Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-е классы
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Тема:«Значение бактерий в природе и жизни человека»

                                                                 7-е классы

 

    ЗАДАЧИ:

       Образовательная:  Продолжить знакомство с царством Прокариот. Показать значение бактерий в природе и в жизни человека.

        Познавательная:   Познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности. Сформировать знание о бактериях, как о возбудителях различных заболеваний.

        Воспитательная:   Способствовать воспитанию интереса к учебе,  к результатам своего труда, привить умение общаться друг с другом в процессе работы в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы: «Бактерии», «Формы бактерий», Клубеньковые бактерии».

ТИП  УРОКА:  Учебная игра «Суд над бактериями»

 

Подготовка к уроку:

     1. За два урока учащиеся получают поисковое групповое задание:

              

                  первая группа  - найти только положительное значение бактерии в    природе и жизни человека.

                  вторая группа  -  найти отрицательное значение бактерий.

      

     2. Информация обрабатывается совместно с учителем, и каждый ученик изготавливает себе карточки, в которой написано одно из значений бактерий.

                 первая группа -  положительное;

                 вторая группа -  отрицательное;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_znachenie_bakteriy_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека»

                                                                 7-е классы

        ЗАДАЧИ:

       Образовательная:  Продолжить знакомство с царством Прокариот. Показать значение бактерий в природе и в жизни человека.

        Познавательная:   Познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности. Сформировать знание о бактериях, как о возбудителях различных заболеваний.

        Воспитательная:   Способствовать воспитанию интереса к учебе,  к результатам своего труда, привить умение общаться друг с другом в процессе работы в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы: «Бактерии», «Формы бактерий», Клубеньковые бактерии».

ТИП  УРОКА:  Учебная игра «Суд над бактериями»

Подготовка к уроку:

     1. За два урока учащиеся получают поисковое групповое задание:

        

                  первая группа  - найти только положительное значение бактерии в    природе и жизни человека.

                  вторая группа  -  найти отрицательное значение бактерий.

       

     2. Информация обрабатывается совместно с учителем, и каждый ученик изготавливает себе карточки, в которой написано одно из значений бактерий.

                 первая группа -  положительное;

                 вторая группа -  отрицательное;

                                  ХОД  УРОКА:

I.  Актуализация знаний.    

          1. Ответить на вопросы ( После полного ответа каждый ученик получает жетончик).

   1. Кто такие бактерии?

   2. Строение бактерий?

   3. Почему бактерии относят к Прокариотам?

   4. Отличие бактериальной клетки от растительной?

   5. Что общего в строении растительной и бактериальной клеток?

   6. Какие способы питания характерны для бактерий?

   7. Дайте характеристику каждому способу питания?

   8. Как размножаются бактерии?

   9. Что такое спора?

  10. Значение споры в жизни бактерий?

  11. Где обитают бактерии?

 

Самооценка:

           2. Ученики подсчитывают количество жетонов.     4-5 жетонов – оценка  «5».

II. Изучение нового материала.

1. Организационный момент.

        а) инструктаж;

        б) формирование группы;

    Класс делится на  2 группы.

                             а)  группа защиты;

                             б)  группа обвинения;

За отдельную парту садятся 3 ученика – судьи. На доске написаны разные виды бактерий, о которых будет идти речь.

        2. Постановка учебной проблемы, цели.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы вместе с вами решить серьезную проблему. К нам поступило заявление от группы людей, где они обвиняют бактерии и дают им  самую ужасную характеристику, убеждая нас, чтобы мы выдвинули решение выслать все бактерии, находящиеся на нашей планете Земля на другую планету.

Наша с вами задача: рассмотреть положительную и отрицательную роль бактерий в жизни человека и принять решение, нужны ли нам эти организмы или нет?

Итак, заседание считаю открытым.

        3. Коллективный анализ проблемы  (групповая работа).

Учащиеся в порядке очереди говорят о положительной и отрицательной роли бактерий.

(Смотреть приложение). Фиксируют в таблице все данные.

             4.  Судьи.          

 Количество  «за»

 Количество   «против»

   1.

  1.

   2.

  2.

   3.

  3.

