Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения

    Тема урока: « Мысль семейная» в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка».

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

    Цель: Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал, учить работать над сочинением

    Задачи:

    1. Опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов, произведённый на предыдущих уроках, добиться целостного восприятия и осмысления произведения под углом зрения выбранной темы.
    2. Продолжить обучение анализу произведения и работу по развитию речи учащихся, выразительному чтению
    3. Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению.
    4. Учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
    5. Вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
    6. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения
    7. На примере произведений  художественной литературы воспитывать семейные ценности.

    Аспекты учебной деятельности.

    Низкий уровень познавательной активности учащихся.

    Средний уровень познавательной активности учащихся.

    Высокий уровень познавательной активности учащихся.

    Аргументация целесообразности учебной деятельности.

    1.

    Методы обучения.

    Репродуктивный.

    Частично - поисковый.

    Проблемный.

    Тех. карта урока разработана для слабого класса, поэтому данные методы целесообразнее.

    2.

    Вопросы.

    1. От чьёго лица ведётся повествование?
    2. Кто в романе противопоставлен Гринёву?
    3. Скажите, а в том, что Гринёв такой: добрый, честный, совестливый – есть заслуга семьи, в которой он вырос?
    4. Какое напутствие дал отец Петруше? (занесём в таблицу под характеристикой Гринёва).
    5. Как звали родителей Маши?
    6. Наследует ли Марья Ивановна черты своих родителей?
    7. Прочтите выразительно последние слова капитана Миронова своей дочери.
    1. Что вы можете сказать о повествователе? (Занесём данные в таблицу).
    2. Дайте характеристику Швабрину. (Занесём в таблицу).
    3. Как это отражение выразилось в произведении?
    4. А что мы напишем под характеристикой Швабрина? Почему?
    5. Какими изображаются супруги Мироновы?
    6. Как заложенное в детстве, в семье проявляется в последующей жизни?
    7. Что главное в этих словах?
    1. Как называется литературный приём, основанный на противопоставлении?
    2. Для чего автор прибегает к антитезе?
    3. Как и чем определялось представление о долге и чести дворянина в роду Гринёвых от пращура до отца?
    4. Случайно ли нет в произведении напутствия родителей Швабрина?
    5. Можно ли в их отношениях говорить об антитезе? Каких героев древнерусской литературы напоминают Мироновы?
    6. Похожи ли семьи Гринёвых и Мироновых? Чем?
    7. Скажите, а верность Ивана Кузьмича присяге как-то отразилась на судьбе Маши?

    Данные вопросы позволят учителю продолжить анализ текста, добиться выполнения поставленных целей и задач, не являются слишком трудными для учащихся данного класса, поэтому урок пройдёт эмоционально и эффективно.

    3.

    Повторяемый материал.

    Выразительное чтение стихотворений; текст романа.

    Высказывания Достоевского о Пушкине; Текст романа.

    Понятие антитезы; интерес Пушкина к истории; текст романа.

     

    4.

    Внутрипредметные связи.

    Стихотворения Пушкина о семье, о доме.

    Высказывания Пушкина о семье, о доме.

    Повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь».

    Так как урок по этому произведению последний (остался урок контрольный), то
    необходимо повторить биографию Пушкина, его стихотворения, вспомнить произведение Н.М.Карамзина.

    5.

    Межпредметные связи.

    История

    История

    История, обществознание.

    На протяжении всех уроков по повести «Капитанская дочка» идет интеграция литературы и истории. А при обсуждении понятия семьи затрагиваются некоторые темы по обществознанию

    6.

    Самостоятельная работа.

    Нахождение в тексте ответов на вопросы, заполнение табл., выполнение творческой работы.

    Сжатый пересказ, заполнение таблицы, выполнение творческой работы.

    Аналитическая беседа, заполнение таблицы, выполнение творческой работы.

    В течение урока учащиеся работают над вопросами, заполняют таблицу, в группах выполняют творческие работы.

    7.

    Контроль.

    Тв/р. Какой смысл вкладывает Пушкин в слово «дом»?

    Тв/р. В произведении неоднократно изображается дорога. Охарактеризуйте образ дороги.

    Тв/р. Какую роль играет природная стихия в произведении?

    Творческая работа оценивается дифференцированно.

    8.

    Планируемые результаты.

    Учащиеся должны усвоить роль семьи в воспитании.

    Учащиеся систематизируют свои знания по творчеству А.С.Пушкина.

    Расширят представление о мысли «семейной» и «народной»

    Выполнение целей урока.

    9.

    Формы организации учебной деятельности.

    1. фронтальная беседа;
    2. работа в группе с творческим заданием.
    1. фронтальная беседа;
    2. работа в группе с творческим заданием.
    1. фронтальная беседа;
    2. работа в группе с творческим заданием.

    Современный урок предполагает использование разных форм работы на уроке. На данном уроке используется работа в разноуровневых группах. Учащиеся в группе не только выполняют творческую работу, но и готовят ответы на вопросы своего уровня.

    10.

    Домашнее задание.

    Ответить на вопрос: «Что такое семья? На чём она держится?»

    Дайте развёрнутый ответ на вопрос:«Какие  истины утверждает Пушкин, как православный христианин?»

    Напишите сочинение-рассуждение на одну из  тем: «Современно ли произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? или «

    Учащиеся выполняют по уровням, но если хотят, то могут выполнить задание более высокого уровня.

    Двуреченская Ю.В.

    МБОУ «СОШ № 1 им. Я.Василенко» п.Пурпе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

    Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

    Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения

    В данном материале я предлагаю образец того, как нужно строить технологическую карту  урока  литературы при  использовании дифференцированного метода обучения. Бесспорно, это кропо...

    Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

    Класс: 5 Литературная тема:  Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

    Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...