технологическая карта урока литературы в 5 классе - урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода: "Патриотическая позиция И.А. Крылова в басне «Волк на псарне». Мораль басни".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Овчинникова Маргарита Николаевна

Урок выстроен согласно ФГОС. Прописаны планируемые результаты, деятельность учитедя и ученика, формируемые ууд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

Класс: 5.

Предмет: литература.

УМК: Г.С. Меркин.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Содержательная: проанализировать басню И. А. Крылова «Волк на псарне» с точки зрения композиционных особенностей, её сюжетной исторической основы.

Деятельностная: формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания.

 Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить с басней И.А.Крылова «Волк на псарне», её исторической основой.

2. Обучать выразительному чтению.

Развивающие:

1.Формировать навык выразительного чтения.

2. Развивать навык анализа литературного произведения, умения определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним.

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления морали басни (чувство гордости за свой народ, патриотизм);

                 2. Воспитывать бережное отношение к слову.

Тема урока: Патриотическая позиция И.А. Крылова в басне «Волк на псарне». Мораль басни.

Планируемые результаты:

1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения;

2. Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;

3. Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие отрицательных персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.    
  • Тесты.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Приветствие учителя. Устное сообщение учителя о том, что урок хочет начать с фразы, но она рассыпалась: «начинается» «с» «успех!» «удачи» «малой». Учитель просит учащихся помочь ему собрать эту фразу.

Сформулировав высказывание при помощи учащихся («С малой удачи начинается успех!»),

учитель предлагает ребятам объяснить его смысл: «Как вы понимаете эти слова?»

Желает учащимся удачи: «Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!» Слайд 1

Ученики приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Помогают учителю в формулировании высказывания.

Объясняют своё понимание предложенной фразы.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные:

готовность к сотрудничеству с учителем и со сверстниками,

оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли.

  1. Этап мотивации (самоопределения).

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Осознанное включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Учитель предлагает учащимся из предложенных иллюстраций выбрать лишнюю и объяснить причину своего выбора: иллюстрации к сказкам

«Царевна-лягушка», «Гуси лебеди», «Василиса Прекрасная» и басне «Свинья под дубом».

Слайд 2.

Учащиеся делают выбор, назвав лишнее: «Свинья под дубом». Объяснения сводятся к тому, что все предложенные иллюстрации – это иллюстрации к  русским народным сказкам, а выбранная ими иллюстрация – это иллюстрация к басне «Свинья под дубом».

Личностные: самоопределение, способность к определению своей позиции.

Коммуникативные: общение, взаимодействие, построение речевого высказывания в устной форме. 

  1. Актуализация знаний.

Актуализация учебного содержания, необходимого для изучения материала;

Актуализация мыслительных операций.

Учитель предлагает рассмотреть ещё ряд иллюстраций к басням: «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок» и «Волк на псарне». Слайд 3.

Задаёт вопросы:

  1. Что объединяет все иллюстрации?
  2. А что такое басня?
  3. Кто является самым известным баснописцем в русской литературе?
  4. Почему одна из иллюстраций выделена? Можем ли предположить автора проиллюстрированной басни?
  5. Хочется ли вам узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?

Ответы учеников:

  1. Это иллюстрации к басням (перечисляют названия);
  2. Дают определение жанра басни;
  3. Называют имя И.А.Крылова.
  4. Одна из иллюстраций выделена, так как басня нам неизвестна. Автор проиллюстрированной басни – И.А.Крылов.
  5. Высказывают желание узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений;

коммуникативные УУД:

умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения.

Личностные: способность к определению своей позиции.

  1. Этап целеполагания.

Постановка учебной задачи.

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока и задачи, исходя из проведённой работы. Корректирует ответы учащихся.

 

При формулировке задач, учитель предлагает учащимся ориентироваться на предложенные вопросы:

Что для этого надо знать? Что должны уметь?

Что повторить?

Формулируют тему урока («Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» (название находят в учебнике) и цель (познакомиться с новой басней, понять мораль басни).

Ответы учащихся.

Регулятивные:

целеполагание (принятие учебной задачи).

Коммуникативные: принятие учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап актуализации знаний и пробное учебное действие.

Актуализация учебного содержания, необходимого для изучения материала;

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Учитель проверяет, насколько усвоили пятиклассники сведения по теории литературы: аллегория, мораль, «эзопов язык». Предлагает задание: составить «карту жанра»  (восстановить схему жанра басни, выбрав нужные элементы из предложенных ).

Слайд 4.

Сличение с эталоном.

Слайд 5.

Индивидуальная работа – составление «карты жанра»:

 необходимо выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность выполнения задания.

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений;

коммуникативные:

умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Фиксирование затруднения при выполнении учащимися пробного учебного действия.

1.Чтение басни учителем или включается запись.

2. Скажите, где в этой басне аллегория? Каков её иносказательный смысл?

Задание: 

Попробуйте выделить слова-аллегории (повторение понятия аллегории).

