Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Далбаева Альбина Ангановна

Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения  «Одинокий ребенок» (по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла"). 


Педагог – библиотекарь: Далбаева Альбина Ангановна

Предмет: Литература

Класс: 5 кл.

Тема урока: «Одинокий ребенок» (по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла").

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы обучающихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая,  анализ и оценка ответов самими обучающимися.

Наглядность и оборудование: 1) текст рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла»; 2) презентация к уроку; 3)экран,  проектор, компьютер, цветные стикеры,  фишбоун, видеоролик,  музыкальная композиция «Одинокий пастух»  Джеймса Ласта, книжная выставка « Иркутский писатель В.Распутин»

Цель урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
  • обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления;
  • способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;
  • уметь понимать тему, определять основную мысль;
  • уметь работать с текстом;
  • уметь наблюдать, делать выводы;
  • прививать любовь к литературе  как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.

                                                                                                 Ход урока

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно -значимом уровне.

Интерактивная игра «Поделитесь позитивом».

Приветствие.

Педагог – библиотекарь:                                              Прозвенел уже звонок.                                               Начинаем наш урок.                                                            Добрый день, дорогие ребята,  гости, уважаемые  коллеги! Я надеюсь, что день сегодня, действительно  добрый. Я вижу ваши глаза, улыбки и чувствую, что мы сегодня вместе сделаем много открытий!                      

 – Вы готовы к уроку?                                                          – А с  каким настроением вы пришли на урок?                     –  Те,  у кого хорошее настроение, пусть встанут. Подойдите к своим ребятам и передайте частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и обнимитесь.

Педагог – библиотекарь: Да, все что вы сказали, верно и нашей с вами встрече я рада.

На этом уроке вы познакомитесь с творчеством        

В. Распутина через рассказ «Мама куда-то ушла».

Презентация: «Иркутский писатель В.Распутин»

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что наступила настоящая зима.

Знакомство с биографией писателя

 

2.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Цель: организовать и направить в нужное русло познавательную деятельность обучающихся.

Педагог – библиотекарь: Скажите, ребята, а когда вы чувствуете себя особенно счастливыми?

Дети:

- Когда купили что-то, о чём давно мечтал.

- Когда в жизни происходит что-то хорошее.

- Когда мама рядом.

Да, когда мама рядом – это счастье. А что чувствует ребёнок, когда мамы нет?

Грусть, одиночество

3. Этап определения темы урока.

Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Формулирование темы урока

Дома вы прочитали рассказ В. Распутина “Мама куда-то ушла”.

- Кто для ребенка самый близкий человек на свете?

 - Можно ли сказать, что мама в определенном возрасте воплощает для ребенка весь остальной мир?                                                                                    

- Куда мама ушла, вернется ли мама?                        

– Как можно назвать состояние ребенка, когда он оказывается без мамы?

Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.  «Одиночество», «Одинокий ребенок». 

Какие произведения об одиночестве детей вы можете назвать? Какие стихи вы знаете о маме?

Одинокий ребёнок в рассказе В.Распутина “Мама куда-то ушла”.                            

Печаль одиноких детей

                                                                           

Д.Самойлов “Из детства”                        В.Берестов “Мама уехала”                       А.Платонов «Еще мама»                                              Фильм «Один дома»            

Ученик читает наизусть,  выразительно стихотворение о маме).                                  

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с библиотекарем вырабатывать критерии оценки своей работы

4.Работа с текстом (исследование)

Работа в группах

Цель: Построение нового способа действия.

Вспомните правила работы в группе, выберите лидера, который будет координировать ваши действия и оценивать вашу работу.

                                 

- Ребята, что мы должны знать, работая с текстом?

(текст и основную мысль текста)

Чтение текста педагогом – библиотекарем.

Задание 1.   

      a) Определите и запишите тему рассказа

       б) Назовите и запишите основную мысль рассказа

       в) Выберите ключевые слова, чувства, которые          испытывал мальчишка.  Подчеркните эти слова в тексте.

      г) Сколько лет мальчишке?  

      д) А как зовут нашего героя?

