Главные вкладки

    Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
    план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

    Стеценко Светлана Витальевна

    Класс: 5

    Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь.

    Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».

     Тип урока: вступительный (опережающее задание:  Познакомиться в учебнике со вступительной статьей о Некрасове  «Детство и юность поэта» стр.63-67.

    Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-4-е издание. - М.:Мнемозина 

    Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):

     1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети»,

     « Школьник».

    2)Учить умению  анализировать текст стихотворения , строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению произведения.

    3) Воспитывать любовь и интерес к родной литературе 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дифференциация обучения на уроках литературы

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.        

    Класс: 5

    Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь.

    Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».

     Тип урока: вступительный (опережающее задание:  Познакомиться в учебнике со вступительной статьей о Некрасове  «Детство и юность поэта» стр.63-67.

    Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-4-е издание. - М.:Мнемозина, 2001 год.)

    Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):

     1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети»,

     « Школьник».

    2)Учить умению  анализировать текст стихотворения , строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению произведения.

    3) Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.

                                                                            

                                                                                                    Фамилия  Стеценко

    Имя          Светлана

    Отчество Витальевна

    2008-2009 уч. год

            

    Аспекты

    Учебной деятельности

    Уровень литературного развития

    Аргументация целесообразной учебной

    деятельности

    низкий

    средний

    высокий

    1.

    Методы обучения

    Репродуктивная деят-ть

    Частично-поисковый

    Исследовательский

    2.

    Вопросы домашнего задания

    1 группа: готовила подбор иллюстраций к произведениям поэта, отвечала на вопрос (Какие произведения Н.А. Некрасова читали и учили в начальной школе?)

    2 группа:  подготовка  и проведение словарной работы  (СОСТРАДАНИЕ, ПОТРЯСЕНИЕ

    ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, КРЕСТЬЯНЕ,ЛЮБОВЬ К ТРУДУ)

    3 группа: составление плана учебной статьи «Детство и юность поэта» , пересказ частей плана с чтением наизусть некрасовских строк, включенных в статью.

    Развитие читательского кругозора,

    обучение монологическому высказыванию,

    обогащение словарного запаса

    3.

    Повторяем материал

    Стихотворения,

    с которыми учащиеся были знакомы уже в начальной школе и познакомились самостоятельно

     Развитие

    речи, лексическая работа

     Составление плана учебной статьи, пересказ с использованием стихотворного текста.(+привлечение дополнит. лит -ры по теме)

    1 гр. - заинтересовать, дать возможность поработать

     с текстами, самостоятельно подобрать иллюстрации

    2 гр.- повторение терминов, необходимых для работы на уроке,

     проведение терминологической пятиминутки

    (в любой форме по желанию ребят)

    3 гр.- представление опорных

     конспектов по теме, составленных ребятами попарно,

     индивидуально или в группе

    4.

    Внутрипредметные связи

    Навык работы

    с литерат. произведениями

    Самостоят. поиск информации

    Умение

    строить

    монологическое

    высказывание, аргументировать свои мысли.

    1 гр - формирование

    навыка работы со справочной литературой.

    2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск

     информации и развитие речи,

    привлечение дополнительной литературы

    5.

    Межпредметные связи

    История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства.

    Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского детства?

    История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства.

    Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского

    История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства.

    Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского

    1 гр - формирование

    Навыка работы со справочной литературой.

    2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск

     информации и развитие речи.

    6.

    Самостоятельная работа по группам

    (карточки-информаторы)

    Ребята работают по группам .На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее

    1-2 группы выполняют задания первого уровня сложности.

                    -Выделить события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом. Почему рассказ поэта о происходящем событии прерывается его воспоминаниями?

                    -Обратимся к воспоминаниям поэта. В чем он видит обаяние крестьянского детства? Прочитайте об  этом вслух. Как эта часть стихотворения связана с биографией поэта?

    3-4 группа выполняют более сложные задания.

                    - «Зато ему рано знакомы труды»,-пишет поэт о крестьянском ребенке. Какую крестьянскую работу имеет в виду поэт?

                    -В чем он видит поэзию этого труда?

                    -Какие стороны жизни крестьянских детей удручают поэта?.

    При ответах обязательна опора на текст.

    5-6 группы выполняют наиболее сложные задания.

                    -В каких словах поэт прямо выражает свои чувства к крестьянским детям? Прочитайте эти строки.

                    -А если бы не было этого прямого признания, могли бы мы догадаться об отношении Н.А.Некрасова к крестьянским детям? (Обрати внимание на СРАВНЕНИЯ,ЭПИТЕТЫ,СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. Приведите примеры из текста

    1 гр.- вопросы

    репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов.

    2 гр.- вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов.

    3 гр. -самостоятельная исследоват. деят- ть.

    7.

    Контроль и обратная связь

    *С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

    *С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

    *С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

    Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого

     ученика интересной и посильной  поисковой деятельности.

    8.

    Планируемые результаты

    Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности

    Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности

    Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения

    Знакомство со стихотворением «Крестьянские дети»,

     развитие  у учащихся правильного понимания произведения,

     умения доказать текстом это понимание.

    Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных

     учеников  развивать умение аргументировать свои мысли.

     Воспитание любви к родной литературе.

    9.

    Фомы организации учебной деятельности

    Выразительное чтение (фронтальная работа ,индивидуальная)

    Выразительное чтение по ролям

    (групповая работа, индивидуальная)

    Элементы анализа произведения, творческое задание –устное мини-сочинение в группе;

    чтение в лицах; устное словесное рисование

    1 гр. -предоставляется возможность поработать с текстом каждому

     ученику, попробовать свои силы.

    2 гр.- развивается умение работать как индивидуально,

     так и  в паре , в группе.

