технологическая карта урока литературы 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Самсонова Любовь Александровна

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_moego_uroka.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Самсонова Любовь Александровна   Класс 5 а

Цели:

обучающие: проанализировать басни, рассмотреть их особенности, выделить мораль;

развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;

воспитательные: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к отрицательным поступкам, учить быть толерантными.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, костюмы и маски обучающихся к басням.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений УСиОЗ

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

примечания

Организационный момент

Слово учителя:

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как “дедушку Крылова”. Родился в 1769 году в семье военного.  Детство мальчика было нелегким. Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь  Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен.  Умер Крылов в 1844. Первый памятник баснописцу в России был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Блиц-ответы (на маленьких листочках)

1.Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

2.На каком инструменте играл И. Крылов?

3.Сколько басен создано И. Крыловым?

4.Какие языки знал  И. Крылов?

5.На чьи деньги поставлен памятник И.А.Крылову?

Оценки себе на листочке

Личностные УУД 

1.Установка  на устойчивое внимание и заинтересованность в уроке

 Регулятивные УУД

1.Включение в активную работу.

2.Саморегуляция: что услышал-что не услышал?

На доске портрет баснописца

Блиц-вопросы на интерактивной доске

Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

Почету И.А.Крылов был так популярен?

Да, говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”. А как вы думаете, трудно ли быть хорошим человеком? Кого мы можем считать хорошим человеком?

Кто из вас считает себя хорошим человеком?

А как вы думаете, может ли хороший человек совершить хоть один плохой поступок?

Словарная работа

Как вы думаете, почему, начав урок с рассказа о писателе Крылове, мы добрались до слова толерантность? Сам Крылов его точно не употреблял.

Сформулируйте цель нашего урока, использовав в своем предложении слова: И.Крылов, басня, воспитание, толерантность.

Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

Продолжите фразу: «Хороший человек – это …»

Поднимают руки

Приводят примеры. Например: вас обозвали нехорошим словом, а вы обозвали в ответ. Почему так случилось? Вы не сдержались и пошли на поводу у своей агрессии, проявив ответное неуважение. Скорее всего, вы извинитесь и будете стараться больше так не делать. Приняв такое решение,  вы начинаете воспитывать в себе очень взрослое качество – толерантность.

Может быть подсказка: чему учат басни Крылова, с которыми вы уже знакомы?

-Умению хорошо общаться друг с другом , не обижать окружающих, не задирать нос.

Это и есть толерантность.

Воспитание толерантности в нас, учениках, на примере басен И.А.Крылова.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Обратить внимание на маски на доске

На интерактивной доске словарная статья со словом «толерантность»

Актуализация знаний

Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о басне.

Выступление одного ученика с мини-презентацией

Басня – баять, баса, прикраса. Вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради краснаго словца, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных... (Толковый словарь В.Даля.)

Басня– это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек.

Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.

Главное в басне – смех над недостатками.

Действующие герои – звери, наделенные недостатками людей.

Цель басни – исправление человеческих нравов, недостатков.

Поэтому в басне всегда есть мораль.

Мораль– это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Познавательные

УУД

Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД 

1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Мини-презентация ученика

Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Наш урок, который называется «Басня – к мудрости ступенька», должен научить нас быть чуточки мудрее, лучше. Мы будем учиться на примере героев басен.

Каждый из вас участвует в инсценировке какой-либо басни. Мы смотрим вашу совместную творческую работу и по окончании каждого представления продолжаем две фразы:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как …

 Эта басня учит нас не быть …, а быть …

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Излагать содержание прочитанного (про-

слушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

4. Устанавливать причинно-следствен-

ные связи.

5. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2. Учитывать разные мнения и стремиться

к координации различных позиций в

сотрудничестве.

3. Формулировать собственное мнение и

позицию, аргументировать её.

4. Оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой ситуации

5. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку

зрения.

Личностные УУД

 1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Эти две фразы розданы учащимся на листочках или записаны на доске.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Инсценирование басни «Свинья под Дубом»

Ответы учащихся:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как глупость. Эта басня учит нас не быть бестолковыми, а быть умными и уметь слушать мнение других людей и слышать его, даже если оно не совпадает с твоим собственным.

Инсценирование басни «Демьянова уха»

Ответы учащихся:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как навязчивость, надоедливость. Эта басня учит нас не быть такими надоедливыми, а быть внимательными к окружающим, не приставать к ним, уважать их мнение и слышать других.

Инсценирование басни «Квартет»

Ответы учащихся:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как неумение ладить друг с другом и договариваться в процессе совместной работы.Эта басня учит нас не быть такими, а быть внимательными, умеющими работать в команде, но для этого необходимо слышать своего партнера по делу.

Инсценирование басни «Зеркало и Обезьяна»

Ответы учащихся:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как вертлявость, глупость, ограниченность, насмешки над другими людьми, имеющими какие-либо недостатки.. Эта басня учит нас не быть бездушными по отношению к людям, не похожим на нас, может быть, и с какими-то недостатками, а быть вежливыми, внимательными, порядочными, не обижать людей неосторожным словом.

Инсценирование басни «Собачья дружба»

Ответы учащихся:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как лицемерие и неумение держать данное друзьям и др.людям слово. Эта басня учит нас не быть лживыми обманщиками, а дорожить данным словом и выполнять обещанное, не нарушать клятвы.

Инсценирование басни «Муха и Пчела»

Ответы учащихся:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как надоедливость. Эта басня учит нас не быть такими , как муха, а уважать свое собственное достоинство и быть корректными.

Инсценирование басни «Василёк»

Ответы учащихся:

- В этой басне осмеивается и осуждается такой недостаток людей, как высокомерие и насмешки над другими людьми.. Эта басня учит нас не быть высокомерными, а быть толерантными людьми, видеть в каждом человеке личность независимо от того, богат он или беден, красив или не очень.

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды

текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Излагать содержание прочитанного (про-

слушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

4. Устанавливать причинно-следствен-

ные связи.

5. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2. Учитывать разные мнения и стремиться

к координации различных позиций в сотрудничестве.

3. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуа

ции

5. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зре-

ния.

Личностные УУД 

1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

Понравились ли вам выступления ваших одноклассников?

Трудно ли вам было готовить ваши маленькие сценки?

Всё это и называется словом толерантность. Удалось вам быть толерантными в процессе подготовки к этому открытому уроку?

Нам ещё есть чему учиться.

Трудно. Надо было собираться вместе, не опаздывать на репетицию, быть ответственным – вовремя выучить слова и не подводить свою команду. Не поругаться во время репетиции.

Не всегда.

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве.

4. Формулировать собственное мнение и

позицию, аргументировать её.

4. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зре-

ния.

Личностные УУД 

1.Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. 

Очень надеюсь, что какие-то уроки мы с вами затвердили и сегодня.

Домашнее задание: рисунок в тетради к понравившейся басне.

Прочитаем вместе слова другого известного поэта П. Вяземского о баснописце Иване Андреевиче Крылове и запомним, как хорошо и по-доброму сказано:

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Ее давно мы затвердили, 
Её и внуки затвердят. 

Регулятивные УУД

1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Коммуникативные

УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД 

1.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»

Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....