....

    Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"

    Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека". Тип урока: перевернутый класс...