Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Стеценко Светлана Витальевна

Класс: 5

Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь.

Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».

 Тип урока: вступительный (опережающее задание:  Познакомиться в учебнике со вступительной статьей о Некрасове  «Детство и юность поэта» стр.63-67.

Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-4-е издание. - М.:Мнемозина 

Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):

 1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети»,

 « Школьник».

2)Учить умению  анализировать текст стихотворения , строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению произведения.

3) Воспитывать любовь и интерес к родной литературе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация обучения на уроках литературы

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.        

Класс: 5

Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь.

Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».

 Тип урока: вступительный (опережающее задание:  Познакомиться в учебнике со вступительной статьей о Некрасове  «Детство и юность поэта» стр.63-67.

Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-4-е издание. - М.:Мнемозина, 2001 год.)

Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):

 1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети»,

 « Школьник».

2)Учить умению  анализировать текст стихотворения , строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению произведения.

3) Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.

                                                                        

                                                                                                Фамилия  Стеценко

Имя          Светлана

Отчество Витальевна

2008-2009 уч. год

        

Аспекты

Учебной деятельности

Уровень литературного развития

Аргументация целесообразной учебной

деятельности

низкий

средний

высокий

1.

Методы обучения

Репродуктивная деят-ть

Частично-поисковый

Исследовательский

2.

Вопросы домашнего задания

1 группа: готовила подбор иллюстраций к произведениям поэта, отвечала на вопрос (Какие произведения Н.А. Некрасова читали и учили в начальной школе?)

2 группа:  подготовка  и проведение словарной работы  (СОСТРАДАНИЕ, ПОТРЯСЕНИЕ

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, КРЕСТЬЯНЕ,ЛЮБОВЬ К ТРУДУ)

3 группа: составление плана учебной статьи «Детство и юность поэта» , пересказ частей плана с чтением наизусть некрасовских строк, включенных в статью.

Развитие читательского кругозора,

обучение монологическому высказыванию,

обогащение словарного запаса

3.

Повторяем материал

Стихотворения,

с которыми учащиеся были знакомы уже в начальной школе и познакомились самостоятельно

 Развитие

речи, лексическая работа

 Составление плана учебной статьи, пересказ с использованием стихотворного текста.(+привлечение дополнит. лит -ры по теме)

1 гр. - заинтересовать, дать возможность поработать

 с текстами, самостоятельно подобрать иллюстрации

2 гр.- повторение терминов, необходимых для работы на уроке,

 проведение терминологической пятиминутки

(в любой форме по желанию ребят)

3 гр.- представление опорных

 конспектов по теме, составленных ребятами попарно,

 индивидуально или в группе

4.

Внутрипредметные связи

Навык работы

с литерат. произведениями

Самостоят. поиск информации

Умение

строить

монологическое

высказывание, аргументировать свои мысли.

1 гр - формирование

навыка работы со справочной литературой.

2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск

 информации и развитие речи,

привлечение дополнительной литературы

5.

Межпредметные связи

История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства.

Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского детства?

История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства.

Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского

История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства.

Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского

1 гр - формирование

Навыка работы со справочной литературой.

2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск

 информации и развитие речи.

6.

Самостоятельная работа по группам

(карточки-информаторы)

Ребята работают по группам .На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее

1-2 группы выполняют задания первого уровня сложности.

                -Выделить события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом. Почему рассказ поэта о происходящем событии прерывается его воспоминаниями?

                -Обратимся к воспоминаниям поэта. В чем он видит обаяние крестьянского детства? Прочитайте об  этом вслух. Как эта часть стихотворения связана с биографией поэта?

3-4 группа выполняют более сложные задания.

                - «Зато ему рано знакомы труды»,-пишет поэт о крестьянском ребенке. Какую крестьянскую работу имеет в виду поэт?

                -В чем он видит поэзию этого труда?

                -Какие стороны жизни крестьянских детей удручают поэта?.

При ответах обязательна опора на текст.

5-6 группы выполняют наиболее сложные задания.

                -В каких словах поэт прямо выражает свои чувства к крестьянским детям? Прочитайте эти строки.

                -А если бы не было этого прямого признания, могли бы мы догадаться об отношении Н.А.Некрасова к крестьянским детям? (Обрати внимание на СРАВНЕНИЯ,ЭПИТЕТЫ,СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. Приведите примеры из текста

1 гр.- вопросы

репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов.

2 гр.- вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов.

3 гр. -самостоятельная исследоват. деят- ть.

7.

Контроль и обратная связь

*С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

*С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

*С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого

 ученика интересной и посильной  поисковой деятельности.

8.

Планируемые результаты

Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности

Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности

Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения

Знакомство со стихотворением «Крестьянские дети»,

 развитие  у учащихся правильного понимания произведения,

 умения доказать текстом это понимание.

Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных

 учеников  развивать умение аргументировать свои мысли.

 Воспитание любви к родной литературе.

9.

Фомы организации учебной деятельности

Выразительное чтение (фронтальная работа ,индивидуальная)

Выразительное чтение по ролям

(групповая работа, индивидуальная)

Элементы анализа произведения, творческое задание –устное мини-сочинение в группе;

чтение в лицах; устное словесное рисование

1 гр. -предоставляется возможность поработать с текстом каждому

 ученику, попробовать свои силы.

2 гр.- развивается умение работать как индивидуально,

 так и  в паре , в группе.