1.Первичное восприятие басни.

Групповая работа:

 Запись трудных слов (сват, кум, расчесться, дубьё, не делать мировой, ловчий, псарня, овчарня), их объяснение и сличение со словарём.

Заслушивание результатов.

2.Групповая (исследовательская) работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе, ответы на поставленный вопрос.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений;

коммуникативные:

умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения;

регулятивные: саморегуляция.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Построение детьми проекта выхода из затруднения и

формирование способности к его выполнению.

Выбор способа и средства достижения цели.

Учитель организует учащихся по составлению и утверждению плана работы (выход из затруднения); фиксирует его на доске, корректирует ответы учащихся.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, строят план выхода из затруднения и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д.

Учащиеся предлагают план:

1.Прочитать теоретический материал в учебнике, обратиться к рабочим материалам в тетради

 (первые уроки по теме «Басня»).

2. Составить план прочитанного или выписать ключевые слова.

3. Рассказать соседу по парте.

4. Вспомнить, какие пороки олицетворяют известные басенные герои.

5. Охарактеризовать поступки и речь героев изучаемой басни «Волк на псарне».

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.  С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

 учет разных мнений;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

разрешение конфликтов.

Регулятивные:

планирование и прогнозирование;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные:

моделирование, построение логической цепи рассуждения.

Динамическая пауза.

Сменить вид деятельности.

Учитель предлагает сделать физическую разминку.

Ученики выполняют физические упражнения под энергичную музыку.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

  1. Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

1.При реализации 1 -4 пунктов составленного плана учитель при необходимости направляет учащихся.

2.Чтобы помочь учащимся раскрыть характеры главных героев басни (Волка и ловчего), учитель предлагает обсудить вопросы:

-Какой персонаж сразу обратил на себя внимание?

-Нарисуйте портрет Волка, какой он?

- Какова его речь?

-Назовите действия Волка в басне, каковы его поступки?

-Какие слова передают возникший на псарне переполох?

-Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

-Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?

- Какие чувства, эмоции вызывают Волк? А ловчий?

-Каких исторических персонажей имел ввиду Крылов, рассказывая о Волке, униженном ловчим?

(вопросы распределены между группами).

Учащиеся, работая в группах, выполняют определённые действия по реализации проекта.

Коммуникатитвные:

планирование (определяют способ взаимодействия – работа в группах);

навык сотрудничества в поиске и сборе информации.

Личностные:

осознание учащимися личного затруднения;

осознание ответственности за общее дело;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция, волевая саморегуляция.

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Применение нового знания.

Учитель выступает в роли организатора.

После выразительного чтения басни учащимися, группы представляют результаты своей работы.

 

Отвечают на вопрос: «В чём аллегория басни?»

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

управление поведением партнера (построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет), использование речи для регуляции своего действия.

Личностные:

осознание ответственности за общее дело;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях.

Организовывает  самостоятельную работу (индивидуальная форма):

1.Какие эпитеты использует автор при описании волка? О чём они говорят, как помогают раскрыть характер героя?

2. Каких исторических персонажей имел ввиду Крылов, рассказывая о Волке, униженном ловчим?

Организовывает

самопроверку учебных  решений по эталону.

Слайд 6.

 Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деят-ть).

Отвечают на вопросы и сверяют с эталоном.

Личностные:

формирование эстетических потребностей, наблюдательности, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

Сличение способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; формирование позитивной самооценки; планирование своих действий.

  1. Включение в систему знания и повторение.

Включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление.

Учитель организует беседу:

1) Докажите, что - это басня.

2) Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни?

3) В чем заключается мораль басни?

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний.

Выполняют предложенные учителем задания.

Учащиеся выстраивают своё речевое высказывание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные:

самоопределение

Познавательные: 

 построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

  1. Рефлексия.

Соотнесение цели урока и его результатов, осознание способа действия, самооценка  учащимися собственной  учебной деятельности.

  1. Учитель предлагает рассказать о себе, заполнив таблицу с графами: я знаю - я запомнил – я смог
  2. Или
  3. Выполнить тестовые задание (4вопроса), сверяют с эталоном.
  4. Слайд 7

Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание:

Слайд 8

1)прочитать одну из басен И.Крылова, посвященных 1812 году, и раскрыть её иносказательный смысл;

2)выразительно прочитать басню «Волк на псарне» и нарисовать иллюстрацию;

3)написать миниатюру «Мораль сей басни такова…».

Ученики заполняют таблицу, выражая своё впечатление от урока.

Ученики отвечают на вопросы, проверяя, насколько они усвоили материал.

Выбирают дифференцированное домашнее задание.

Личностные:

смыслообразование, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

учёт индивидуальной  динамики личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...

Технологическая карта №1. Литература. 5 класс

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народное творчество"Цель урока сформировать представление о жанрах УНТ . Научить приобретать и использовать знания и умения в практической дея...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Структура урока истории «открытие нового знания» в рамках системно-деятельностного подхода

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (учитель лишь напра...