Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
методическая разработка (литература, 7 класс) на тему

Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Класс – 7 (общеобразовательный).

Литературная тема  - «Стихотворения Н.А.Некрасова».

Тема урока – «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Тип урока – Урок анализа лирического произведения.

Триединая задача

Образовательные задачи урока:

знакомство учащихся со стихотворениями Н.А. Некрасова;

отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений;

повторение сведений по теории литературы и сведений об изобразительных средствах.

Воспитательные задачи урока:

воспитание интереса к предмету;

воспитание чувства любви к родине и родной природе;

воспитание  уважения к русскому народу, его лучшим нравственным качествам;

воспитание гражданственности.

Развивающие задачи урока:

активизация познавательной деятельности школьников;

развитие коммуникативных навыков;

развитие навыков групповой работы.

Аспекты учебной деятельности

Уровень литературного развития учащихся

Аргументация целесообразности учебной деятельности

низкий

средний

высокий

1

Методы обучения

Репродуктивный,  частично-поисковый

Частично поисковый, исследовательский

Исследовательский

Выбор методов обучения позволяет более полно учитывать индивидуальные особенности учащихся  и уровень их литературного развития.

2

Вопросы

Какие стихотворения Н.А. Некрасова вы знаете?

Какова тема стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»?

Кто участвует в разговоре?

Найдите в словаре толкование слов созидатель и разрушитель.

Что такое пейзаж?

Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения (вступление – пейзаж).

Что изображено на картинах И.Левитана «Золотая осень» и

К.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»?

Найдите главные строки выученного вами отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова («…нет безобразья в природе»).

Выразительное чтение отрывка «Труд этот, Ваня, был страшно громаден...».

Дайте определение метафоры.

Дайте определение инверсии.

Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения.

О чём писал поэт в своих произведениях?

Каким стихотворным размером оно написано?

О чем говорят попутчики? Найдите в тексте строки, выражающие отношение генерала и его попутчика к русскому народу.

Что такое антитеза?

В каких стихотворениях Н.А.Некрасова описывается русская природа?

Приведите примеры использования эпитетов и сравнений в описании природы.

Можно ли рассматривать эти картины как иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова?

А где же, по мнению поэта, есть «безобразье»?

По каким законам вынужден жить простой человек? Что руководит его действиями, его судьбой? Найдите ответ в стихотворении.  («В мире есть царь, этот царь беспощаден – голод названье ему»).

Найдите в тексте строки, в которых автор рисует фантастическую картину.

Укажите примеры использования инверсии при создании образа белоруса.

Сформулируйте главную мысль стихотворения «Железная дорога».

В чём особенности этого стихотворного размера?

Кто прав в споре о строителях железной дороги? Кому поэт посвящает своё стихотворение и почему?

Использует ли поэт эту фигуру речи в своём стихотворении?  

Кто из поэтов 19 века запечатлел  в своих произведениях осенний пейзаж? Какова роль пейзажа в стихотворении Н.А.Некрасова?

Определите, какие ещё средства художественной выразительности помогли автору создать прекрасную поэтическую картину осеннего пейзажа.  

Представьте своё сообщение (презентацию) о картинах И.Левитана «Золотая осень» и

К.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

Расскажите об этом, используя картину

К.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

(Устное описание картины).

Какое из средств художественной выразительности помогло автору так ярко изобразить царя- голода?  (Метафора).

С какой целью поэт изображает толпу мертвецов?

Только ли сочувствие вызывают у нас образы строителей железной дороги? Озвучьте позицию автора.

Почему Н.А.Некрасов

не верит в скорое наступление счастливого будущего народа? В чём причина его грусти?

Подбор дифференцированных вопросов способствует развитию внимания, творческого воображения, умения выявлять авторскую позицию и аргументировать свои мысли, расширению исследовательских навыков.  

3

Повторяемый материал

 Сведения по теории

 литературы и

 

анализу лирического

произведения.

 

Повторяемый материал способствует актуализации ранее изученных сведений по теории литературы и формированию навыков литературоведческого анализа лирического произведения.

4

Внутрипредмет-ные связи

 Стихотворения  

Н.А.Некрасова.

Пейзаж в творчестве русских поэтов 19  века.

Осуществление внутрипредметных связей повышает интерес к изучаемой теме и предмету в целом, развивает коммуникативные навыки.

5

Межпредметные связи

 Живопись.

Живопись.

 

Живопись.

Использование межпредметных связей расширяет кругозор учащихся, позволяет закрепить навык сопоставительного анализа произведений разных видов искусства.

6

Самостоятельная работа

Работа с толковым словарём.

Работа с текстом.

Работа с текстом и творческое задание.

 Организация самостоятельной работы создаёт условия для проявления индивидуальной траектории речевого и литературного развития учащихся, способствует

созданию ситуации успеха.

7

Контроль и обратная связь

Тест.

Викторина.

Творческая работа.

Осуществление контроля позволяет определить уровень сформированности УУД.

8

Планируемые результаты

Развитие речи, повышение

мотивации к познавательной активности.

Побуждение учащихся к чтению и осмыслению стихотворений Н.А.Некрасова.

Развитие мотивации к изучению творчества Н.А.Некрасова.

Реализация триединой задачи урока.

9

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Фронтальная, индивидуальная.

Парная, индивидуальная.

Различные формы организации учебной деятельности способствуют закреплению навыка индивидуальной самостоятельной работы; совершенствованию  навыков работы в группах и парах;

формируют умения применять знания в новой учебной ситуации.

10

Домашнее задание

Ответы на вопросы  учебника. Выразительное чтение и чтение наизусть.

Написание анализа стихотворения по предложенному  плану.

Написание сочинения-рассуждения на предложенные темы.

Дифференцированное домашнее задание учитывает  уровень коммуникативных навыков учащихся, степень их литературного развития; способствует развитию навыков самооценки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения

В данном материале я предлагаю образец того, как нужно строить технологическую карту  урока  литературы при  использовании дифференцированного метода обучения. Бесспорно, это кропо...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Класс: 5 Литературная тема:  Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....

Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл

Технологическая карта урока  по  предмету Основы Финансовой грамотности  тема урока «Кредит» 8 кл...