    3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение

     аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает

     к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание

     чужое мнение.

    10.

    Домашнее задание

    (по выбору учащихся)

    Приготовить выразительное чтение отрывка (можно в лицах )

     по желанию сделать рисунок к стихотворению.

    Выучить наизусть понравившийся отрывок  (не менее 40-45 строк)

    . Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк), по желанию сделать рисунок к стихотворению.

    Учащиеся сами определяют, что им интересно, что по силам.

     Это снимает

    негативный эффект обязательной работы и развивает

     навыки самооценки.

    Стеценко С.В., персональный номер (идентификатор 251382)

    Дифференциация обучения на уроках литературы в основной школе.

    Конспект урока.

    Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Судьба крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети»

    Цели:         - Познакомить с биографией и чертами личности  поэта;

                    -показать мастерство русского поэта 19в. в создании образа Родины;

                    -продолжить работу по формированию анализа стихотворения;

                    -обучение выразительному чтению.

    Ход урока:

    1.Орг. момент.

    2.Проверка домашнего задания.

    (К уроку было задано чтение учебной статьи по учебнику о поэте стр. 63-67 всему классу  и выполнение заданий по группам.)

    1 группа: готовила подбор иллюстраций к произведениям поэта, отвечала на вопрос (Какие произведения Н.А. Некрасова читали и учили в начальной школе?)

    2 группа: подготовка и проведение словарной работы  (СОСТРАДАНИЕ,ПОТРЯСЕНИЕ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ,КРЕСТЬЯНЕ,ЛЮБОВЬ К ТРУДУ)

    3 группа: составление плана учебной статьи «Детство и юность поэта» , пересказ частей плана с чтением наизусть некрасовских строк, включенных в статью.

    Подведение итогов. Слово учителя.

    3.Выразительное чтение учителем стихотворения «Крестьянские дети»

    Вопрос: Какие  образы и картины вам представились?

     

    *Перечитать текст « про себя», определяя, каким настроением он проникнут, мысленно деля его на смысловые части.

    Обсуждение.

    4.Работа с текстом стихотворения «Крестьянские дети»

    Ребята работают по группам .На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее)

    1-2 группы выполняют задания первого уровня сложности.

                    -Выделить события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом. Почему рассказ поэта о происходящем событии прерывается его воспоминаниями?

                    -Обратимся к воспоминаниям поэта. В чем он видит обаяние крестьянского детства? Прочитайте об этом вслух. Как эта часть стихотворения связана с биографией поэта?

    3-4 группа выполняют более сложные задания.

                    - «Зато ему рано знакомы труды»,-пишет поэт о крестьянском ребенке. Какую крестьянскую работу имеет в виду поэт?

                    -В чем он видит поэзию этого труда?

                    -Какие стороны жизни крестьянских детей удручают поэта?.

    При ответах обязательна опора на текст.

    5-6 группы выполняют наиболее сложные задания.

                    -В каких словах поэт прямо выражает свои чувства к крестьянским детям? Прочитайте эти строки.

                    -А если бы не было этого прямого признания, могли бы мы догадаться об отношении Н.А.Некрасова к крестьянским детям? (Обрати внимание на СРАВНЕНИЯ,ЭПИТЕТЫ,СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. Приведите примеры из текста)

    5.Обучение выразительному чтению.

    Некоторые части стихотворения написаны в форме диалога, назовите их. Поучимся их выразительно читать.

    *Давайте ту часть стихотворения, где поэт передает подслушанный диалог детей , разыграем как сценку. В обсуждении принимает участие весь класс.

                    -Определите, сколько действующих лиц в нашем спектакле? Можем ли мы догадаться о характерах детей?

                    -Как вы думаете, какая реплика кому из детей принадлежит? Обоснуйте свое мнение.

                    -А с какой интонацией будем произносить слова автора?

    *Читаем этот отрывок из стихотворения в классе по ролям.

    6.Опережающее задание 5-6 группам. Отрывок «Встреча поэта с Власом ».

    Чтение в лицах отрывка заранее подготовленными учениками.

    * Выступление  ребят и обсуждение сказанного.

    Карточка-информатор:

    -Почему к маленькому мальчику поэт обращается «парнище», называет его  «грозным»?

    -Какие чувства вызывает у поэта Влас? Какие слова надо выделить при чтении, чтобы передать эти чувства?

    -Каким ты представляешь себе Власа? Вчитайся в его ответы. Какой характер в них раскрывается? (Устное словесное рисование)

    .

    • Чтение в лицах отрывка заранее подготовленными учениками.

    7.Выводы по уроку.

     Поэзия Н.А.Некрасова всегда очень сюжетна. В основе каждого стихотворения – рассказ о каком-либо событии. Вот почему его поэзия будит и разум, и чувства. Какие чувства пробудило стихотворение в вашей душе?

    *С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

    8. Работа с репродукцией В.Е.Маковского «Игра в бабки». 

    *Чем близка она стихотворению, с которым мы познакомились на уроке?

    *Как художник передает на картине поэзию крестьянского детства?

    9.Домашнее задание.

    Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк)

    По желанию нарисовать рисунок к стихотворению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

    Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения

    В данном материале я предлагаю образец того, как нужно строить технологическую карту  урока  литературы при  использовании дифференцированного метода обучения. Бесспорно, это кропо...

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

    Класс: 5 Литературная тема:  Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...

    Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

    Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

    Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

    Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

    Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....


     

    Комментарии

    И так для каждого урока? О-ё-ёй. Проделана большая работа. Полезная информация. Но хочу, чтобы КТО-ТО, кому по должности положено, кто учебники пишет, для начала по всем урокам во всех параллелях данное составил, а я буду адаптировать.