3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение

 аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает

 к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание

 чужое мнение.

10.

Домашнее задание

(по выбору учащихся)

Приготовить выразительное чтение отрывка (можно в лицах )

 по желанию сделать рисунок к стихотворению.

Выучить наизусть понравившийся отрывок  (не менее 40-45 строк)

. Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк), по желанию сделать рисунок к стихотворению.

Учащиеся сами определяют, что им интересно, что по силам.

 Это снимает

негативный эффект обязательной работы и развивает

 навыки самооценки.

Стеценко С.В., персональный номер (идентификатор 251382)

Дифференциация обучения на уроках литературы в основной школе.

Конспект урока.

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Судьба крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети»

Цели:         - Познакомить с биографией и чертами личности  поэта;

                -показать мастерство русского поэта 19в. в создании образа Родины;

                -продолжить работу по формированию анализа стихотворения;

                -обучение выразительному чтению.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания.

(К уроку было задано чтение учебной статьи по учебнику о поэте стр. 63-67 всему классу  и выполнение заданий по группам.)

1 группа: готовила подбор иллюстраций к произведениям поэта, отвечала на вопрос (Какие произведения Н.А. Некрасова читали и учили в начальной школе?)

2 группа: подготовка и проведение словарной работы  (СОСТРАДАНИЕ,ПОТРЯСЕНИЕ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ,КРЕСТЬЯНЕ,ЛЮБОВЬ К ТРУДУ)

3 группа: составление плана учебной статьи «Детство и юность поэта» , пересказ частей плана с чтением наизусть некрасовских строк, включенных в статью.

Подведение итогов. Слово учителя.

3.Выразительное чтение учителем стихотворения «Крестьянские дети»

Вопрос: Какие  образы и картины вам представились?

 

*Перечитать текст « про себя», определяя, каким настроением он проникнут, мысленно деля его на смысловые части.

Обсуждение.

4.Работа с текстом стихотворения «Крестьянские дети»

Ребята работают по группам .На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее)

1-2 группы выполняют задания первого уровня сложности.

                -Выделить события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом. Почему рассказ поэта о происходящем событии прерывается его воспоминаниями?

                -Обратимся к воспоминаниям поэта. В чем он видит обаяние крестьянского детства? Прочитайте об этом вслух. Как эта часть стихотворения связана с биографией поэта?

3-4 группа выполняют более сложные задания.

                - «Зато ему рано знакомы труды»,-пишет поэт о крестьянском ребенке. Какую крестьянскую работу имеет в виду поэт?

                -В чем он видит поэзию этого труда?

                -Какие стороны жизни крестьянских детей удручают поэта?.

При ответах обязательна опора на текст.

5-6 группы выполняют наиболее сложные задания.

                -В каких словах поэт прямо выражает свои чувства к крестьянским детям? Прочитайте эти строки.

                -А если бы не было этого прямого признания, могли бы мы догадаться об отношении Н.А.Некрасова к крестьянским детям? (Обрати внимание на СРАВНЕНИЯ,ЭПИТЕТЫ,СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. Приведите примеры из текста)

5.Обучение выразительному чтению.

Некоторые части стихотворения написаны в форме диалога, назовите их. Поучимся их выразительно читать.

*Давайте ту часть стихотворения, где поэт передает подслушанный диалог детей , разыграем как сценку. В обсуждении принимает участие весь класс.

                -Определите, сколько действующих лиц в нашем спектакле? Можем ли мы догадаться о характерах детей?

                -Как вы думаете, какая реплика кому из детей принадлежит? Обоснуйте свое мнение.

                -А с какой интонацией будем произносить слова автора?

*Читаем этот отрывок из стихотворения в классе по ролям.

6.Опережающее задание 5-6 группам. Отрывок «Встреча поэта с Власом ».

Чтение в лицах отрывка заранее подготовленными учениками.

* Выступление  ребят и обсуждение сказанного.

Карточка-информатор:

-Почему к маленькому мальчику поэт обращается «парнище», называет его  «грозным»?

-Какие чувства вызывает у поэта Влас? Какие слова надо выделить при чтении, чтобы передать эти чувства?

-Каким ты представляешь себе Власа? Вчитайся в его ответы. Какой характер в них раскрывается? (Устное словесное рисование)

.

  • Чтение в лицах отрывка заранее подготовленными учениками.

7.Выводы по уроку.

 Поэзия Н.А.Некрасова всегда очень сюжетна. В основе каждого стихотворения – рассказ о каком-либо событии. Вот почему его поэзия будит и разум, и чувства. Какие чувства пробудило стихотворение в вашей душе?

*С каким чувством обращается  Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?

8. Работа с репродукцией В.Е.Маковского «Игра в бабки». 

*Чем близка она стихотворению, с которым мы познакомились на уроке?

*Как художник передает на картине поэзию крестьянского детства?

9.Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк)

По желанию нарисовать рисунок к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения

В данном материале я предлагаю образец того, как нужно строить технологическую карту  урока  литературы при  использовании дифференцированного метода обучения. Бесспорно, это кропо...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Класс: 5 Литературная тема:  Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...


 

Комментарии

Марина Терентьева

И так для каждого урока? О-ё-ёй. Проделана большая работа. Полезная информация. Но хочу, чтобы КТО-ТО, кому по должности положено, кто учебники пишет, для начала по всем урокам во всех параллелях данное составил, а я буду адаптировать.