Задание 2

 Перед вами листы с Фишбоуном. Заполните, пожалуйста, его нужными словами.

Проблема, затронутая автором   (голова)

Чувства одинокого мальчика  (верхние кости)

Действия, которые он совершает  (нижние кости)

Вывод (хвост)

Обучающиеся записывают тему.

Основную мысль текста                

В течение 3 минут дети выделяют ключевые слова: радость, одиночество, удивление, угрюмость, вина, ранимость, глупость, надежда, отчаяние, боль,  успокоение, мечтательность.

Голова: одиночество.

Верхние кости: грусть, растерянность, ожидание, злость.

Нижние кости: плачет, слоняется по квартире, зовёт маму, хитрит, проявляет агрессию по отношению к любимой игрушке.

Хвост: одиночество ребёнка может развить в нём нехорошие качества и привести к необдуманным поступкам.

 КоммуникативныеУУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

           Проблемный вопрос.

- Нужно ли человеку одиночество?

- И да, и нет (нужно, но не всегда)

- Вы оставались в одиночестве?

Простой вопрос:

-Попробуйте пересказать текст в одном предложении

Предполагаемые  ответы:

- Этот рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством

5. Физминутка             Слайд №13

 

                                      Слайд №14

Задание 3. Предлагаю осмыслить свои эмоции и предложить библиотекарям проект выхода из сложившейся ситуации.

 

1. Художники рисуют иллюстрации к рассказу.

2. Писатели создают эссе о впечатлении от рассказа.

3. Проектировщики создают проект помощи детям, попавшим в ситуацию, сходную с изложенной в рассказе.

4. Фантазеры. Попробуйте изобразить одиночество                                            

На работу отводится 10 минут.

Обучающиеся знакомят одноклассников с результатами работы.

Педагог – библиотекарь:  Определите идею рассказа.

Ребёнок не должен надолго оставаться один.

Обучающиеся делают свои предположения.

6. Выход на новый уровень осмысления текста.

Цель: Видение концептуальной информации.

Педагог – библиотекарь:  скажите, в обществе есть проблема одиноких детей?

А сейчас ребята,  вашему вниманию  грустный видеоролик:  Мама, мамочка, мама, ну куда ты ушла…

Дети: Да, есть. У некоторых детей погибают родители, некоторых детей бросают.

7. Этап рефлексии. Оценивание.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Педагог – библиотекарь:  За что мы можем похвалить себя сегодня? Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Поняли ли вы замысел автора? Какой выход из ситуации вы видите?

Ученики оценивают свою работу

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Оцените уровень своей работы на уроке. Низкая активность – красная карточка, средняя – жёлтая, высокая – зелёная.

Дорогие коллеги!  Я хочу попросить вас оценить наш урок. У вас на столах лежат цветы для оценивания. Синий – понравился урок, розовый – не понравился. Возьмите цветочек и закрепите на нашей вазе. (технология  «букет настроения»)

 Ученики поднимают карточки.

8.  Домашнее задание

                                   

                                       Слайд №15

Педагог – библиотекарь:   задание на выбор:

Написать сочинение о маме. Написать письмо мальчишке. Составить памятку  «Когда я остался дома один».

 

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Итог урока:  Каким может быть финал рассказа? – Ожидали ли вы такой финал? – Как вы думаете, почему В.Распутин заканчивает свое произведение именно так?

  - Почему мама все же не пришла?

Человеку для счастья в жизни нужен кто – то еще. При этом он обречен на одиночество,  в какие – то моменты он неизбежно остается один, со своими проблемами. Этого не нужно бояться, с этим нужно уметь жить. Я желаю вам, чтобы рядом с вами  всегда был  близкий человек – ваша мама. Помни, ты не один…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока немецкого языка и литературы "Белеет парус одинокий"

Интегрированный урок немецкого языка и урока литературы. Учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю Лермонтова в переводах. Сравнивают,анализируют как русское стихотворение,так и его немецкие переводы....

Технологическая карта урока Куда ты собираешься? 8 класс

Урок разработан к УМК Вербицкой М.В. Forward 8...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...