             5. Выводы:

По окончании высказывания учеников судьи подсчитывают количество «за» и «против», выносят свое решение.

Ш. Подведение итогов урока.

          ВЫВОД:    Положительного значения бактерий больше, так как многие процессы, вызываемые бактериями необходимы человеку в его повседневной жизни. Бактерии необходимы человечеству на нашей планете.

    IV. Домашнее задание:

  1. стр. 11-15,  вопросы стр. 16-17.
  2. задание для учеников, интересующихся биологией.

Если останется время на уроке, то задать вопросы классу:

            1.  Чьи ответы на уроке были самые глубокие, самые интересные?  

            2.  Оценка и самооценка работы на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №  1     ( КАРТОЧКИ):

                   «за»

                 «против»

1. Болезнетворные бактерии.

        Что вы так боитесь тифа и чумы. Ставьте прививки!  Да, сыворотку и вакцину для прививок изготавливают из этих же бактерий и они же являются основой для получения антибиотиков. Я думаю, их нужно оставить.

1. Болезнетворные бактерии.

          Из-за этих болезнетворных бактерий я уже боюсь выходить на улицу, общаться с людьми. Говорят, что эти бактерии вызывают такие заболевания, как: чуму, туберкулез, холеру, менингит, тиф. А у домашних животных - сибирскую язву. Вот!

Выгнать немедленно!

2. Молочно-кислые бактерии.

           Что вы говорите, их выселять нельзя. Я обожаю кефир, а без сыра вообще не могу жить. А квашеная капуста! Это ведь все они. А еще я слышал(а), что они нужны для производства силоса (это корм для животных).

2 Молочно-кислые бактерии.

          Одни убытки от молочно-кислых бактерий. Молоко портится, сметана киснет.  Не успеешь во время поставить в холодильник, а они уже тут как тут, все продукты портят.

3. Железобактерии. Серобактерии.

             Зато железобактерии и серобактерии участвуют в накоплении некоторых полезных ископаемых. Образуют залежи серы, а эти вещества нужны в промышленности.

3. Железобактерии. Серобактерии.

           Зачем на Земле нужны бактерии? Выселить их!  Вон… сколько железа и разных металлов попортили. А бетонные дома и каменные сооружения, все они уничтожают.

4. Почвенные бактерии.

             Я думаю, что их надо оставить. Ведь почвенные бактерии перерабатывают павших животных, погибшие растения. Вы представляете, что без них было бы. Наша Земля покрылась бы толстым слоем погибших  организмов. Нельзя их выгонять!

4. Почвенные бактерии.

            Боже, эти бактерии вызывают ужасные заболевания у растений (черный бактериоз, корневой рак…). Гоните прочь все бактерии.

        

5. Бактерии брожения.

              А я считаю, что они мне и всем нам,  особенно взрослым, необходимы. Их используют при приготовлении вина, уксуса, аминокислот. Какой же праздник без вина? И что мы буде делать без уксуса?   Бактерии нужно оставить на Земле! 

5. Бактерии брожения.

              Я считаю, что бактериям нет места в нашей жизни, их нужно всех выселить с нашей планеты. Бактерии брожения портят продукты питания, поэтому мне приходится защищать продукты от них (сушить, солить, засахаривать, мариновать, консервировать).

6. Клубеньковые бактерии.

              Как же бобы, горох проживут без клубеньковых бактерий, которые живут в их корнях. Они усваивают азот из воздуха и обогащают им растения.  симбиоз. совместная жизнь бактерий и растений.  Оставить необходимо бактерии на Земле.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение бактерий в природе и жизни человека"

Заключительная часть презентации по теме "Бактерии". Может быть использована на уроках в 5 (по ФГОС), 6, 9, 10 кдассах, а также при подготовке к ЕГЭ....

Значение бактерий в природе и жизни человека

1. Классификация бактерий2. Бактерии разложения и гниения3. Азотфиксирующие (почвенные) бактерии4. Молочнокислые бактерии5. Болезнетворные бактерии6. Борьба с болезнетвор...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Презентация " Значение бактерий в природе и жизни человека".

Презентация к уроку биологии в 6 классе....

Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...